kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему: «Деление на слоги. Перенос слова».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку на тему: «Деление на слоги. Перенос слова».

  1. Место и роль урока в изучаемой теме: урок повторения;

7.Цель урока: Повторить правила переноса слов и деления слов на слоги.

8.Задачи:

   Образовательные: Сформировать умение делить слова на слоги, ставить в них ударение, учить

переносу слов;

Развивающие: Способствовать развитию  устной  и письменной речи, пополнению словарного запаса детей;

Воспитательные: Способствовать воспитанию интереса к родному языку, изучению русского языка, умению слушать и слышать других.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: «Деление на слоги. Перенос слова».»

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»








Технологическая карта

по русскому языку

Тема урока: «Деление на слоги. Перенос слова».

(4 «З» класс, программа «Перспектива»).








Подготовила студентка группы 3«Е»

Постнова Светлана Сергеевна
Специальность:

44.02.02 «Преподавание в начальных классах».

Проверили:

Методист: Ситникова Т.В.________________

Классный руководитель: Новикова Н.В.________________


Волгоград, 2019 г.

Технологическая карта урока «Деление на слоги. Перенос слова»


  1. Ф.И.О. учителя: Постнова Светлана Сергеевна

  1. Класс: 4 «З»

  1. Дата: 27.09.2019г.

  2. Предмет: русский язык;

  3. Тема урока: «Деление на слоги. Перенос слова»;

  4. Место и роль урока в изучаемой теме: урок повторения;

7.Цель урока: Повторить правила переноса слов и деления слов на слоги.

8.Задачи:

Образовательные: Сформировать умение делить слова на слоги, ставить в них ударение, учить

переносу слов;

Развивающие: Способствовать развитию устной и письменной речи, пополнению словарного запаса детей;

Воспитательные: Способствовать воспитанию интереса к родному языку, изучению русского языка, умению слушать и слышать других.

9.Дидактические средства:

  • для учителя – технологическая карта, учебник , средства ИКТ (презентация), наглядный материал;

  • для обучающегося – тетрадь, учебник, карточки с заданиями;


Ход урока.


Название этапа,

цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

1.

Организационный момент. Цель: - Включить детей в деятельность. -Организовать самооценку предстоящей деятельности. - Воспитывать культуру поведения на уроке.

Подготовка к уроку, приветствие.

- Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Здравствуйте ребята, меня зовут Светлана Сергеевна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Садитесь.

Приветствуют учителя.

Занимают свои места.




фронтальная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

-Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности. -Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.

Повторение пройденного

- Послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нём говорится?

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

- О каком времени года это стихотворение?

- А как вы догадались?

Верно, к нам пришла в гости Осень и решила от нас спрятать слово. Мы сможем его открыть, только выполнив все задания, за каждое правильно выполненное задание, мы получим букву. Вы готовы?

Внимательно слушают учителя










Об осени

(Ответы детей.)

Индвидуальная, фронтальная

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

3.

Постановка проблемы.

Цель:

-Определить тему и цель урока.

- Добиться понимание и принятия учебной задачи урока.


Составление плана учебной деятельности.


Ребята, в выполнении заданий вам поможет –Карандаш.

- Наш помощник Карандаш, предлагает вам составить красивое предложение с использованием слова Осень.

-Определите сколько слогов в слове осень?

(Считают гласные – 2 гласные – 2 слога.)

- Как определили, сколько слогов в слове?
- Наш помощник Карандаш тоже составил и записал для вас предложение, посмотрите:

«Пришла осенняя по-ра!

-Ребята, у Карандаша не хватило места для написания последнего слова в предложении.


-Как же быть? Если мы уже начали писать какое–то слово на строке, и оно не умещается?


Подсказка:

Я пишу: «Мычит корова»

Белым мелом на доске.

Что же делать, если слову

Мало места на строке?

Мне ответит на вопрос

Мой помощник-перенос.


-Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока?

-А какую же цель мы с вами поставим?

- Что будем повторять на уроке?


-Итак, открываем тетради. Записываем число, классная работа.


-Ребята, как же нам поступить со словом ПОРА?


Послушайте стихотворение-шутку А. Шибаева «Как я перенёс слова».

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенёс:

Едва

Я перенёс:

Е-ДВА

Как получил за это «ДВА».

