Тема: «Деление слов на слоги. Перенос слов».
Цели: 1) уточнить знания учащихся об особенностях деления слов на слоги;
2) познакомить учащихся с правилами переноса слов.
Задачи: 1) развивать умение делить слово на слоги и переносить с учётом особенностей слогов;
2)вывести правила переноса слов, закрепить применение их на практике;
3)развивать у детей орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, память;
4)воспитывать любовь и уважение к родному языку, чувство взаимопомощи, аккуратность.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте, всё в порядке
Книги, ручки и тетрадки?
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
- Вспомните, чему были посвящены наши последние уроки русского языка? (Слайд 1 )
- Сегодня мы продолжим работу по этой теме и откроем новое знание.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
- С чего начнём работать? (С повторения и подготовки руки к письму)
Для минутки чистописания я приготовила загадку. Первая буква в отгадке и будет именинницей на чистописании. (Слайд 2)
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит —
В ногу всем шагать велит.
(барабан) (Слайд 3, 4)
- Итак, мы повторяем написание буквы Б, б. Какие звуки обозначает эта буква. (запись заглавной и строчной букв Б, б). (Слайд 5,6,7)
(Слайд 8) Подчеркните гласные в слове барабан. Отметьте ударные и безударные гласные. Написание безударных гласных в этом слове нужно запомнить. Найдите это слово в своих словариках, отметьте «опасные» при письме места. (Подготовленный ученик читает толкование слов по толковому словарю)
Встречалось ли вам это слово в другом значении? Сделайте вывод о слове барабан. (Многозначное) Составьте красивое предложение с этим словом.
- Определите количество слогов в слове барабан.
Как определили? (воспользовались правилом: сколько в слове гласных, столько и слогов)
Воспользуемся этим правилом для определения количества слогов в словах машина, арбуз пень (дети сами подчёркивают гласные, определяют количество слогов, проверяют) (Слайд 9)
Составление предложений с этими словами (по рядам)
- Наш помощник Карандаш тоже составил и записал для вас предложения, посмотрите (Слайд 10)
-Ребята, посмотрите, у Карандаша не хватило места для написания последнего слова в предложении. Как же быть? Если мы уже начали писать какое–то слово на строке, и оно не умещается? (Нужно перенести слово с одной строки на другую)
Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Переносить слова) Слайд11.
-А как нужно переносить слова, как захочется? (По определённым правилам)
Сегодня мы попытаемся эти правила открыть.
3.Выявление места и причины затруднения.
-Итак, как же нам поступить со словом МАШИНА? (перенести с одной строки на другую) В чём наше затруднение? (не знаем правил переноса)
4.Построение проекта выхода из затруднения.
-Какова же цель нашего урока? (открыть правила переноса)
-Как бы вы перенесли? (выслушиваются варианты детей, проверяется по слайду 12)
(Запись предложений по рядам).
-Как переносили слова с одной строки на другую? (по слогам) Модель правила на доску.
Физминутка.
5.Реализация построенного проекта.
- Чтобы не ошибаться в переносе слов, предлагаю разработать памятку. (Слайд13)
Шаги для переноса слова с одной строки на другую.
6.Первичное закрепление во внешней речи.
Каждое слово в данном предложении разбить на две части для переноса, соблюдая разработанные шаги. (1 уч-к у доски с комментированием) Бродит стадо по лугам.
(Повторное проговаривание правила)
Здесь порядок очень строгий
Делим все слова на слоги
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам.
-Разобрались? Молодцы! Как проверить, усвоили вы новое знание или нет? (Слайд 14)
Как правильно перенести слово с одной строки на другую?
Я-года или Яго-да? (высказывания детей)
-А вот как об этом пишет А. Шибаев в стихотворении «Обидели».
Какое новое правило переноса теперь знаем? (одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую строку) (Слайд 15) Модели правил на доску.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Проверь, какие слова правильно разделены для переноса, выпиши их в тетрадь. (Слайд 16)
Проверь себя (Слайд 17)
8.Включение в систему знаний и повторение.
-Скажите, ребята, где мы будем применять наши знания?
Попробуем включить новые знания в копилку уже пройденного материала.
У вас на столах лежат слоги, попробуйте составить из них слова. (наша, школа, дарит, детям, знания). Проверка (Слайд18)
Составьте предложение из данных слов. Запишите.
9.Рефлексия учебной деятельности.
-Что нового узнали на уроке? Проверим, как запомнили правила. (По моделям рассказать правила переноса).
Работа с сигнальными карточками:
-Я запомнил правила переноса слов с одной строки на другую.
-Я не умею переносить слова с одной строки на другую.
-Я не допущу ошибки в написании слова барабан.
Молодцы! Спасибо за урок!