Обучающая: повторить понятия о лексике, как разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике. Развивающая: умение употреблять синонимы, антонимы, омонимы, однозначные и многозначные слова. Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка. Тип урока: повторение, систематизация изученного. Наглядные пособии: интерактивная доска, раздаточный материал/
Ход урока
I.Организационный момент: психологический настрой на урок «Круг пожеланий» II.Проверка домашнего задания - Ребята, сейчас раздам вам тест «Проверь себя!» ответьте на вопросы.
III. Объяснение нового материала. Теоретический материал.
–Деление на группы:
-Ребята выберите понравившийся стикер, и угадайте какик эти слова?
1 группа «Антонимы»
2 группа «Синонимы»
-Раздел науки о языке, в котором изучают словарный состав языка называют лексикой. -Сегодняшняя тема у нас какая? (Лексика) -Однозначные словаимеют одно лексическое значение, а многозначныенесколько лексических значений. -Посмотрите на эти картинки. –Что вы видите? Золотая медаль - прямое значение, золотая осень – переносное. Многозначные слова имеют прямое и переносное значение.
-Ребята, лук - огородное растение, и лук - оружие, спортивный снаряд. Эти слова одинаковые по звучанию и написанию, но совсем разные по лексическому значению. Такие слова называются омонимами. Надо различать омонимы от многозначных слов. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные - как одно слово с перечислением.
IV. Закрепление новой темы.
Задание 1. (устно) Работа с учебником стр.128. Здесь слова синонимы в разброс, соберите эти слова в синонимические ряды: Бежать-мчаться; блестеть-сверкать; говорить-болтать; гореть-пылать; граница-рубеж; дорога-путь; заглавие-заголовок; значение-смысл; анализ-разбор. Задание 2. (письм.) Работа с учебником. Упр.296 Выпишите антонимы, обозначающие: Цвет: белый - черный, бледный - румяный. Размер: широкий - узкий, длинный - короткий. низкий; Время: день - ночь, утро - вечер, рано - поздно. Место: подземный - надземный, север - юг, вершина - подножье;
V. Подведение итогов.
-Давайте подведем итоги, что мы сегодня прошли?
1. Что такое лексика? ( Лексика-это словарный состав языка.) 2. Какие бывают слова? (Однозначные и многозначные слова.) 3. Что такое омонимы? (Омонимы – это слова одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.)
VI. Домашнее задание: Стр. 130 упр. 298 или 300.(повторить правила).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Лексика" »
Класс: 7 «Б»
Тема: Лексика.
Цели урока:
Обучающая: повторить понятия о лексике, как разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике. Развивающая: умение употреблять синонимы, антонимы, омонимы, однозначные и многозначные слова.
Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка. Тип урока: повторение, систематизация изученного. Метод обучения: словесный, частично-поисковый. Наглядные пособии: интерактивная доска, раздаточный материал, учебник русского языка 7 класса.
План урока 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания 3. Объяснение нового материала 4. Закрепление нового материала 5. Подведение итогов 6. Выставление оценок 7. Домашнее задание 8. Рефлексия
Ход урока
I.Организационный момент: психологический настрой на урок «Круг пожеланий» II. Проверка домашнего задания
- Ребята, сейчас раздам вам тест «Проверь себя!» ответьте на вопросы.
Проверь себя!
1. Найдите лишний термин. А. Корень. Б. Окончание. В. Подлежащее. Г. Приставка. Д. Суффикс.
2. Укажите лишнее слово. А. Стена. А. Вода. Б. Стенной. Б. Водный. В. Настенный. В. Водитель. Г. Застенчивый. Г. Водяной. Д. Стенка. Д. Подводный.
3. Что обозначают данные слова? 1) Тренер. А. Предмет и признак предмета. 2) Режиссер. Б. Признак предмета по цвету. 3) Журналист. В. Людей по роду их занятий, по профессии. 4) Вратарь. 5) Банкир.
4. Что обозначает приставка без- в данных прилагательных? 1) Безаварийный. А. Отсутствие признака. 2) Безвкусный. Б. Признак предмета по цвету. 3) Безбородый. В. Признак предмета по размеру. 4) Бездомный. 5) Безжалостный.
5. Что обозначает приставка за- в глаголах? 1) Залаять. А. Противоположность действия. 2) Зашагать. Б. Прекращения действия. 3) Запеть. В. Начало действия. 4) Запрыгать. 5) Зааплодировать.
А. Приставочный. Б. Бессуффиксный. В. Суффиксальный.
7. Укажите лишнее слово. А. Нефтепровод. А. Водохранилище. Б. Теплоход. Б. Машиностроение. В. Сухофрукты. В. Земледелие. Г. Проводник. Г. Птицефабрика. Д. Новостройка.Д. Завод.
8. Укажите гласную в сложных словах. 1) Пут..шествие. А. О. 2) Земл..трясение. Б. Е. 3) Пеш..ход. В. И. 4) Угл..воз. 5) Общ..житие.