Укол

Я перенёс:

У-КОЛ

И получил

За это «КОЛ».

Опять

Я перенёс:

О-ПЯТЬ

Теперь,

Наверно,

Будет «ПЯТЬ».

-Как вы думаете, будет у ученика «пять»?

-Почему? Какое правило забыл мальчик?

-Как вы думаете, существуют ли правила переноса слов или можно их переносить, как кому захочется?

-Верно, есть правила переноса, давайте их повторим перед тем, как приступить к заданиям.


-Как определить, сколько в слове слогов?

Правила деления слов на слоги в русском языке

  1. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

  2. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «прикрепляются» к гласным, образуя вместе с гласными слог.



Дети прикладывают ладошку тыльной стороной к подбородку, проговаривают слово осень -  2 слога.

воспользовались правилом: сколько в слове гласных, столько и слогов






Нужно перенести слово с одной строки на другую






Переносить слова




«Деление на слоги. Перенос слова»

Будем повторять правила переноса слова и деления слов на слоги.

-Запись числа в тетрадь


-Перенести с одной строки на другую





















Нет.

Он не знает правила переноса.

Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.


По определённым правилам















-Вспоминают правила деления на слоги




Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

4.

Проектирование и фиксация нового знания.

Цель:

- построить проект совместно с учащимися для выхода из затруднения с использованием необходимых ресурсов знаний.


Фиксирование нового содержания урока.

-Отлично, мы с вами вспомнили правила деления на слоги и перенос словами теперь готовы с вами выполнять задания Осени. Для того чтобы отгадать первую букву слова, нужно поиграть в игру на странице 48, которая называется «Слова из слова».


Кабан-банка

Насос-сосна

Камыш-мышка

Валик-вилка

Лиса-сила

Навес-весна

Атлас-салат


-Все молодцы, вы очень креативные и первая буква нашего слова «О»


-Ребята, вы настолько хорошо справились с предыдущим заданием, что Осень решила вам сделать другое, но посложнее, для этого вам нужно будет поработать в парах.

- Вы получили карточки с заданиями. Вам необходимо рассмотреть предложенные слова, сформулировать и озвучить правила переноса.

Задание:

1 группа:

Рассмотреть предложенные слова: пень, осень, ёж, края, гром, дуб.

Сформулировать и озвучить правило переноса.

Вывод: Нельзя переносить односложные слова и слова, которые имеют иметь слог, состоящий из одной буквы в конце или в начале слова.

2 группа:

Рассмотреть предложенные слова: пеньки, подъезд, коньки, деньки, отъезд.

Сформулировать и озвучить правило переноса.

Вывод: ь и ъ не переносятся на другую строку.

3 группа:

Рассмотреть предложенные слова: зайка, лейка, чайка, змейка, чайник.

Сформулировать и озвучить правило переноса.

Вывод: буква й остаётся на предыдущей строке

Вместе: Рассмотреть предложенные слова: касса, Алла, тонна, аллея, русский

Сформулировать и озвучить правило переноса.

Вывод: удвоенные согласные разделяются


-Вы не оставляете Осени шансов и она вам открывает ещё одну букву «О»!

-После повторения правил переноса слов, выполним задание 63 на странице 48. И получим за него нашу 3 букву.

  • Крас|ка- (крас-ка)

  • ра-ди-о- (ра-дио)

  • по-зво-нишь- (по-звонишь,

поз-вонишь, позво-нишь)

  • до-го-вор-(до-говор, дого-вор)

  • до-гна-ла-(до-гнала, дог-нала, догна-ла)

  • вклю-чат-(вклю-чат)

  • о-вес- (Правило переноса: нельзя отрывать от слова только одну гласную букву.)

  • май-ка-(май-ка) Правило переноса: буква й всегда примыкает к предыдущему слогу, то есть перенос всегда ставят после й.

Правило деления на слоги: й всегда примыкает к предшествующей гласной.

  • ю-ла-(Правило переноса: нельзя отрывать от слова только одну гласную букву.)

  • объ-е-хать- (объ-ехать, объе-хать) Правило переноса: буквы ь, ъ всегда примыкают к предыдущему слогу, то есть знак переноса всегда ставят после них.

Правило деления на слоги: ъ всегда примыкает к предшествующей согласной.

