kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку на тему "Подлежащие и сказуемое как грамматическая основа предложения"  поможет детям и учителям познакомиться с понятием " грамматическая основа предложения", научиться находить и выделять в предложении грамматическую основу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения."»

Открытый урок. Русский язык. Кибирева Л.П класс 4 «Б» 09.10.2019

Тип урока: ОНЗ.

Тема: Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. 

4 класс УМК «Перспектива».

Учебная цель: познакомиться с понятием «грамматическая основа предложения», научиться находить и выделять в предложении грамматическую основу.

Педагогическая цель: организовать учебную деятельность учащихся по получению знаний о грамматической основе предложения, по отработке умения находить и обозначать главные члены предложения.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.



Ход урока.

1.Организационный момент.

Я сегодня очень рада

Видеть в нашем классе вас,

И для меня всегда награда

Сиянье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений.

Но без труда и ум не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений

Мы вместе сотворим урок.

- И так начнём урок!

2.Мотивация к учебной деятельности.

Запишите число и классная работа.

- Прочитайте отрывок из стихотворения.

Учите русский – годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда

И та награда в нем самом. (Сабир Абдулла (1905 – 1972)– узбекский поэт, писатель, драматург. 1956 год «Учите русский», перевод А.Наумова, « Выучите русский язык»)

- Как вы понимаете эти строчки? О какой награде говорит автор?

- А для вас это важно? Почему?

- Мы готовы продолжить работу по изучению тайн русского языка?

3.Актуализация знаний, фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

- Прочитайте слова на доске.

Диалог, монолог, общение, обращение, текст, грамматическая основа.

- С каким понятием мы еще не работали на уроках в 4 классе?

- Что обозначает это слово? Где мы встречали это понятие? (основа слова-часть слова без окончания)

- Посмотрим значение слова по словарю.

-Какой раздел по русскому языку мы сейчас изучаем?

- А у предложения есть основа?

- Прочитайте предложения.

Расстояние преодолевает конь.

Препятствия преодолевает воля.

-Как вы понимаете это выражение?

- Какие члены предложения составляют основу предложения?

- Попробуйте определить тему урока.

Тема урока: Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения.

- Спишите предложения. Выделите грамматическую основу предложения.

Расстояние преодолевает конь.

Препятствия преодолевает воля.

-Какие слова вы подчеркнули?

-У кого выделены другие слова?

-Почему получились разные варианты? Над чем нам ещё нужно работать?

Определите цель урока

Цель урока: узнать, что такое грамматическая основа предложения; научиться находить и выделять в предложении грамматическую основу.

4.Фиксация нового знания.

-Прочитайте в учебнике «узелки на память» с. 58 и 60.

-Что- то нового для себя вы узнали?

-Какие члены предложения составляют его основу?

-Что вы знаете о подлежащем? сказуемом?

-Какой вывод сделаем?

-Грамматическая основа предложения включает главные члены: подлежащее и сказуемое. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении.

Закончите мое высказывание. Чтобы найти грамматическую основу, нужно…(выполнить ряд действий, а для этого …

- Составим алгоритм нахождения грамматической основы.

5 (Работа в паре. Пронумеровать порядок действий в алгоритме).

Проверка выполнения.

1. Прочитай предложение.

2. О ком или о чём говорится в предложении?

3. Задай вопрос (кто? или что?). Найди подлежащее.

4. Подчеркни одной чертой.

5. Какой частью речи выражено?

6. Задай вопросы (что делает? что сделает?..). Найди сказуемое.

7. Подчеркни двумя чертами.

8. Какой частью речи выражено?

9. Прочитай грамматическую основу.

Физкультминутка.

Я буду называть слова 3 частей речи:

Сущ. -руки вверх,

местоимения-руки в стороны,

глаголы-приседаете.

-Утро, думать, гнаться, я, дерево, они, рисунок, смеяться, мы. бежать,дождь, думать.

6.Первичное закрепление с проговариванием

А сейчас вы поработаете с карточками (работа по вариантам), действуя по алгоритму, нужно найти и подчеркнуть грамматическую основу предложений, но:

1 варианту списать предложения, где подлежащее выражено существительным.

2 варианту списать предложения, где подлежащее выражено местоимением.

