КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
В 6 КЛАССЕ ПО МУЗЫКЕ
Тема урока: Ночной пейзаж
Тип урока: изучение новой темы
Цель урока: познакомить учащихся на примере произведений композиторов, поэтов и художников с жанром камерной музыки – ноктюрн.
Задачи урока:
1. образовательные: познакомить учащихся с жанром ноктюрн, его образами, композиционным строением, музыкальным языком; знакомство с ноктюрнами В.А.Моцарта, А.П.Бородина, Ф.Шопена, М.И.Глинки и др., поэтов Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, художников К.Фридриха, Дж.Уистлера;
2. воспитательные: побуждение к эмоциональному восприятию материала учебного занятия;
3. развивающие: развивать умение проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять средства художественной выразительности.
Оборудование и средства обучения:
1. мультимедийный комплекс и презентация, подготовленная учителем;
2. кроссворд;
3. карточки с заданиями, таблица;
4. учебник Сергеева Г.П., Критская Е.Д.. Музыка. 6 класс. М.: Просвещение, 2011.
Ход урока
I. Организационный этап
Дидактическая задача – подготовка учащихся к работе на уроке. Музыкальное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Мотивация на учебную деятельность. Выдача листов самооценки.
II. Этап проверки знаний, умений, навыков
Дидактическая задача - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися; устранить обнаруженные в ходе проверки пробелы в знаниях; проверить знания всех учащихся
На предыдущем уроке, тема которого «Могучее царство Шопена», проходило знакомство с жизнью и творчеством композитора. Предлагается по изученному учащимися дома материалу, решить кроссворд. (Расчерчен до урока на доске). Учащимся раздаются карточки с вопросами. Друг за другом они выходят к доске и заполняют те клетки, ответы на которые знают. В конце – оценивают свои знания в листе самооценки (по баллам).
III. Этап подготовки учащихся к освоению нового материала
Дидактическая задача – организовать и направить учебно-познавательную деятельность учащихся.
Ноктюрн № 20 Ф.Шопена.
Учащимся дается задание в группах: во время звучания ноктюрна написать размышление о характере, образах звучащей музыки. По окончании музыки – мини-сочинения зачитываются.
Проблемное задание: Можно ли, прослушав данное произведение, не зная всех тонкостей и нюансов, сделать вывод о данном жанре?
Вводная беседа о преемственности изучаемого материала, о задачах, которые предстоит решить на уроке, знакомство с планом темы урока.
IV. Этап освоения новых знаний
Дидактическая задача – дать учащимся конкретное представление об изучаемом материале; добиться от учащихся восприятии, осознания, осмысления и систематизации знаний.
(на фоне презентации)
Французское слово «nocturne», как и итальянское «notturno», в буквальном переводе означает – ночной. Название это было известно еще с эпохи Возрождения и означало инструментальную музыку легкого развлекательного характера (слайд 2).
Вопрос: назовите хронологические рамки эпохи Возрождения (начало XIV - конец XVI веков). Почему ее так называют? (происходит как бы «возрождение» античной культуры). Какая отличительная черта данной эпохи? (проявляется интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).
Широкое распространение ночная музыка получает в XVIII веке. Тогда ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время.
Особенно пышно расцвел этот жанр в Вене - городе, жившем в то время интенсивной и весьма своеобразной жизнью.
Вопрос: Вена является столицей какого государства? (Австрия). Каких австрийских композиторов вы знаете? (Й.Гайдн, Ф.Шуберт, В.А.Моцарт).
Музыка составляла важную сторону различных развлечений венцев: она звучала всюду – в домашней обстановке, не улице, во многих кабачках. На городских гуляньях. Вторгалась музыка и в ночную тишину города. Многочисленные музыканты-любители устраивали ночные шествия с музыкой, исполняли серенады под окнами своих избранниц. Тот факт, что ноктюрны предназначались для исполнения на открытом воздухе, определил особенности жанра и средства исполнения.
Вопрос: Как вы думаете, какие инструменты могли сопровождать исполнителя? (Духовые, струнные, т.е. те, которые можно носить с собой).
Интересно отметить, что ночная музыка XVIII века вовсе не носила томно-лирического характера, который возникает в нашем представлении, когда мы говорим о ноктюрне. Такой характер произведения этого жанра приобрели значительно позже. Ноктюрны же XVIII века, напротив, отличаются бодрым, отнюдь не «ночным» тоном. Нередко такие сюиты начинались и заканчивались маршем, как бы изображая приход или уход музыкантов. Образцы таких ноктюрнов встречаются у Й.Гайдна и В.А.Моцарта.
В.А.Моцарт Ноктюрн (D dur)
Помимо инструментальных ноктюрнов, в XVIII веке существовали также ноктюрны вокальные: сольные и хоровые.
Ф.Шуберт «Серенада»
В XIX веке сложился совершенно другой ноктюрн: мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образами ночи, ночной тишиной, ночными думами. Применим этот термин и к литературе. Известны своими ноктюрнами такие русские поэты, как Ф.И.Тютчев и А.А.Фет (на слайде 3 – стихотворение А.Фета).
Мелодии ноктюрнов в большинстве случаев отличаются певучестью, широким дыханием. Жанр ноктюрна выработал свою «ноктюрнообразную» фактуру сопровождения; она представляет собой колышущийся фон, ассоциирующийся с пейзажными образами. Композиционное строение – 3-частная форма (3-я часть повторяет 1-ю). Крайние части более спокойные, светлые. Им противопоставляется взволнованная и динамичная средняя часть. Темп ноктюрнов бывает медленный или умеренный. Однако середина обычно пишется в более оживленном темпе.
В подавляющем большинстве случаев ноктюрны пишутся для сольного инструментального исполнения, и в основном для фортепиано. Но в русской камерной классике есть жемчужина - Струнный квартет № 2 А.П.Бородина, где 3-я часть - удивительно красивый ноктюрн (слайд 4).
Вопрос: Что такое квартет? (музыкальный ансамбль из четырех музыкантов-исполнителей). Какие инструменты входят в состав струнного квартета? (2-е скрипки, альт, виолончель) (слайд 5).
Работа с учебниками. Прочитайте строки письма А.П.Бородина к своей жене (слайд 6,7).
А.П.Бородин Квартет № 2 (3-я часть)
Вопросы на слайдах 8,9 презентации
К жанру ноктюрна обращались многие западноевропейские и русские композиторы: Ф.Шопен, Р.Шуман, Ф.Лист, Ф.Мендельсон, Э.Григ, М.Глинка, П.Чайковский, С.Рахманинов и др.
М.И.Глинка Ноктюрн «Разлука»
Советские композиторы сравнительно редко обращаются к жанру ноктюрна в его традиционном значении. Давая своим произведениям название «ноктюрн», современные композиторы обычно заимствуют у этого жанра лишь общий характер и общую образную направленность музыки.
М.Таривердиев Ноктюрн «Двое в кафе»
(За каждый правильный ответ на вопросы учителя на данном этапе урока, учащийся выставляет баллы в лист самооценки).
V. Этап закрепления материала
Дидактическая задача – определить уровень первичного осмысления нового содержания материала.
Ф.Мендельсон Ноктюрн из концертной увертюры «Сон в летнюю ночь»
На фоне музыки ноктюрна учащиеся заполняют таблицы по вопросам новой темы. Взаимопроверка.
VI. Вокально – интонационная работа
Дидактическая задача – развитие навыков вокального интонирования
- дыхание;
- распевка;
-пение главной мелодии Ноктюрна из Квартета № 2 А.Бородина (вокализ).
VII. Этап инструктаж учащихся по выполнению домашнего задания
Дидактическая задача – сообщить учащимся о домашнем задании; определить требование к результатам выполнения домашнего задания.
1) Подобрать стихи и музыкальные произведения (ноктюрны) к репродукциям в учебнике на стр. 106-107;
2) с. 104-105 прочитать и ответить на вопросы со стр. 105.
VIII. Подведение итогов работы
Дидактическая задача – сформулировать выводы, итоги, значение учебного материала.
Наш урок подошел к концу. Подведем итог нашей работы.
Вопрос: Что интересного вы узнали? Какое для себя открытие сделали?
Сформулируйте и задайте друг другу вопросы (работа в парах). Оцените. Поставьте баллы. Подсчитайте общий балл – поставьте оценку.