Конспект урока русского языка на тему «Глагол. Закрепление понятия» (по сказкам К.И.Чуковского)
Цели: формировать представление о глаголе как о части речи, по вопросам определять глаголы в тексте, среди других слов, учить ставить вопросы к данным глаголам, учить изменять форму числа глагола, осознавать значение глагола в речи, ввести в активный словарь второклассников термин «глагол», обогащать синтаксический строй речи учащихся, повторить орфограммы.
I Орг. момент
- Сегодня у нас гости. Посмотрите и поприветствуйте их. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
Начинаем урок.
II Работа в тетради
а) Чистописание.
1) – Сели правильно. Открыли тетрадь. Запишите число.
2) – Чистописание. Сса Ссе Ссё Сси
- Как продолжим запись? Допишите.
- Какое слово рассыпалось?
С н и к к а з о ч
С к а з о ч н и к
- Запишите его.
- Какая орфограмма в слове? ЧН
- Сделаем краткий фонетический разбор.
С к а з о ч н и к –
3 слога, 9 букв, 9 звуков
- Запишите. Проверьте.
б) Беседа: (устная)
- Кто такой сказочник?
- Что он делает?
пишет сказки
рассказывает
пересказывает
сочиняет
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- Какая часть речи отвечает на вопрос – что делает?
- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
Учитель. – Итак, тема нашего урока «Глагол». Мы будем повторять, что такое глагол. А поможет нам в этом один великий сказочник. Имя его нам подскажет наше домашнее задание. – Догадались?
(Портрет К.И. Чуковского)
- Это Корней Иванович Чуковский.
- Почему слова написаны с большой буквы?
- Посмотрите, сколько замечательных книг написал Чуковский.
(Выставка книг К.И. Чуковского)
- Какие сказки вам знакомы?
- Какие вы читали сами?
- Сейчас я вам прочитаю строчки стихотворения «Путаница», а вы послушайте, все ли в них верно?
- Давайте запишем правильно.
- Какая орфограмма? (Загл. буква, ЧК, точка)
- Подчеркните главные члены предложения (подл. и сказ.)(Коммент.)
- Назовите глаголы.
– В каком числе записаны глаголы?
- Поставьте в единственное число.
- Назовите существительные.
- Кто из них лишний? Почему?
(Д. Уточки птицы, а др. звери. Кошечки – живут в квартире, а др. – на улице)
- Посмотрите, кто к нам пришел на урок? (Мойдодыр)
- Из какой он сказки?
- Почему его так зовут?) (Моет до дыр)
- Послушайте отрывок из сказки «Мойдодыр». Найдите глаголы.
Читаю отрывок.
- Назовите глаголы.
- Запишите их в тетрадь.
Проверка: - Какие слова записали?
- На какие вопросы они отвечают? Что обозначают?
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте.
– Почему вещи покинули мальчика?
- Для чего нужно умываться, мыть руки, чистить зубы?
Физминутка.
- А теперь разомнемся, отдохнем.
- Давайте покажем:
- как улетела простыня
- как убежало одеяло
- ускакала лягушка
- А теперь вымоем ручки, шейку, щечки.
- Я буду называть глаголы, а вы показывайте то действие, которое они называют: писать, попрыгать, спать, помахать, сидеть, встать, улыбнись, нагнись, покачайся, садись.
- Назовите героев сказок Чуковского (Солнце, Зайчик, бабочка, уточка)
- Что лишнее? (Солнце – звезда)
Сам. работа.
- Подберите к существительным глаголы.
- Запишите предложения.
- Укажите части речи.
- Проверим: Что записал
Отгадайте загадку:
Целый день летает, летает,
Всем надоедает.
Ночь настает,
Тогда и перестает. (Муха)
- Героем какой сказки является муха? («Муха Цокотуха»)
- Кто помнит начало сказки?
(Муха, муха Цокотуха
Позолоченное брюхо,
Муха по полю пошла,
Муха дежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.)
- Запишите по памяти последние 2 строчки, подчеркните глаголы.
- Как напишем слово пошла и самовар?
Проверка: - Какие глаголы подчеркнули?
Устно: - А сейчас поиграем в игру «Подбери словечко».
И…………к Айболиту лиса
Ой, меня………………оса.
И…………к Айболиту Барбос:
- Меня курица…………в нос.
Учитель: - А пока дети читают, раздаю карточки.
- Какие глаголы написали?
Итоги:
- Кому понравился урок?
- Что повторили? (глагол)
- Сказки какого писателя нам помогали на уроке?
- Дом. задание – Найти и записать 10 глаголов из сказки «Телефон».
- К. И. Чуковскому поставили памятник в д. Переделкино, где он сочинил много сказок.
- Памятник в г. Вильнюсе другу Чуковского – доктору Шабаду, который стал прототипом доктора Айболита, т. к. он лечил не только людей, но и зверей, которых ему приносили.
- А в г. Тюмень есть памятник сказочному герою – доктору Айболиту.
- Наш урок окончен.
- Спасибо за внимание!
4 февраля.
Классная работа.
Сса Ссе Ссё Сси
Скáзочник – 3 слога, 9 букв, 9 звуков.
???????????
сущ. гл.
Свинки захрюкали
сущ. гл.
Кошечки замяукали
сущ. гл.
Уточки закрякали
№2
Убежало, улетела, ускакала, бежать
№3
Бабочка летает. Зайчик прыгает. Солнце светит. Уточка плавает.
№4
Пошла муха на базар
И купила самовар.