kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Имя прилагательное как член предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания, а также повторения полученных знаний ранее.

Дети все были настроены на урок положительно, выбрав смайл своего настроения. Минутка чистописания была проведена. Дети должны были сами догадаться, какую букву будут писать. На данном этапе (и далее) развивалось логическое мышление. На уроке проводилась самостоятельная работа, работа в группах, фронтальная работа. Задания были различного уровня, также использовались творческие задания.Дети во время урока оценивали друг друга самостоятельно.Домашнее задание было дано дифференцировано.Интересен финал урока. Заполнить вазу на доске цветами. Сразу учитель может понять, понравился ли урок или нет.На данном уроке применение компьютерной техники целесообразно. Считаю, что на уроке использовались здоровьесберегающие технологии. Физкультминутка - это способствует сбережению здоровья обучающихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Имя прилагательное как член предложения"»

6


Тема урока: "Имя прилагательное как член предложения"


Цели урока:

1) закрепить сведения о типичной синтаксической роли имени прилагательного в предложении (определение);
2) тренировать учащихся в определении синтаксической роли прилагательных в предложениях, где слова этой части речи выступают в качестве главного члена (сущ. + полное прил., сущ. + краткое прил., сущ. + прил. в сравнит. ст.).

Задачи урока:

- обучающие: Научить применять знания о прилагательном как части речи, выявлять орфограммы в прилагательных, отработать умение определять его синтаксическую роль.

-развивающие: Развивать навыки использования прилагательных в речи с целью повышения её выразительности на литературном материале; развивать навыки работы над изобразительно-выразительными средствами языка, в основе которых лежит использование прилагательных.

-воспитательные: Поддержать интерес учащихся к русскому языку с целью совершенствования собственной речи, воспитывать чувство товарищества, взаимоуважения и взаимовыручки

Планируемые результаты

Предметные: получить обобщенные знания по теме "Имя существительное как часть речи"; определять морфологические и синтаксические признаки существительного.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: сформировать интерес к русскому языку и родной культуре.


Методы: диалогический, коллективный, самостоятельный.


Тип урока: комбинированный


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация MS Power Point , карточки.






I этап.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Мне очень интересно узнать, с каким настроением вы пришли на урок.

-Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению. Покажите его мне.(На карточках)

- Хорошо, а теперь открыли тетради, записали число,  классная работа.

(на партах)Перед вами  квадраты с буквами. Восстановите буквы в алфавитном порядке.

С  Р  О  П        

Ж  С  А  Я

М  К  У  С

Какая буква встречалась чаще других?

На минутке чистописания мы вспомним начертание буквы с, вспомним, как правильно соединять ее с другими буквами.(слайд 1)

В начале урока вы мне показали смайлики, которые соответствовали вашему настроению, а теперь я вас попрошу описать свое настроение 2-3 словами.

- Ребята, слова какой части речи вы использовали, чтобы описать свое настроение? (Прилагательные).

- Что привлекает ваше внимание в этом слове с орфографической точки зрения? Какая орфограмма, изученная в 5 классе, встретилась в слове прилагательное? Объясните её. (Правописание О и А в корне –ЛАГ-//-ЛОЖ-. Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ- (пишем и, потому что в значении приближение, присоединение)).(слайд 2)

Я предлагаю вам вспомнить всё, что вы знаете об имени прилагательном. На столах у вас лежат листы с теоретическим материалом, а на экране "Знаки для маркировки текста":

«V» - это я знал

«+» - новое для меня

«-» - думал иначе

«?» - есть вопросы(Слайд 3).



Введение в тему урока. Целеполагание.

Теперь из проделанной вами работы попробуйте сформулировать тему урока.(Имя прилагательное как член предложения).

Запишите тему урока.(Слайд 4)

-Как выдумаете, какие цели перед вами стоят?

Воспользуйтесь оборотами (слайд 5)

Вспомнить….

Узнать….

Уметь….



- А сейчас поработаем и выясним , какими членами предложения могут быть прилагательные?(слайд 6)

1. Белоствольные березки растут в лесу тоненькие и прямые.

2. Березки тонки и прямы.

-Какой вывод можно сделать? ( Имя прилагательное может быть определением и сказуемым.)(Записываем!)



Сравните два предложения.(слайд 7)



Вчера стояла солнечная погода.                                       Погода солнечная.

   В первом предложении прилагательное является определением. Оно стоит перед существительным.

   Во втором предложении прилагательное выполняет роль сказуемого. Оно стоит после существительного.

Если прилагательные полные, важен порядок слов для определения роли в предложении.

Учитель: А как взаимосвязаны между собой форма прилагательного и его роль в предложении?

Дети: Полные прилагательные могут быть и определением, и сказуемым. Краткие только сказуемыми.(Записываем!)



