kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: " Дательный падеж имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я предлагаю вашему вниманию конспект урока по русскому языку в 3 классе, УМК "Школа России". Тема "Знакомство  с особенностями дательного падежа имён существительных." Это первый урок в теме, урок открытия новых знаний. Предлагаю памятку - план изучения падежей, стихи о падежах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по русскому языку»

1. Орг. Момент.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Девочки за парты сели,

Мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

 - Я хочу вас спросить: Вы любите преодолевать трудности?

 - Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

 - Трудность всегда преодолевается, если человек трудолюбивый, всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

2. Актуализация знаний.

Давайте прочитаем стихотворение В. Лифшица, которое называется «Труд». На столах у вас возьмите карточку №1.

 - Послушайте стихотворение. О чём это стихотворение?

 Труд.

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба –

Всё это создано трудом,

А не свалилось с неба. (В. Лифшиц).

 - Так о чём это стихотворение?

 - В каких словах выражена главная мысль стихотворения?

 - Какая часть речи преобладает в этом тексте?

  Вот уже несколько уроков мы работаем над этой большой темой, какой?

 - Давайте по опорным словам вспомним, что мы уже знаем об имени существительном?

Схема – цветок.

Имена существительные

Обозначают:  предмет

Отвечают на вопрос:  кто? что?

Бывают: собственные, нарицательные

  одушевлённые, неодушевлённые

  мужской, женский, средний род

  - Какие признаки имён существительных вы назвали?

Изменяются:  единственное, множественное число

  - Как называется такой признак имени существительного?

Роль в предложении: подлежащее, второстепенный член.

  

IV. Сообщение темы урока и учебных целей.

Что записано?(словосочетания)

Какое задание можно предложить?

Была метель, рассказать другу, вьюга кружила, стоять у осины, дошёл до реки, бежать по тропинке, пришёл от сестры, принесла из леса .

( И.п., Р.п., Д.п.)

Проверка .

- Что вы знаете о И.п., Р.п., ( выставит карточки на доске)

2. - Тема нашего урока « Дательный падеж имен существительных»

- Какие цели урока мы поставим перед собой и постараемся решить их к концу урока?



План решения учебной задачи:

1.Узнать вопросы Д.п.

2.С какими предлогами употребляется форма этого падежа?

3.Может ли эта форма употребляться без предлога?

4.Определить роль существительных, стоящих в форме Д.п.

План определили, где можно найти информацию?

4.Предлагаю поработать в группах, вспомнить правила сотрудничества

Материал для работы 1, 2 группы:

Прочитайте словосочетания

Напишите в скобочках пропущенный вопрос

Определите падеж имён существительных по вопросу

Сделайте вывод, на какие вопросы отвечают существительные в Д.п.
почему есть 2 вопроса?

Подарил ( ) другу, рад ( ) весне, подошёл ( к ) к коню,

ехал ( по ) по дороге, подъехал ( к ) к площади, смотрел вслед

( ) журавлям, узнал благодаря ( ) учителю.

Вывод: Имена сущ-ые в Д.П.________________________________________________

_________________________________________________________________________-

__________________________________________________________________________

Материал для работы 3, 4 группы:

Прочитайте строчки из известных вам произведений.

Найдите словосочетание с существительным в Д.П., поставив вопрос от выделенного слова, подпишите падеж.

С какими предлогами употреблены существительные в Д.П, подчеркните

предлоги.

Сделайте вывод.

Могут ли существительные в Д,П, употребляться без предлогов?

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Даже в стих-ии говорится:

Я называюсь дательным.

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я смогу сказать.

С предлогом к и по 

Благодаря и вслед дружу,

Но и один гулять хожу.

Материал для работы 5, 6 групп:


Прочитайте текст.

В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.

Обозначьте падеж выделенных существительных.

Сделайте вывод, каким членом предложения (главным или второстепенным) являются сущ-ые в Д.П.

Вывод:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-



Случай с кошельком.
1) По улице бежали дети. 2) К магазину медленно шла хроменькая старушка. 3) Из её сумки выпал кошелёк с деньгами. 4) Костя видел это. 5) Он подобрал кошелёк и отдал старушке. 6) Костя вернулся к сестре. 7) Сестра похвалила его, сказав, что быть честным надо каждому человеку.

Дополнительно! Подумайте, какое значение имеют существительные в Д,П,?

Падеж, в котором имена существительные приобретают значение адресата, называется дательным: дал (кому?) ученикам, верен (чему?) слову,

Существительные в дательном падеже могут употребляться с предлогами: плыть по реке, смотреть вслед журавлям, выздороветь благодаря врачу, подбежать к дому. 

Учитель: Предлоги: к, вслед, благодаря употребляются только с существительными в дательном падеже. О чем это может говорить?

Дети: Предлоги могут подсказать и быстро определить существительное в дательном падеже.

Учитель: Предлог по употребляется с тремя падежами.

Дети: Надо быть внимательным при определении падежа у существительного.

Учитель: Каким членом предложения является существительное в дательном падеже?

Дети: Существительное в дательном падеже является второстепенным членом предложения.

Учитель: Какой способ определения падежа у существительного для вас самый надежный?

Дети: Самый надежный способ – это определить падеж существительного по вопросу.


Выступление групп. ( появляется на слайде)

Физкультминутка

Если сущ – ое в словосочетании в Д.п. – хлопаете, нет – приседаете:

Жёлтый помидор, гулял по парку, слезать с дерева, подошёл к школе,

Доплыл до берега, подарил бабушке. Плывёт по реке(Д), вижу сестру(В), вышел из школы(Р), подошли к лесу (Д), варенье из вишни(Р), стоит у стены(Р), подъехали к городу (Д) А сейчас выполняете действие – если в Д.п., нет – стоять спокойно: Поднять руки, улыбнуться соседу, посмотреть в окно, подарите улыбку гостям, ПОГЛАДИТЬ СЕБЯ ПО ГОЛОВЕ.

7. Работа по теме урока.

1) Игра « Кто первый?» ( игра в парах)

Жить в Москве, угощать земляникой, подарить другу, принести из магазина, ехал по дороге, любить Родину, подъехал к площади, пришел с работы, рад зиме, написать бабушке.

- Кто первый выпишет словосочетания в Д.п.

2. Проверка.

3. Определить падежи оставшихся словосочетаний.


2)

Составьте три предложения, употребляя существитвительное - учитель в разных падежах,которые мы изучили за последние 3 урока: в И.п., Р.п., Д.п.

Обозначьте падеж, выделите окончание. 

3) Задание на интерактивной доске – « Собери 3 команды»

8) Рефлексия

9) Домашнее задание – заполнить таблицу , упр. 84






















Просмотр содержимого документа
«стихи»

1.Есть  именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в
 подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы –
 кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.

С каким падежом познакомились ребята первого варианта? На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Каким членом предложения бывает существительное в именительном падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в им. пад. с предлогами?

2.А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? Нет  вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И
 с, и до, и у, и из – 
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на
 винительный
Бываю иногда,
 
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.

С каким падежом познакомились ребята второго варианта? На какие вопросы отвечают существительные в род. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож? Нам предстоит в будущем научиться различать эти падежи.

 

3.

С каким падежом познакомились ребята третьего варианта? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими?

4.А я – винительный падеж 
И я во всём
 виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

С каким падежом познакомились ребята четвёртого варианта? На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Могут употребляться с предлогами?

5.А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь! – Чем?
Творите! –
 С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам
 перед, под и над
В любой момент я очень рад.

С каким падежом познакомились ребята пятого варианта? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют?

6.   Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет
 о, и в, и при  
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?

С каким падежом познакомились ребята шестого варианта?

На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ-е в пр. падеже?

 (Работая  с каждым падежом, постепенно появляется таблица падежей, заполняемая вместе с детьми):

 

Только в каком падеже имя существительное может являться подлежащим? Как называются остальные? (косвенные)

Как вы понимаете задание изменить слово по падежам? (Задать падежный вопрос к существительному от главного слова и изменить форму этого существительного по вопросу.)

 

6.Составление алгоритма определения падежа имени существительного.

 

Сайт: www.uchkopilka.ru


Оригинал публикации: http://uchkopilka.ru/russkij-yazyk/konspekty-i-stsenarii/item/4320-urok-russkogo-yazyka-3-klass-padezhi-imjon-sushch


Просмотр содержимого документа
«План решения учебной задачи»

План решения учебной задачи:

1.Узнать вопросы Д.п.

2.С какими предлогами употребляется форма этого падежа?

3.Может ли эта форма употребляться без предлога?

4.Определить роль существительных, стоящих в форме Д.п.

План решения учебной задачи:

1.Узнать вопросы Д.п.

2.С какими предлогами употребляется форма этого падежа?

3.Может ли эта форма употребляться без предлога?

4.Определить роль существительных, стоящих в форме Д.п.



План решения учебной задачи:

1.Узнать вопросы Д.п.

2.С какими предлогами употребляется форма этого падежа?

3.Может ли эта форма употребляться без предлога?

4.Определить роль существительных, стоящих в форме Д.п.



План решения учебной задачи:

1.Узнать вопросы Д.п.

2.С какими предлогами употребляется форма этого падежа?

3.Может ли эта форма употребляться без предлога?

4.Определить роль существительных, стоящих в форме Д.п.





Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»

Учитель: Жильцова Марина Ивановна

Урок русского языка, 3 класс, авторы учебника В.П.Канакина, В.Г. Горецкий – программа «Школа России»

Тема урока: «Дательный падеж»

Дидактическая цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Задачи урока:

Образовательная: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.

Развивающая: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, стремление прийти на помощь товарищу.

Методы обучения: практический; словесный; информационный.

Ожидаемые результаты:

Предметные: уметь определять падеж имени существительного, уметь правильно применять изученное правило.

Познавательные: рефлексия способов и условий своих действий, контроль и оценка своих действий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, . На основе анализа объектов делать выводы, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками. Развивать умение слушать и понимать других.

Регулятивные: Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, учиться действовать по алгоритму; проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.


Формирование УУД:

1. Коммуникативные УУД:

- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.

2. Познавательные УУД:

- формулирование познавательной цели;

- доказательство;

- синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- построение логической цепи рассуждений;

- структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- рефлексия способов действия;

- навык самоконтроля;

- анализ объектов с целью распределения по признакам.

3. Личностные УУД:

- самоопределение;- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

4. Регулятивные УУД:

- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

- формирование самоконтроля;

- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, коллективная.

Средства обучения: рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе.

Оборудование урока: - мультимедийный проектор, презентация к уроку;

- карточки с заданием;

- сигнальная карточка «Дательный падеж»;

- цветик-семицветик «Имя существительное»;

- девиз письма;

- карточки для рефлексии.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему: " Дательный падеж имён существительных"

Автор: Жильцова Марина Ивановна

Дата: 06.07.2015

Номер свидетельства: 222315

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-padiezhi-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "168613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423251978"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Презинтация и конспект урока на тему:Винительный падеж имён существительных "
    ["seo_title"] => string(90) "priezintatsiia-i-konspiekt-uroka-na-tiemu-vinitiel-nyi-padiezh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "154624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421170815"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока "Осенний калейдоскоп" Учимся различать падежи имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-osiennii-kalieidoskop-uchimsia-razlichat-padiezhi-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "100291"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402375484"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка "Дательный падеж""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekturokarusskoghoiazykadatielnyipadiezh"
    ["file_id"] => string(6) "272113"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451907083"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по русскому языку.Дательный падеж. "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-datiel-nyi-padiezh"
    ["file_id"] => string(6) "234474"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443453939"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства