повторить знания о существенных признаках глагола;
развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять.продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
развивать внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку;
совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы;
воспитывать взаимопонимание, товарищество;
Ход урока
1. Организационный момент. Кто знает, каким словом называли слово « говорить» в старину? Название какой части речи созвучно со словом «глаголить»?
Есть земля Австралия,Есть страна Италия, А ещё на свете есть Вот какое чудо, Вовсе не Австралия, Вовсе не ИталияЕсть страна Глаголия Мы как раз оттуда.
2. Чистописание.
- Отгадайте наш этап урока ПИСЧИСНИТОЕА. (Чистописание.)
- Заполните пустые клетки таблиц и вы узнаете, какие буквы мы будем писать на чистописании
Цели:
• повторить знания о существенных признаках глагола;
• развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять.продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
• развивать внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку;
• совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы;
• воспитывать взаимопонимание, товарищество;
Ход урока
1. Организационный момент. Кто знает, каким словом называли слово « говорить» в старину? Название какой части речи созвучно со словом «глаголить»?
Есть земля Австралия,Есть страна Италия, А ещё на свете есть Вот какое чудо, Вовсе не Австралия, Вовсе не ИталияЕсть страна Глаголия Мы как раз оттуда.
2. Чистописание.
- Отгадайте наш этап урока ПИСЧИСНИТОЕА. (Чистописание.)
- Заполните пустые клетки таблиц и вы узнаете, какие буквы мы будем писать на чистописании
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Изменение глаголов по временам" »
Урок русского языка в 4-м классе "Изменение глаголов по временам"
Цели:
повторить знания о существенных признаках глагола;
развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять. продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
развивать внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку;
совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы;
воспитывать взаимопонимание, товарищество;
Ход урока
1. Организационный момент. Кто знает, каким словом называли слово « говорить» в старину? Название какой части речи созвучно со словом «глаголить»?
Есть земля Австралия, Есть страна Италия, А ещё на свете есть Вот какое чудо, Вовсе не Австралия, Вовсе не Италия Есть страна Глаголия Мы как раз оттуда .
2. Чистописание.
- Отгадайте наш этап урока ПИСЧИСНИТОЕА. (Чистописание.)
- Заполните пустые клетки таблиц и вы узнаете, какие буквы мы будем писать на чистописании.
Доска
Урок
Окно
Ж
М
?
(Существительное доска – женского рода, существительное урок – мужского рода, существительное окно – среднего рода, значит, вместо знака вопроса должна быть буква С.)
На доске:
Сс
CС
СС
Весёлый
Веселье
Веселит
П
С
?
(Весёлый– прилагательное, веселье – существительное, веселит – глагол, значит вместо вопроса должна написана быть буква Г.)
На доске:
Гг
ГгГг
3. Словарь.
ВАСРЬЛО. (Словарь.)
- Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.
1) Лист бумаги по утрам На квартиру носят нам. На одном таком листе Много разных новостей. (Газета.)
2) Рядом с дворником шагаю, Разгребаю снег кругом. И ребятам помогаю Делать гору, строить дом. (Лопата.)
3) Что за чудо – синий дом! Ребятишек много в нем, Носит обувь из резины, И питается бензином! (Автобус.)
4) На жарком солнышке подсох И рвётся из стручков … (горох ).
5) Без окон, без дверей, Полна горница людей. (Огурец.)
6) Когда лежу я на спине, Нет пользы никакой во мне, Но прислони меня к стене – Найдётся сразу дело мне. (Лестница.)
- А теперь прочитайте первые буквы, и вы узнаете имя главного героя нашего урока. (Глагол.)
- Что вы можете рассказать о глаголе? - Что такое глагол? - Как могут изменяться глаголы?
- Что такое неопределённая форма глагола?
- Какую роль глагол выполняет в предложении?
Б) Фонетический разбор.
Произведём фонетический разбор слова время.
В – [в ] - согл., тверд., зв., парн. Р – [р] – согл., мягк., зв., непарн. Е –[ э] – гл., ударн. М – [м] – согл., мягк., зв., непарн. Я – [а]– гл., безударн. ____________ 5 б., 5 зв.
4. Формулирование учащимися темы и цели урока.
- Прочитайте предложения и попробуйте определить тему урока . Мы гостили у бабушки в деревне. Мы гостим у бабушки в деревне. Мы будем гостить у бабушки в деревне. -
Исходя из темы урока, определите задачи урока. повторить…; развивать…; воспитывать…;
5.Физминутка.
Я буду читать вам стихи, если вы услышите глагол мужского рода встанет 1 ряд ,если женского рода встанет 2 ряд, если среднего рода-3 ряд, а если во мн.ч. встанут все. Снег теперь уже не тот- Пожелтел он в поле . На озёрах треснул лёд Будто раскололи.
Солнце ласково смеялось, Светило ярче, горячей. А с пригорка вдруг полился Разговорчивый ручей.
Плакала Снегурочка, Зиму провожала . Шла за ней печальная, Всем в лесу чужая.
Вот и лед на реке треснул, Речка зашумела И с себя зимы оковы Сбрасывает смело
6. Поиск решения.
Работа в парах.
- Сейчас вы проведете исследовательскую работу. Перед вами стихи о черепашке. Вы должны найти и подчеркнуть все глаголы, и постараться рассказать о них, на какие вопросы они отвечают.
Помним наш вопрос: как изменяются глаголы?