Представим в виде схемы синтаксическую роль имени прилагательного.

Запишем примеры: 

Чай обладал приятным вкусом.                                     Вкус чая приятен.



1) Записать предложение, разобрать по членам предложения:(слайд 8)

Весна. Берёзы распускают свои клейкие листья. Воздух лёгок и чист. 

Как мы можем распространить первое предложение?

Ранняя весна. Весна ранняя.

Какую роль будет выполнять прилагательное (1- определение; 2- сказуемое).

Устно преобразуйте последнее предложение так, чтобы прилагательные стали определениями.

Нужно изменить краткую форму на полную и поставить прилагательное перед существительным.

Легкий и чистый воздух.

Физминутка.

(Учитель диктует прилагательные. Дети на слух должны определить, полное прилагательное или краткое. Если прилагательное краткое, дети встают с места, если полное - на месте хлопают в ладошки).

Красивый, недобр, высокий, низок, зол, богатый, светел, темный, колюч, горячий, краток, могуч, краткий, красив.

Закрепление новой темы

Работа по группам.(Карточка)

Запишите пословицы. Укажите синтаксическую роль кратких прилагательных.(карточки)

1 гр - Для умелой руки все работы легки.

2 гр -  Корень учения горек, да плод сладок.

3 гр - Сам стар, да душа молода.

Работа по карточкам. Взаимопроверка.(слайд 8)

Восстановите  и обозначьте пропущенные окончания имён прилагательных.

           На солнце нельзя было теперь взглянуть, лохмат__ыми_ ослепительн___ потоками оно лилось с вышины. Пo син___ небу плыли облака, словно кучи снега. Весен___  ветерки свежи. Пахло  травой и птичь___  гнездами.

         Перед домом лопнули  больш___ почки на душист___ тополях, на припёке кричали куры. В саду из разогретой  земли  лезла трава, весь луг подёрнулся бел___ и  жёлт__ звездочками. (А. Толстой)                                      Найдите в тексе предложение, котором прилагательное выполняет роль сказуемого.

Попробуйте распространить 2 предложение прилагательными. Чем они будут являться в предложении?


Рефлексивный этап урока

Цель этапа: научить обучающихся соотносить полученный результат с поставленной целью, оценивать результат учебной деятельности, оценивать результат своей деятельности.

1) А сейчас давайте попробуем сделать так, чтобы на нашем дереве появились листочки ( у доски стоит веточка дерева, за ней   к доске прикреплено солнце и облака). Это сделать очень просто.  Я буду читать текст, когда вы услышите прилагательное, поднимайте руку, в случае  правильного ответа берите вот эти листики и вешайте на дерево. Дерево должно стать зелёным и пышным.

Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускатся молодая листва. Выйдешь на волю и радостно ахнешь. Зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Как хороши молодые берёзовые листочки! Войдя в лес, человек чувствует свежее дыхание земли. Пройдёт несколько дней – и все берёзы покроются густой свежей листвой.

Молодцы, ребята! Вы постарались, и наше дерево зазеленело. Стало красиво, оказывается, легко быть волшебниками. Благодаря прилагательным текст стал красивее. Они описывают предметы более точно, конкретно, кратко.

2)А сейчас вы попробуйте составить синквейн на тему «Имя прилагательное».

Что такое синквейн знаете?

(пятистрочная стихотворная форма).

  • Первая строка – обозначение темы, чаще одно слово (имя существительное)

  • Вторая строка – характеристика темы

  • (двумя прилагательными)

  • Третья строка – описание действия (три глагола или деепричастия)

  • Четвертая строка – отношение к теме (фраза из четырех слов)

  • Пятая строка – синоним (метафора) из одного слова, которое повторяет суть темы

Прилагательные 
Краткие и полные
Дополняют, украшают, уточняют
Без них скучно!
Эпитеты.

Итог урока:

Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?

Достигли ли вы их?

Мне очень хочется узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке. Было ли интересно? Как сами оцениваете урок? На парте перед каждым из вас –– розовые и голубые цветы. Если вам понравилось на уроке и вы узнали что-то новое, прикрепите к вазе розовый цветок, если не понравилось – голубой.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Имя прилагательное как член предложения"

Автор: Зотова Анна Сергеевна

Дата: 19.05.2015

Номер свидетельства: 213318

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока по русскому языку на тему "Повторение изученного об имени прилагательном" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-ob-imieni-prilaghatiel-nom"
    ["file_id"] => string(6) "102264"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402492379"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока по теме: "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательных в речи.""
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-rol-prilaghatiel-nykh-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "250003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447000925"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока русского языка на тему "Имя прилагательное как часть речи" (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "109119"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404134671"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по теме "Главные члены предложения""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokapotiemieglavnyiechlienypriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "317099"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460276493"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства