1) – Вчера на уроке вы познакомились с новым для вас понятием «морфема». Что такое «морфема»? (Наименьшая значимая часть слова) - Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание) - Почему вы не назвали основу слова? (Основа может состоять из нескольких морфем, кроме окончания) 2) – Прочитайте самостоятельно первую часть статьи (на листочках), делая на полях знакомые нам пометы: «V» - уже знал, «+» - новое для меня, «-» - думал иначе, «?» - не понял. Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Слова, имеющие одинаковый корень и общее значение, называются родственными (однокоренными). Во всех словах есть корень. В русском языке существует одно слово, в котором корень отсутствует. Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать однокоренные слова и выделить общую часть. - Что было для вас знакомым из прочитанного? - Что нового вы узнали для себя из этого текста? - У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным? 3) – Чтобы ответить на все непонятные вопросы, выполним практическую часть работы. Но сначала – «пальчиковая гимнастика». А) Выпишите только однокоренные слова, выделяя в них корень. Горка, горе, горный; водица, подводный, водитель; храбрый, смелый, храбрец; белка, побелить, белый. Б) Шуточная минутка. - Вы кто такие? - Я – Гусь, это – Гусыня, это наши дети – Гусята. А ты кто? - Я ваша тётя – Гусеница. - Назовите однокоренные слова. - Родня ли Гусеница Гусю? В) Сообщение учителя информации о глаголе «ВЫНУТЬ», в котором отсутствует корень. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 4) – Прочитайте самостоятельно вторую часть статьи, делая пометы. Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. В приставках таится много смысла. Приставка помогает корню лучше выразить значение слова. Чтобы найти в слове приставку, нужно подобрать слово без приставки или с другой приставкой. - Что было для вас знакомым из прочитанного? - Что нового вы узнали для себя? - Что осталось непонятным? А) Практическая работа (по рядам) - Образуйте с помощью приставок при-, у-, с-, в-, вы- новые слова. Первый ряд работает с глаголом ЕХАТЬ, второй – с глаголом БЕЖАТЬ. Приставки выделите. - Объясните значение приставок в образованных словах. (приехать прибежать при- - приближение уехать убежать у- - удаление съехать сбежать с- - спуск въехать вбежать в- - вовнутрь выехать выбежать вы- - наружу) - Какой вывод мы можем сделать из проделанной работы? (Значение приставки помогает понять лексическое значение всего слова) 5) – Прочитайте самостоятельно третью часть статьи, делая пометы. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффикс обогащает словарный состав языка. Суффикс может всё: изменить размер и рост, превратить здание в человека… - Что было для вас знакомым? - Что нового вы узнали? - Что осталось непонятным? А) Практическая работа (в парах) - Образуйте от данных слов с помощью суффиксов новые слова. В левом столбике должны получиться слова, обозначающие увеличение предмета, а в правом – уменьшение предмета. котище – КОТ – котик домина – ДОМ – домишко ветрище – ВЕТЕР – ветерок - С помощью каких суффиксов произошёл «рост» предметов? - С помощью каких суффиксов мы сделали предметы маленькими? ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ - Прочитайте самостоятельно последнюю часть статьи, делая пометы. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении. Чтобы определить в слове окончание, нужно изменить форму этого слова. Окончание помогает определить грамматические признаки слова. - Что было для вас знакомым из прочитанного? - Что нового вы узнали для себя из этого текста? - У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным? А) Практическая работа (фронтальная) - Из данных слов составьте предложение, изменяя, если необходимо, окончание. под, шуршат, ноги, листья, сухой (Под ногами шуршат сухие листья. Сухие листья шуршат под ногами. Шуршат под ногами сухие листья.) - Запишем предложение: Шуршат под ногами сухие листья. - Почему нам пришлось изменить окончания некоторых слов? (Для связи слов в предложении) - Дайте характеристику этого предложения. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, неосложненное однородными членами предложения) - Обозначим в словах окончания, которые помогают нам определить грамматические признаки слов. (Ногами – окончание –ами указывает, что это существительное в форме множественного числа творительного падежа…) 7) Закрепление пройденного (дифференцированные задания) - Для закрепления материала выполним задания на карточках. Уровень задания выберите для себя сами. - Выполним проверку. |