Работаем в парах. Напоминаю правило: «Работаем дружно, сообща. Доказываем друг другу своё суждение. Находим правильный вариант. Выполняем задание.»
Была я малышкой, Играла пустышкой, Гуляла с братишкой И с няней-мартышкой. Я пела, плясала, Над книжкой зевала, Цветы собирала, О чуде мечтала. Но время бежало, И я подрастала. Я скоро узнала, Что взрослою стала И детство моё Навсегда потеряла.
Сейчас я живу В небольшом зоопарке Я в школу бужу По утрам малышей, Кормлю их, купаю От ног до ушей. Я штопаю, глажу, стираю, Игрушки за них убираю, Мету, отмываю, Кручу, кипячу, Хвалю и ругаю, Шучу и ворчу.
В понедельник или в среду Всё я брошу и уеду, И оставлю их одних, Безобразников моих. Сяду в поезд и тогда Посмотрю на города. Я отправлюсь в южный порт, На какой-нибудь курорт. Буду плавать, буду прыгать, Когда море надоест, Запланирую отъезд. И вернусь обратно к ним, К безобразникам моим.
Проверка.
- Итак, как изменяются глаголы? 7. Физкультурная минутка.
- Я назову вам глаголы, если это:
глагол настоящего времени – руки на пояс;
глагол прошедшего времени – присядьте;
глагол будущего времени – ходьба на месте.
(Глаголы: будут прыгать, идёт, сварила, клюет, написал, нарисую, украсят, танцуют.)
8. Упражнение «Четвёртый лишний».
Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово.
Трещит, скрипит, воет, скулил. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)
Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)
3. Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальныебудущего времени..8. Игра «Ужасы на кондитерской фабрике»
Вчера к нам на электронную почту пришло странное письмо. Вот его содержание: «Внимание, ученики 4Б класса!-пишет вам медицинский профессор Пупыркин. -На кондитерской фабрике г.Костанай разразилась катастрофа. Там обнаружен новый, нет не свиной, но очень опасный и на редкость живучий вирус, от которого конфеты сходят с ума. Они бегают по цехам фабрики, ломают оборудование, но что особенно ужасно –порываются разбить стёкла и выброситься наружу. Ребята, вы можете себе представить, что произойдёт, если дети в Новый год поедят бешенных конфет?!Помогите! Караул! Ваш медицинский профессор П.Пупыркин.
-Ну, что ребята не дадим вирусу распространиться. Постараемся выловить все глаголы.
(Учитель читает текст, а дети, услышав глагол, должны хлопнуть в ладоши над головой).
« По залу метались большущие буйные леденцы. Они окунались в шоколад и кидались кремом. Работница фабрики тётя Дуся спряталась в огромной кастрюле, а тётя Рая забилась под коробки с шоколадками. Конфеты «Белочка» прыгали по конвейеру и грызли орехи. Конфеты «Мишка косолапый» кувыркались по полу. Карамельки «Клубника со сливками» плевались своей начинкой и очень радовались, если попадали в тётю Наташу, которая висела на люстре и с ужасом смотрела вниз. Конфеты «Ласточка» порхали вокруг неё и щебетали. Конфеты «Осенний вальс» вместо вальса отплясывали польку, а пухлые розовые зефирины купались в повидле и радостно повизгивали»
-Молодцы, ребята вы выловили все заразные глаголы. Фабрика будет спасена.
9. Упражнение «Следователь».
-А сейчас поиграем в следователя.
Известный следователь по фамилии Квашенная –Капуста вызвал своего помощника Обалдушкина и поручил ему очень важное задание.
«Слушай, Обалдушкин, - сказал Квашеная –Капуста, -нам нужно установить личность одного человека. Мы, правда, знаем кое – что о его делишках, то есть о его действиях.
Например, он ездил,учится,придумает,взбирался, не боялся, зубрит, читает, будет чертить, исходил, слушает, будет конструировать, изобретёт, вникает, обошёл, объездил, поднялся. Это всё, что нам известно.
Ихтиандр Ихтиандрович Скороходов, бывший мотоциклист-чемпион, а ныне тренер, работает с молодёжью, но собирается на пенсию.
Семён Семёнович Пирожков, бывший каскадёр, сейчас студент торгового техникума.
Аким Эрнестович Каверзный, в прошлом заядлый турист, сейчас студент, будущий конструктор.
Руслан Рашидович Бектимиров, бывший моряк, сейчас поступил в педагогический колледж, готовится стать учителем физкультуры.
-Что тебе, Обалдушкин, было легче работать, попробуй расписать дела…то есть действия нашего подозреваемого в три столбика:
прошедшее время,
настоящее время,
будущее время».
-Ребята, мне кажется, что вы наверняка сообразительнее, чем Обалдушкин. Помогите ему и следователю Квашеной –Капусте отыскать нужного человека.
-Итак, действия нашего подозреваемого запишем в тетрадь в три столбика:
п.в.
н.в.
б.в.
ездил
взбирался
не боялся
исходил
обошел
объездил
поднялся
учится
зубрит
читает
слушает
возникает
придумает
будет чертить
будет конструировать
изобретёт
-Итак, кто установил личность подозреваемого: Аким Эрнестович Каверзный.
(Молодцы! Вы успешно справились с заданием).
10. Итог урока.
- Как изменяются глаголы? (По временам.)
- Как определить время глагола? (По вопросу.)
- Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечает на вопрос что делает?)
- Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы что делал? что сделал?)
- Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое только еще будет происходить, и отвечают на вопросы что будет делать? что сделает?)