  • при-ня-ла- (при-няла, приня-ла)

  • мор-ковь- (мо-рковь, мор-ковь)

  • у-знать- (уз-нать)

-Вы это упражнение выполнили с лёгкостью, за это вам Осень дарит 3 букву «Ы»!

-Давайте с вами немного разомнёмся и проведём небольшую физ. минутку.

-Вот мы и размялись, тем временем, наша гостья Осень приготовила нам ещё одно задание и на кону 4 буква нашего слова.

-Давайте постараемся выполнить задание верно, чтобы получить нашу букву.

Упражнение 64 на странице 48


Ав-то-мо-биль(сущ)

Иней (сущ)

Стра-ни-ца(сущ)

Аку-ла(сущ)

Длин-ная(прил)

За-пре-тить(гл)

Отъе-хать(гл)

Род-ное(прил)

Ма-як(сущ)

Выль-ет(гл)

Пе-ре-не-сёт(гл)

Май-ка(сущ)

Зай-ка(сущ)

Объ-езд(сущ)

-Отлично, вот мы и исправили ошибки и за наше задание мы получили букву «Д»!


-Чтобы посмотреть, какая же следующая буква нужно правильно распределить слова на имена существительные и глаголы на странице 48 в упражнении 65

Нельзя перенести: уже, что, её, она, как.

Имена существительные: месяц, Каштанка, вечер, обедом, она, незнакомцу, сожителям, жизнь, маслу

Глаголы: прошёл, привыкла, кормили, звали, потекла.

-Ура! Почти все буквы собраны. Осень решила отдать вам предпоследнюю букву за самое сложное задание, которое вы должны будете выполнить самостоятельно.




Выполняют задания в учебнике



















Выполняют задания в парах







































































Выполняют упражнения







Задания в учебнике























Задания в учебнике

Фронтальная,индивидуальная,парная

Формирование УУД:

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

5.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5–6 мин)

Цель:

- организовать самостоятельную деятельность учащихся.


Самостоятельная деятельность учащихся

-А теперь давайте проведём небольшую самостоятельную работу. Сейчас я раздам вам листочки, на них не забудьте написать имя и фамилию.

- Разделим на слоги и для переноса слова:


Слово

На слоги

Для пе­ре­но­са

аист

а-ист

Перенести нельзя! аист

молния

мол-ни-я

мол-ния

ежи

е-жи

Перенести нель­зя! ежи

линия

ли-ни-я

ли-ния

сту­лья

стуль-я

сту-лья


Сдаём листочки

Молодцы, ребята!



Слушают инструкцию по выполнению задания


Выполняют задания самостоятельно







индивидуальная

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

6.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

-зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию собственной учебной деятельности;



-Вы почти собрали слово и многие уже догадываются, какое оно. Но перед тем как открыть последнюю букву, давайте вспомним:

– Над какой темой вы работали сегодня на уроке?

-Что мы повторили на уроке?

– Из каких частей состоят слова?

– Как определить, сколько в слове слогов?

– Ребята, а если часть слова не помещается на строке, что нужно сделать? (Перенести ее на другую строку.)

– Как правильно нужно переносить слова?

– Как нужно переносить слова с Ь, Ъ и Й?






-Какие задания вызвали у вас затруднения?

-Итак, ребята, давайте прочтём телеграмму от Осени и узнаем последнюю букву в слове.


-Осень раскрыла свой секрет, и открыло нам слово, которое спрятала.

-Раздели слова на слоги, и собери новое слово

Лимоны (2 слог)     лодка (1слог)     огурцы (3 слог)

-Какое слово прислала Осень? МОЛОДЦЫ!

-Да, действительно, вы молодцы, справились со всеми заданиями и отгадали слово.

Осень так впечатлилась вашими правильными ответами, что хочет знать, как прошёл ваш урок. Для этого она вам приготовила большое дерево и листочки.


Приклейте красный листочек к дереву, если у вас возникали затруднения на уроке.


Жёлтый - было трудно, но я справлялся.


Зелёный - всё получалось на уроке, задания не вызывали трудностей.



Вот и кончился урок,

Снова прозвенел звонок.

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.


Домашнее задание: Ещё раз повтори «Правила деления на слоги и перенос слова».



Ответы детей.



-«Деление на слоги. Перенос слова»

-Из слогов.

-Сколько в слове гласных букв, столько и слогов.

-По слогам. Но одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.

