2. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: -Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности. -Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке. | Повторение пройденного | - Послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нём говорится? Утром мы во двор идём – Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят… летят… летят… - О каком времени года это стихотворение? - А как вы догадались? Верно, к нам пришла в гости Осень и решила от нас спрятать слово. Мы сможем его открыть, только выполнив все задания, за каждое правильно выполненное задание, мы получим букву. Вы готовы? | Внимательно слушают учителя Об осени (Ответы детей.) | Индвидуальная, фронтальная | Формирование УУД: (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. |
3. | Постановка проблемы. Цель: -Определить тему и цель урока. - Добиться понимание и принятия учебной задачи урока. | Составление плана учебной деятельности. | Ребята, в выполнении заданий вам поможет –Карандаш. - Наш помощник Карандаш, предлагает вам составить красивое предложение с использованием слова Осень. -Определите сколько слогов в слове осень? (Считают гласные – 2 гласные – 2 слога.) - Как определили, сколько слогов в слове? - Наш помощник Карандаш тоже составил и записал для вас предложение, посмотрите: «Пришла осенняя по-ра! -Ребята, у Карандаша не хватило места для написания последнего слова в предложении. -Как же быть? Если мы уже начали писать какое–то слово на строке, и оно не умещается? Подсказка: Я пишу: «Мычит корова» Белым мелом на доске. Что же делать, если слову Мало места на строке? Мне ответит на вопрос Мой помощник-перенос. -Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? -А какую же цель мы с вами поставим? - Что будем повторять на уроке? -Итак, открываем тетради. Записываем число, классная работа. -Ребята, как же нам поступить со словом ПОРА? Послушайте стихотворение-шутку А. Шибаева «Как я перенёс слова». Мы изучали перенос, Вот как слова я перенёс: Едва Я перенёс: Е-ДВА Как получил за это «ДВА». Укол Я перенёс: У-КОЛ И получил За это «КОЛ». Опять Я перенёс: О-ПЯТЬ Теперь, Наверно, Будет «ПЯТЬ». -Как вы думаете, будет у ученика «пять»? -Почему? Какое правило забыл мальчик? -Как вы думаете, существуют ли правила переноса слов или можно их переносить, как кому захочется? -Верно, есть правила переноса, давайте их повторим перед тем, как приступить к заданиям. -Как определить, сколько в слове слогов? Правила деления слов на слоги в русском языке В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «прикрепляются» к гласным, образуя вместе с гласными слог. | Дети прикладывают ладошку тыльной стороной к подбородку, проговаривают слово осень - 2 слога. воспользовались правилом: сколько в слове гласных, столько и слогов Нужно перенести слово с одной строки на другую Переносить слова «Деление на слоги. Перенос слова» Будем повторять правила переноса слова и деления слов на слоги. -Запись числа в тетрадь -Перенести с одной строки на другую Нет. Он не знает правила переноса. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить. По определённым правилам -Вспоминают правила деления на слоги | Фронтальная | Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя |
4. | Проектирование и фиксация нового знания. Цель: - построить проект совместно с учащимися для выхода из затруднения с использованием необходимых ресурсов знаний. | Фиксирование нового содержания урока. | -Отлично, мы с вами вспомнили правила деления на слоги и перенос словами теперь готовы с вами выполнять задания Осени. Для того чтобы отгадать первую букву слова, нужно поиграть в игру на странице 48, которая называется «Слова из слова». Кабан-банка Насос-сосна Камыш-мышка Валик-вилка Лиса-сила Навес-весна Атлас-салат -Все молодцы, вы очень креативные и первая буква нашего слова «О» -Ребята, вы настолько хорошо справились с предыдущим заданием, что Осень решила вам сделать другое, но посложнее, для этого вам нужно будет поработать в парах. - Вы получили карточки с заданиями. Вам необходимо рассмотреть предложенные слова, сформулировать и озвучить правила переноса. Задание: 1 группа: Рассмотреть предложенные слова: пень, осень, ёж, края, гром, дуб. Сформулировать и озвучить правило переноса. Вывод: Нельзя переносить односложные слова и слова, которые имеют иметь слог, состоящий из одной буквы в конце или в начале слова. 2 группа: Рассмотреть предложенные слова: пеньки, подъезд, коньки, деньки, отъезд. Сформулировать и озвучить правило переноса. Вывод: ь и ъ не переносятся на другую строку. 