Образование имен существительных способом сложения.
Тип учебного занятия: урок «открытия» новых знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Цель учебного занятия: формирование способности учащихся к новому способу действия при образовании имён существительных, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов, развитие навыков сотрудничества, таких личных качеств, как самостоятельности и самооценки.
I этап. Мотивация к учебной деятельности.
-Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Пожелаем друг другу успешной работы.
II этап. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Знаете ли вы?
Слово СПАСИБО получилось из словосочетания спаси Бог! (выражение благодарения) соединением основ и усечением конечного согласного.
-Какой способ образования этого слова?
-Назовите способы образования существительных.
Запишите и укажите способ образования данных слов:
Орешник, выход, прадедушка, подорожник, спецодежда, МВД, сенокос, углекоп.
1 ученик выполняет у доски, дети сверяют свои записи.
- Какие умения вам понадобились для выполнения этой задачи?
III этап. Выявление места, причины затруднения и определение учебной цели.
- Какое затруднение возникло?- Почему?
- Что интересного заметили в словах спецодежда, сенокос, МВД, углекоп?
- Как образованы эти слова? (- Сложением двух основ (сен +кос, угл +коп, спец + одежда, Министерство Внутренних Дел)
- Сложение
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА. Комплекс упражнений для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5).
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
IV этап. Первичное закрепление с формулированием проблемы.
–Какое слово вызвало затруднение?- Как образуются сложные слова?- Как вы думаете, где мы можем проверить наше предположение?
Учебник с.113-114
Над какой темой мы будем сегодня работать?- Какова цель нашего урока?
- А вы в речи встречали сложносокращённые слова? - Назовите их.
А знаете ли вы?
- Сложные слова были известны с древних времен, например, в названии городов: Новгород, Звенигород, Ярославль, Холмогоры, Волокаламск.
Волоколамск: 1) река Лама, протекающая в Московской и Тверской областях, 2) волок- в Древней Руси так назывались места наибольшего сближения судоходных рек, по которым в старину волочили по суше суда из одной реки в другую.
- Назовите известные города, названные по этому же типу.
V этап. Работа в группах.
Распределите слова на группы по способу образования.
Небосвод, беспорядок, спецподготовка, сухофрукты, спортбаза, багрянец, выход, сенокосилка, МГУ, первопроходец, соавтор.
Осуществляют самопроверку.
VI этап. Включение в систему знаний.
Самостоятельная работа в парах. - Упр. 211.
- А теперь проверьте себя:
Дифференцированная работа по карточкам с самопроверкой.
1 уровень: Задание: выделить корни в сложных словах.
углекоп, пешеход, сенокос, спецодежда, первопроходец, пятилетие, спортбаза, спецподготовка, Сбербанк, шестилетка, шестиклассник.
2 уровень: Задание: укажите способ образования существительных.
бездорожье, военный, вывих, знание, мороженое, подгруппа, приговор, пришкольный, продмаг, суперобложка, теплоход, тишь.
VII этап. Рефлексия деятельности.
- Какое новое открытие мы сделали сегодня?
Закончите предложения:
- Сегодня я понял(а) …
- Я запомнил(а)…
- Теперь я могу…
VIII. Домашнее задание.
Упр. 212 (2) или 213,
составить по 2 существительного на каждый вид сложения