9.Укажите лишнее существительное. А. Турпоход. А. Теракт. Б. Зарплата. Б. Горакимат. В. Инструктаж. В. Военкомат. Г. Главврач. Г. Дирижер. Д. Стенгазета. Д. Медпункт.
10. Определите род сложносокращенных слов. 1) АТС. А. Мужской род. 2)РК. Б. Женский род. 3) ГАИ. В. Средний род 4) СШ. 5) БСМП.
Ключи к вопросам:
1) В. 6) 1-А, 2-В, 3-Б. 2) Г, В. 7) В, В. 3) Б.8) Б.4) А . 9) Д, Г. 5) В. 10) Б.
III. Объяснение нового материала. Теоретический материал.
–Деление на группы:
-Ребята выберите понравившийся стикер, и угадайте какик эти слова?
1 группа «Антонимы»
2 группа «Синонимы»
-Обратите внимание на меня.. Что у меня в руках? (ручка)
-Это канцелярская ручка, которым мы пишем, а это ручка от двери с помощью которого мы открываем и закрываем дверь.
-Значит, слово ручка имеет сколько значений? (несколько значений)
-Как мы называем такие слова? (многозначными) -У нас бывают и однозначные. Сегодня мы поговорим о словах.
-Раздел науки о языке, в котором изучают словарный состав языка называют лексикой. -Сегодняшняя тема у нас какая? (Лексика)
-Однозначные словаимеют одно лексическое значение, а многозначныенесколько лексических значений. -Посмотрите на эти картинки. –Что вы видите? Золотая медаль - прямое значение, золотая осень – переносное. Многозначные слова имеют прямое и переносное значение.
-
Хорошо ребята, теперь отгадайте загадки.
Чесноку любимый брат, И никто не виноват, Что его кто тронет, Вмиг слезы обронит. (Лук)
Он изогнут дугой, С тонкой нитью-тетивой. Он охотник, воин, спортсмен. Для метанья создан стрел. (Лук)
-Ребята, лук - огородное растение, и лук - оружие, спортивный снаряд. Эти слова одинаковые по звучанию и написанию, но совсем разные по лексическому значению. Такие слова называются омонимами. Надо различать омонимы от многозначных слов. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные - как одно слово с перечислением.
-Послушайте, стихотворение Я.Козловского и В.Берестова. а) Потеряла Аленушка ключ. На опушке искала - не видно. Вдруг журчащий увидела ключ, Да не этот ей нужен, как видно.
б) Осенью поздней земля засыпает. Листьями ветер ее осыпает.
-Это какие слова? (Синонимы - слова близкие по значению.)
Синонимы - это слова близкие по лексическому значению. Группы слов, объединенных общим значением, называются синонимическим рядом. Например: умный, смышленный, толковый, мудрый. -Какие же слова, мы называем с противоположным лексическим значением? (Антонимы). Например: день-ночь, белый-черный, высокий-низкий.
IV. Закрепление нового материала.
Задание 1. Работа с учебником. Упр.279 Составьте различные словосочетания с данными словами. Объясните их лексическое значение.
Горяч.. пора, горяч.. молоко, горяч.. человек;
свеж.. ветер, свеж.. газета, свеж.. мясо;
мягк.. человек, мягк.. улыбка, мягк.. одеяло;
ледян.. ветер, ледян.. гора, ледян.. молчание.
Задание 2. (устно) -Обратите внимание на стихотворение. О каких ключах идет речь? Подпиши значение слова ключ в каждой из строчек.
Там, где нужен ключ обычный (металл) Не поможет ключ скрипичный (музыкальный термин) И лесным ключом, поверь (родник) Не откроешь эту дверь.
Как называются такие слова? (Омонимы)
Задание 3. (письм.) Соедини синонимы стрелкой.
Собака Путь Печаль Пес Дорога Ложь Неправда Войско Армия Грусть Огонь Пламя Метель Машина Автомобиль Буран
Задание 4. (устно) Работа с учебником стр.128. -Давайте поиграем в игру «Кто быстрее?» Здесь слова синонимы в разброс, соберите эти слова в синонимические ряды:
Задание 5. (письм.) Работа с учебником. Упр.296 Выпишите антонимы, обозначающие: Цвет: белый - черный, бледный - румяный, яркий - тусклый; Размер: широкий - узкий, длинный - короткий, высокий - низкий; Время: день - ночь, утро - вечер, рано - поздно, ранний - поздний; Место: подземный - надземный, север - юг, вершина - подножье; Температура: жара - холод, горячий - холодный.
V. Подведение итогов.
-Давайте подведем итоги, что мы сегодня прошли?
1. Что такое лексика? ( Лексика-это словарный состав языка.) 2. Какие бывают слова? (Однозначные и многозначные слова.) 3. Что такое омонимы? (Омонимы – это слова одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.) 4. Что такое синонимы? (Синонимы - это слова, близкие по лексическому значению.) 5. Что такое антонимы? (Антонимы – это слова, противоположные по лексическому значению.)
VI. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание: Стр. 130 упр. 298 или 300.(повторить правила).