3 группа: Рассмотреть предложенные слова: зайка, лейка, чайка, змейка, чайник. Сформулировать и озвучить правило переноса. Вывод: буква й остаётся на предыдущей строке Вместе: Рассмотреть предложенные слова: касса, Алла, тонна, аллея, русский Сформулировать и озвучить правило переноса. Вывод: удвоенные согласные разделяются -Вы не оставляете Осени шансов и она вам открывает ещё одну букву «О»! -После повторения правил переноса слов, выполним задание 63 на странице 48. И получим за него нашу 3 букву. Крас|ка- (крас-ка) ра-ди-о- (ра-дио) по-зво-нишь- (по-звонишь, поз-вонишь, позво-нишь) до-го-вор-(до-говор, дого-вор) до-гна-ла-(до-гнала, дог-нала, догна-ла) вклю-чат-(вклю-чат) о-вес- (Правило переноса: нельзя отрывать от слова только одну гласную букву.) май-ка-(май-ка) Правило переноса: буква й всегда примыкает к предыдущему слогу, то есть перенос всегда ставят после й. Правило деления на слоги: й всегда примыкает к предшествующей гласной. ю-ла-(Правило переноса: нельзя отрывать от слова только одну гласную букву.) объ-е-хать- (объ-ехать, объе-хать) Правило переноса: буквы ь, ъ всегда примыкают к предыдущему слогу, то есть знак переноса всегда ставят после них. Правило деления на слоги: ъ всегда примыкает к предшествующей согласной. при-ня-ла- (при-няла, приня-ла) мор-ковь- (мо-рковь, мор-ковь) у-знать- (уз-нать) -Вы это упражнение выполнили с лёгкостью, за это вам Осень дарит 3 букву «Ы»! -Давайте с вами немного разомнёмся и проведём небольшую физ. минутку. -Вот мы и размялись, тем временем, наша гостья Осень приготовила нам ещё одно задание и на кону 4 буква нашего слова. -Давайте постараемся выполнить задание верно, чтобы получить нашу букву. Упражнение 64 на странице 48 Ав-то-мо-биль(сущ) Иней (сущ) Стра-ни-ца(сущ) Аку-ла(сущ) Длин-ная(прил) За-пре-тить(гл) Отъе-хать(гл) Род-ное(прил) Ма-як(сущ) Выль-ет(гл) Пе-ре-не-сёт(гл) Май-ка(сущ) Зай-ка(сущ) Объ-езд(сущ) -Отлично, вот мы и исправили ошибки и за наше задание мы получили букву «Д»! -Чтобы посмотреть, какая же следующая буква нужно правильно распределить слова на имена существительные и глаголы на странице 48 в упражнении 65 Нельзя перенести: уже, что, её, она, как. Имена существительные: месяц, Каштанка, вечер, обедом, она, незнакомцу, сожителям, жизнь, маслу Глаголы: прошёл, привыкла, кормили, звали, потекла. -Ура! Почти все буквы собраны. Осень решила отдать вам предпоследнюю букву за самое сложное задание, которое вы должны будете выполнить самостоятельно. | Выполняют задания в учебнике Выполняют задания в парах Выполняют упражнения Задания в учебнике Задания в учебнике | Фронтальная,индивидуальная,парная | Формирование УУД: (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
6. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: -зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию собственной учебной деятельности; | | -Вы почти собрали слово и многие уже догадываются, какое оно. Но перед тем как открыть последнюю букву, давайте вспомним: – Над какой темой вы работали сегодня на уроке? -Что мы повторили на уроке? – Из каких частей состоят слова? – Как определить, сколько в слове слогов? – Ребята, а если часть слова не помещается на строке, что нужно сделать? (Перенести ее на другую строку.) – Как правильно нужно переносить слова? – Как нужно переносить слова с Ь, Ъ и Й? -Какие задания вызвали у вас затруднения? -Итак, ребята, давайте прочтём телеграмму от Осени и узнаем последнюю букву в слове. -Осень раскрыла свой секрет, и открыло нам слово, которое спрятала. -Раздели слова на слоги, и собери новое слово Лимоны (2 слог) лодка (1слог) огурцы (3 слог) -Какое слово прислала Осень? МОЛОДЦЫ! -Да, действительно, вы молодцы, справились со всеми заданиями и отгадали слово. Осень так впечатлилась вашими правильными ответами, что хочет знать, как прошёл ваш урок. Для этого она вам приготовила большое дерево и листочки. Приклейте красный листочек к дереву, если у вас возникали затруднения на уроке. Жёлтый - было трудно, но я справлялся. Зелёный - всё получалось на уроке, задания не вызывали трудностей. Вот и кончился урок, Снова прозвенел звонок. Отдыхать мы можем смело, А потом опять за дело. Домашнее задание: Ещё раз повтори «Правила деления на слоги и перенос слова». | Ответы детей. -«Деление на слоги. Перенос слова» -Из слогов. -Сколько в слове гласных букв, столько и слогов. -По слогам. Но одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку. -Буквы Ь, Ъ, Й нельзя отделять от предшествующей буквы. Делят слова на слоги Клеят листочки к дереву | фронтальная | – рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); |