Мой сад с каждым днём увядает. (А. Майков) Выхожу один я на дорогу! (М. Лермонтов) В тот день осенняя погода стояла долго на дворе. (А.Пушкин) И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. (А. Ахматова) На зиму ежи устраивают для себя под корнями деревьев маленькие удобные берлоги. (И. Соколов-Микитов) Вы хорошо знаете правила орфографии? (Профессор Самоваров)

Придумать самим ещё по одному предложению.

7.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

- Затем проверка по образцу.

- Оцените себя с помощью знаков +,?,-.



8.Итог урока. Рефлексия.

- Какие цели ставили в начале урока?

- Достигли этих целей?

- Где вам понадобятся эти знания?

- Что такое грамматическая основа предложения?

Домашнее задание: с..59, упр.88.





















Мой сад с каждым днём увядает. (А. Майков) Выхожу один я на дорогу! (М. Лермонтов) В тот день осенняя погода стояла долго на дворе. (А.Пушкин) И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. (А. Ахматова) На зиму ежи устраивают для себя под корнями деревьев маленькие удобные берлоги. (И. Соколов-Микитов) Вы хорошо знаете правила орфографии? (Профессор Самоваров)

Мой сад с каждым днём увядает. (А. Майков) Выхожу один я на дорогу! (М. Лермонтов) В тот день осенняя погода стояла долго на дворе. (А.Пушкин) И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. (А. Ахматова) На зиму ежи устраивают для себя под корнями деревьев маленькие удобные берлоги. (И. Соколов-Микитов) Вы хорошо знаете правила орфографии? (Профессор Самоваров)

Мой сад с каждым днём увядает. (А. Майков) Выхожу один я на дорогу! (М. Лермонтов) В тот день осенняя погода стояла долго на дворе. (А.Пушкин) И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. (А. Ахматова) На зиму ежи устраивают для себя под корнями деревьев маленькие удобные берлоги. (И. Соколов-Микитов) Вы хорошо знаете правила орфографии? (Профессор Самоваров)

Мой сад с каждым днём увядает. (А. Майков) Выхожу один я на дорогу! (М. Лермонтов) В тот день осенняя погода стояла долго на дворе. (А.Пушкин) И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. (А. Ахматова) На зиму ежи устраивают для себя под корнями деревьев маленькие удобные берлоги. (И. Соколов-Микитов) Вы хорошо знаете правила орфографии? (Профессор Самоваров)

Мой сад с каждым днём увядает. (А. Майков) Выхожу один я на дорогу! (М. Лермонтов) В тот день осенняя погода стояла долго на дворе. (А.Пушкин) И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. (А. Ахматова) На зиму ежи устраивают для себя под корнями деревьев маленькие удобные берлоги. (И. Соколов-Микитов) Вы хорошо знаете правила орфографии? (Профессор Самоваров)



Алгоритм нахождения грамматической основы

Прочитай предложение.

Задай вопросы (что делает? что сделает?..). Найди сказуемое.

Прочитай грамматическую основу.

Какой частью речи выражено?

Задай вопрос (кто? или что?). Найди подлежащее.

Подчеркни одной чертой.

Подчеркни двумя чертами.

Какой частью речи выражено?

О ком или о чём говорится в предложении?


Алгоритм нахождения грамматической основы

Прочитай предложение.

Задай вопросы (что делает? что сделает?..). Найди сказуемое.

Прочитай грамматическую основу.

Какой частью речи выражено?

Задай вопрос (кто? или что?). Найди подлежащее.

Подчеркни одной чертой.

Подчеркни двумя чертами.

Какой частью речи выражено?

О ком или о чём говорится в предложении?




Алгоритм нахождения грамматической основы

Прочитай предложение.

Задай вопросы (что делает? что сделает?..). Найди сказуемое.

Прочитай грамматическую основу.

Какой частью речи выражено?

Задай вопрос (кто? или что?). Найди подлежащее.

Подчеркни одной чертой.

Подчеркни двумя чертами.

Какой частью речи выражено?

О ком или о чём говорится в предложении?


Алгоритм нахождения грамматической основы

Прочитай предложение.

Задай вопросы (что делает? что сделает?..). Найди сказуемое.

Прочитай грамматическую основу.

Какой частью речи выражено?

Задай вопрос (кто? или что?). Найди подлежащее.

Подчеркни одной чертой.

Подчеркни двумя чертами.

Какой частью речи выражено?

О ком или о чём говорится в предложении?




Памятки на урок

1.Я сегодня очень рада

Видеть в нашем классе вас,

И для меня всегда награда

Сиянье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений.

Но без труда и ум не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений

Мы вместе сотворим урок.

- И так начнём урок!


2. (Сабир Абдулла (1905 – 1972)– узбекский поэт, писатель, драматург. 1956 год «Учите русский», перевод А.Наумова, « Выучите русский язык»)

- Как вы понимаете эти строчки? О какой награде говорит автор?

- А для вас это важно? Почему?

- Мы готовы продолжить работу по изучению тайн русского языка?


3.- Прочитайте слова на доске.

Диалог, монолог, общение, обращение, текст, грамматическая основа.

- С каким понятием мы еще не работали на уроках в 4 классе?

- Что обозначает это слово? Где мы встречали это понятие? (основа слова-часть слова без окончания)

- Посмотрим значение слова по словарю.

-Какой раздел по русскому языку мы сейчас изучаем?

- А у предложения есть основа?


4.- Прочитайте предложения.

Расстояние преодолевает конь.

Препятствия преодолевает воля.

-Как вы понимаете последнее выражение?

- Какие члены предложения составляют основу предложения?

- Попробуйте определить тему урока.

Тема урока: Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения.







7.Физкультминутка.

Я буду называть слова 3 частей речи:

Сущ. -руки вверх,

местоимения-руки в стороны,

глаголы-приседаете.

-Утро, думать, гнаться, я, дерево, они, рисунок, смеяться, мы. бежать,дождь, думать.







8.А сейчас вы поработаете с карточками (работа по вариантам), действуя по алгоритму, нужно найти и подчеркнуть грамматическую основу предложений, но:

1 варианту списать предложения, где подлежащее выражено существительным.

2 варианту списать предложения, где подлежащее выражено местоимением.

Придумать самим ещё по одному предложению.


9.Итог урока. Рефлексия.

- Какие цели ставили в начале урока?

- Достигли этих целей?

- Где вам понадобятся эти знания?

- Что такое грамматическая основа предложения?


5.- Спишите предложения. Выделите грамматическую основу предложения.

Расстояние преодолевает конь.

Препятствия преодолевает воля.

-Какие слова вы подчеркнули?

-У кого выделены другие слова?

-Почему получились разные варианты? Над чем нам ещё нужно работать?Определите цель урока

Цель урока: узнать, что такое грамматическая основа предложения; научиться правильно находить и выделять в предложении грамматическую основу.

-Прочитайте в учебнике «узелки на память» с. 58 и 60.

-Что- то нового для себя вы узнали?

-Какие члены предложения составляют его основу?










6.-Что вы знаете о подлежащем? сказуемом?

-Какой вывод сделаем?

-Грамматическая основа предложения включает главные члены: подлежащее и сказуемое. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении.

Закончите мое высказывание. Чтобы найти грамматическую основу, нужно…(выполнить ряд действий, а для этого …

- Составим алгоритм нахождения грамматической основы.

5 (Работа в паре. Пронумеровать порядок действий в алгоритме).проверка по образцу.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Кибирева Лариса Петровна

Дата: 08.05.2020

Номер свидетельства: 549044

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект урока русского языка "ВИДЫ СКАЗУЕМОГО. ПРАКТИКУМ". "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vidy-skazuiemogo-praktikum"
    ["file_id"] => string(6) "102340"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402498815"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка на тему: "Простые и сложные предложения". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "206060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430084948"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с ФГОС "Грамматическая основа предложения" "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-v-sootvietstvii-s-fgos-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "161433"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422212934"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Урок русского языка на тему: «Что такое распространенные и нераспространенные предложения?»"
    ["seo_title"] => string(101) "urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-chto-takoie-rasprostraniennyie-i-nierasprostraniennyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "288519"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454648400"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "конспект урока  " Грамматическая основа предложения" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "242305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445437394"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства