учебник (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык. 7 класс. – М., 20013).
Ход урока.
Работа с эпиграфом. Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.
М. Горький
На какие особенности русского языка обращает внимание М. Горький?
В чём проявляется богатство русского языка?
Какие части речи использованы в высказывании М. Горького?
Чем могут отличаться части речи друг от друга? (общим значением, морфологическими признаками, синтаксической ролью)
Материал для наблюдения. (слайд 1)
Работа в группах.
Проверьте заполнение таблицы, объясняя свой выбор.
Затем проверяем на доске (слайд 2)
Формулирование темы.
Слова, оказавшиеся в третьем столбике, образованы от глагола, но не имеют грамматического значения рода, числа и падежа. Это новая часть речи, она называется деепричастие (слайд 3).
Тема записывается в тетрадь (слайд 4).
Формулирование цели.
На какие вопросы мы должны ответить сегодня на уроке? (что обозначает деепричастие; на какие вопросы отвечает; какие морфологические признаки имеет; какова синтаксическая роль деепричастия)
Работа с таблицей.
Обратимся к материалу таблицы.
На какие вопросы вы можете ответить?
(на какие вопросы отвечает деепричастие; какие морфологические признаки имеет; с помощью каких суффиксов образуется) (слайд 3)
Самостоятельно определите синтаксическую роль деепричастий.
Что вам для этого нужно сделать?( работа с презентацией : слайд 5)
Что вы узнали о деепричастии как самостоятельной части речи?. Дайте определение.
На все ли вопросы, заданные ранее мы нашли ответы?
Нет, затруднения обнаружились в определении значения деепричастия.
Где можно найти ответ на этот вопрос? (в учебнике)
Работа с учебником.
С. 77: учащиеся читают определение деепричастия, сравнивают с тем, которое дали самостоятельно, отмечают значение деепричастия как самостоятельной части речи.
Практикум.
№ 181 (по заданию)
Попробуйте составить 2 предложения, используя деепричастия.
Для этой работы можно предложить уже известную учащимся картину
Ф.П. Решетникова «Опять двойка» (слайд 6)
Подведение итогов.
В начале уроке мы с вами говорили о богатстве русского языка. Как деепричастие обогащает нашу с вами речь?
Оцените свою деятельность на уроке, заполнив таблицу (распечатанные таблицы лежат на столах учеников)
Что мне понравилось на уроке
На каких этапах урока я испытывал затруднения
Что я узнал на уроке
Домашнее задание.
Составить опорную схему по правилу на с.77, в схему включить 2 предложения с использованием деепричастий.