-Буквы Ь, Ъ, Й нельзя отделять от предшествующей буквы.









Делят слова на слоги










Клеят листочки к дереву

фронтальная

рефлексия способов и условий действия (П);

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

самооценка на основе критерия успешности (Л);

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

использование критериев для обоснования своего суждения (К);


Тема:

Цель:


Слово

На слоги

Для переноса

Слово

На слоги

Для переноса

Слово

На слоги

Для переноса

аист



аист



аист



молния



молния



молния



ежи



ежи



ежи



линия



линия



линия



стулья



стулья



стулья



Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Слово

На слоги

Для переноса

Слово

На слоги

Для переноса

Слово

На слоги

Для переноса

аист



аист



аист



молния



молния



молния



ежи



ежи



ежи



линия



линия



линия



стулья



стулья



стулья



Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Слово

На слоги

Для переноса

Слово

На слоги

Для переноса

Слово

На слоги

Для переноса

аист



аист



аист



молния



молния



молния



ежи



ежи



ежи



линия



линия



линия



стулья



стулья



стулья



Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Слово

На слоги

Для переноса

Слово

На слоги

Для переноса

Слово

На слоги

Для переноса

аист



аист



аист



молния



молния



молния



ежи



ежи



ежи



линия



линия



линия



стулья



стулья



стулья



Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Слово

На слоги

Для переноса

Слово

На слоги

Для переноса

Слово

На слоги

Для переноса

аист



аист



аист



молния



молния



молния



ежи



ежи



ежи



линия



линия



линия



стулья



стулья



стулья



Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Слово

На слоги

Для переноса

Слово

На слоги

Для переноса

Слово

На слоги

Для переноса

аист



аист



аист



молния



молния



молния



ежи



ежи



ежи



линия



линия



линия



стулья



стулья



стулья



Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Слово

На слоги

Для переноса

Слово

На слоги

Для переноса

Слово

На слоги

Для переноса

аист



аист



аист



молния



молния



молния



ежи



ежи



ежи



линия



линия



линия



стулья



стулья



стулья



Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Слово

На слоги

Для переноса

Слово

На слоги

Для переноса

Слово

На слоги

Для переноса

аист



аист



аист



молния



молния



молния



ежи



ежи



ежи



линия



линия



линия



стулья



стулья



стулья



Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Слово

На слоги

Для переноса

Слово

На слоги

Для переноса

Слово

На слоги

Для переноса

аист



аист



аист



молния



молния



молния



ежи



ежи



ежи



линия



линия



линия



стулья



стулья



стулья



Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Слово

На слоги

Для переноса

Слово

На слоги

Для переноса

Слово

На слоги

Для переноса

аист



аист



аист



молния



молния



молния



ежи



ежи



ежи



линия



линия



линия



стулья



стулья



стулья



Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Слово

На слоги

Для переноса

Слово

На слоги

Для переноса

Слово

На слоги

Для переноса

аист



аист



аист



молния



молния



молния



ежи



ежи



ежи



линия



линия



линия



стулья



стулья



стулья



Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Слово

На слоги

Для переноса

Слово

На слоги

Для переноса

Слово

На слоги

Для переноса

аист



аист



аист



молния



молния



молния



ежи



ежи



ежи



линия



линия



линия



стулья



стулья



стулья



Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.





«Деление на слоги. Перенос слова»








Повторить правила переноса слова и деления слов на слоги.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему: «Деление на слоги. Перенос слова».

Автор: Постнова Светлана Сергеевна

Дата: 08.12.2019

Номер свидетельства: 530824

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка с применением ЭОР"
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-s-primienieniiem-eor"
    ["file_id"] => string(6) "248387"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446721485"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Конспект урока - кроссворда 2 класс. "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-krossvorda-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "234055"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443339763"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка "Удвоенные согласные", 3 класс "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-udvoiennyie-soghlasnyie-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "102250"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402490905"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока на тему:«Деление слов на слоги. Правила переноса слов». "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-na-tiemu-dielieniie-slov-na-sloghi-pravila-pierienosa-slov"
    ["file_id"] => string(6) "142271"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418242500"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Урок русского языка по теме "Деление слов на слоги. Перенос слов", 1 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_po_tiemie_dielieniie_slov_na_sloghi_pierienos_slov_1_klass"
    ["file_id"] => string(6) "390082"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486679491"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства