Урок "Фонетический портрет слова". Повторить и обобщить знания обучающихся по фонетике. Развивать интерес к предмету. Урок проходит в игровой форме. Проверка домашнего задания. Ребята с интересом отгадывают кроссворд. Работают по карточкам. Выполняют фонетический разбор слова. Доказывают своё мнение. Выполняют орфографическую работу. Выделяют из предложения, какими звуками пользуются писатели. Присутствует работа по тесту, где проверяются знания учащихся по теме. Вспоминают, что значит слово "портрет". Стараются нарисовать портрет буквы и звука.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3.раздел языкознания о построении словосочетаний и предложений (синтаксис)
4. в каком разделе лингвистики слово изучается с точки зрения смыслового значения (лексика)
5.раздел науки о языке, который учит ставить знаки препинания (пунктуация)
6.разговор двух или нескольких лиц (диалог)
7. Раздел лингвистики, в котором изучают букву (графика)
8. Синоним к слову азбука (алфавит).
Какое слово выделено? (фонетика)
3 Что изучает фонетика?
Фонетическая разминка: (запись на доске)
Определить количество букв и звуков в словах (устно):
Тетрадь, стол, ель, люк, куль.
Почему количество букв и звуков не совпадает?
Итак, фонетика изучает….
Звук
Гласные Согласные
Ударные Безударные Глухие Звонкие
Мягкие Твердые
Чем отличается звук от буквы? Сколько букв в русском алфавите? А почему же наша речь такая выразительная, если в алфавите всего 33 буквы? А все ли буквы обозначают звуки?
А сейчас проверим, как мы повторили все о звуках.
У каждого на парте лежат карточки с заданием. Прочитать задание и приступить к выполнению.
Выполнить фонетический разбор слова:
Синие: город. Зеленые: просьба. Красные: украшение.
(3 ученика работают у доски). Проверка работы.
Почему в слове украшение звуков больше, чем букв? Какие еще буквы дают 2 звука? Когда? В каком случае буквы е, ё, ю, я дают один звук?
Записать количество букв и звуков в словах: (на доске) Юлия, ещё.Воробьи.
Какой вывод можем сделать? Молодцы!
Физ.минутка.
4.Тема нашего урока звучит необычно. Дайте значение слова портрет (портрет – изображение человека на картине). Как понимаете фонетический портрет слова? (Портреты рисуют художники. Но если человек любит вглядываться в слово, вслушиваться в его звучание, может охарактеризовать звуки, заметить интересные фонетические явления в слове – он тоже поэт и художник).
На доске записано предложение. Списать, вставить пропущенные буквы, знаки препинания.
Что, по мнению Паустовского, сближает звуки природы со словами? (слова звучат, то есть состоят из звуков). Найдите слова, которые передают звучание. С помощью чего передается это звучание? (звуков). Как называется этот прием? (звукопись)
Как передается звук грома?
По небу голубому проехал грохот грома.
Сделать вывод: с помощью звуков можем нарисовать различные картины.
5. Поработали мы очень хорошо. Сейчас небольшая проверочная работа в виде теста, в который включены разноуровневые задания. При выборе ответа будьте внимательны.
1.Какие буквы названы неверно?
1) «бэ» 2) «гэ» 3) «эл» 4) «сэ»
2. Отметьте слова, в которых звуков столько же, сколько букв.
1)ночь 2) въезд 3)лён 4)съёмка 5) известие 6)ёлка
3.В каких словах написание расходится с произношением?
1)гвоздь 2) трость 3)утка 4)сторожка
4.Обведите в кружок буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:
Д, Ъ, Ч, З, Щ.
6. Мы повторили наши знания о звуках, буквах. А сейчас будем работать в паре. Создать портрет буквы (у каждого на парте своя буква). В течение 3 минут мы работаем. Создаем словесный и наглядный портрет, используя цветные карандаши.
(в это время проверяю тесты)
Проверка выполнения работы. Молодцы мы сегодня на уроке. Давайте составим это слово на доске.
7. Итог. Фонетика – это не скучный раздел науки, а звучащая, выразительная музыка нашей речи.
8. Домашнее задание: Упражнение №315 или №318 (на выбор).