1. Орг. Момент.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Девочки за парты сели,
Мальчики за парты сели.
На меня все посмотрели.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
- Я хочу вас спросить: Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудность всегда преодолевается, если человек трудолюбивый, всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
2. Актуализация знаний.
Давайте прочитаем стихотворение В. Лифшица, которое называется «Труд». На столах у вас возьмите карточку №1.
- Послушайте стихотворение. О чём это стихотворение?
Труд.
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба. (В. Лифшиц).
- Так о чём это стихотворение?
- В каких словах выражена главная мысль стихотворения?
- Какая часть речи преобладает в этом тексте?
Вот уже несколько уроков мы работаем над этой большой темой, какой?
- Давайте по опорным словам вспомним, что мы уже знаем об имени существительном?
Схема – цветок.
Имена существительные
Обозначают: предмет
Отвечают на вопрос: кто? что?
Бывают: собственные, нарицательные
одушевлённые, неодушевлённые
мужской, женский, средний род
- Какие признаки имён существительных вы назвали?
Изменяются: единственное, множественное число
- Как называется такой признак имени существительного?
Роль в предложении: подлежащее, второстепенный член.
IV. Сообщение темы урока и учебных целей.
Что записано?(словосочетания)
Какое задание можно предложить?
Была метель, рассказать другу, вьюга кружила, стоять у осины, дошёл до реки, бежать по тропинке, пришёл от сестры, принесла из леса .
( И.п., Р.п., Д.п.)
Проверка .
- Что вы знаете о И.п., Р.п., ( выставит карточки на доске)
2. - Тема нашего урока « Дательный падеж имен существительных»
- Какие цели урока мы поставим перед собой и постараемся решить их к концу урока?
План решения учебной задачи:
1.Узнать вопросы Д.п.
2.С какими предлогами употребляется форма этого падежа?
3.Может ли эта форма употребляться без предлога?
4.Определить роль существительных, стоящих в форме Д.п.
План определили, где можно найти информацию?
4.Предлагаю поработать в группах, вспомнить правила сотрудничества
Материал для работы 1, 2 группы:
Прочитайте словосочетания
Напишите в скобочках пропущенный вопрос
Определите падеж имён существительных по вопросу
Сделайте вывод, на какие вопросы отвечают существительные в Д.п.
почему есть 2 вопроса?
Подарил ( ) другу, рад ( ) весне, подошёл ( к ) к коню,
ехал ( по ) по дороге, подъехал ( к ) к площади, смотрел вслед
( ) журавлям, узнал благодаря ( ) учителю.
Вывод: Имена сущ-ые в Д.П.________________________________________________
_________________________________________________________________________-
__________________________________________________________________________
Материал для работы 3, 4 группы:
Прочитайте строчки из известных вам произведений.
Найдите словосочетание с существительным в Д.П., поставив вопрос от выделенного слова, подпишите падеж.
С какими предлогами употреблены существительные в Д.П, подчеркните
предлоги.
Сделайте вывод.
Могут ли существительные в Д,П, употребляться без предлогов?
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Даже в стих-ии говорится:
Я называюсь дательным.
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я смогу сказать.
С предлогом к и по
Благодаря и вслед дружу,
Но и один гулять хожу.
Материал для работы 5, 6 групп:
Прочитайте текст.
В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.
Обозначьте падеж выделенных существительных.
Сделайте вывод, каким членом предложения (главным или второстепенным) являются сущ-ые в Д.П.
Вывод:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-
Случай с кошельком.
1) По улице бежали дети. 2) К магазину медленно шла хроменькая старушка. 3) Из её сумки выпал кошелёк с деньгами. 4) Костя видел это. 5) Он подобрал кошелёк и отдал старушке. 6) Костя вернулся к сестре. 7) Сестра похвалила его, сказав, что быть честным надо каждому человеку.
Дополнительно! Подумайте, какое значение имеют существительные в Д,П,?
Падеж, в котором имена существительные приобретают значение адресата, называется дательным: дал (кому?) ученикам, верен (чему?) слову,
Существительные в дательном падеже могут употребляться с предлогами: плыть по реке, смотреть вслед журавлям, выздороветь благодаря врачу, подбежать к дому.
Учитель: Предлоги: к, вслед, благодаря употребляются только с существительными в дательном падеже. О чем это может говорить?
Дети: Предлоги могут подсказать и быстро определить существительное в дательном падеже.
Учитель: Предлог по употребляется с тремя падежами.
Дети: Надо быть внимательным при определении падежа у существительного.
Учитель: Каким членом предложения является существительное в дательном падеже?
Дети: Существительное в дательном падеже является второстепенным членом предложения.
Учитель: Какой способ определения падежа у существительного для вас самый надежный?
Дети: Самый надежный способ – это определить падеж существительного по вопросу.
Выступление групп. ( появляется на слайде)
Физкультминутка
Если сущ – ое в словосочетании в Д.п. – хлопаете, нет – приседаете:
Жёлтый помидор, гулял по парку, слезать с дерева, подошёл к школе,
Доплыл до берега, подарил бабушке. Плывёт по реке(Д), вижу сестру(В), вышел из школы(Р), подошли к лесу (Д), варенье из вишни(Р), стоит у стены(Р), подъехали к городу (Д) А сейчас выполняете действие – если в Д.п., нет – стоять спокойно: Поднять руки, улыбнуться соседу, посмотреть в окно, подарите улыбку гостям, ПОГЛАДИТЬ СЕБЯ ПО ГОЛОВЕ.
7. Работа по теме урока.
1) Игра « Кто первый?» ( игра в парах)
Жить в Москве, угощать земляникой, подарить другу, принести из магазина, ехал по дороге, любить Родину, подъехал к площади, пришел с работы, рад зиме, написать бабушке.
- Кто первый выпишет словосочетания в Д.п.
2. Проверка.
3. Определить падежи оставшихся словосочетаний.
2)
Составьте три предложения, употребляя существитвительное - учитель в разных падежах,которые мы изучили за последние 3 урока: в И.п., Р.п., Д.п.
Обозначьте падеж, выделите окончание.
3) Задание на интерактивной доске – « Собери 3 команды»
8) Рефлексия
9) Домашнее задание – заполнить таблицу , упр. 84