kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект учебного занятия по музыке в 6 классе "Ночной пейзаж"

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

В 6 КЛАССЕ ПО МУЗЫКЕ

 

Тема урока: Ночной пейзаж

Тип урока: изучение новой темы

 

Цель урока: познакомить учащихся на примере произведений композиторов, поэтов и художников с жанром камерной музыки – ноктюрн.

Задачи урока:

1. образовательные: познакомить учащихся с жанром ноктюрн, его образами, композиционным строением, музыкальным языком; знакомство с ноктюрнами В.А.Моцарта, А.П.Бородина, Ф.Шопена, М.И.Глинки и др., поэтов Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, художников К.Фридриха, Дж.Уистлера;

2. воспитательные: побуждение к эмоциональному восприятию материала учебного занятия;

3. развивающие: развивать умение проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять средства художественной выразительности.

Оборудование и средства обучения:

1. мультимедийный комплекс и презентация, подготовленная учителем;

2. кроссворд;

3. карточки с заданиями, таблица;

4. учебник Сергеева Г.П., Критская Е.Д.. Музыка. 6 класс. М.: Просвещение, 2011.

 

Ход урока

I. Организационный этап

   Дидактическая задача – подготовка учащихся к работе на уроке. Музыкальное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Мотивация на учебную деятельность. Выдача листов самооценки.

II. Этап проверки знаний, умений, навыков

   Дидактическая задача - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися; устранить обнаруженные в ходе проверки пробелы в знаниях; проверить знания всех учащихся

   На предыдущем уроке, тема которого «Могучее царство Шопена», проходило знакомство с жизнью и творчеством композитора. Предлагается по изученному учащимися дома материалу, решить кроссворд. (Расчерчен до урока на доске). Учащимся раздаются карточки с вопросами. Друг за другом они выходят к доске и заполняют те клетки, ответы на которые знают. В конце – оценивают свои знания в листе самооценки (по баллам).

III. Этап подготовки учащихся к освоению нового материала

   Дидактическая задача – организовать и направить учебно-познавательную деятельность учащихся.

 Ноктюрн № 20 Ф.Шопена.

   Учащимся дается задание в группах: во время звучания ноктюрна написать размышление о характере, образах звучащей музыки. По окончании музыки – мини-сочинения зачитываются.

Проблемное задание: Можно ли, прослушав данное произведение, не зная всех тонкостей и нюансов, сделать вывод о данном жанре?

Вводная беседа о преемственности изучаемого материала, о задачах, которые предстоит решить на уроке, знакомство с планом темы урока.

IV. Этап освоения новых знаний

   Дидактическая задача – дать учащимся конкретное представление об изучаемом материале; добиться от учащихся восприятии, осознания, осмысления и систематизации знаний.

(на фоне презентации)

   Французское слово «nocturne», как и итальянское «notturno», в буквальном переводе означает – ночной. Название это было известно еще с эпохи Возрождения и означало инструментальную музыку легкого развлекательного характера (слайд 2).

Вопрос: назовите хронологические рамки эпохи Возрождения (начало XIV - конец XVI веков). Почему ее так называют? (происходит как бы «возрождение» античной культуры). Какая отличительная черта данной эпохи? (проявляется интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).

   Широкое распространение ночная музыка получает в XVIII веке. Тогда ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время.

Особенно пышно расцвел этот жанр в Вене - городе, жившем в то время интенсивной и весьма своеобразной жизнью.

Вопрос: Вена является столицей какого государства? (Австрия). Каких австрийских композиторов вы знаете? (Й.Гайдн, Ф.Шуберт, В.А.Моцарт).

   Музыка составляла важную сторону различных развлечений венцев: она звучала всюду – в домашней обстановке, не улице, во многих кабачках. На городских гуляньях. Вторгалась музыка и в ночную тишину города. Многочисленные музыканты-любители устраивали ночные шествия с музыкой, исполняли серенады под окнами своих избранниц. Тот факт, что ноктюрны предназначались для исполнения на открытом воздухе, определил особенности жанра и средства исполнения.

Вопрос: Как вы думаете, какие инструменты могли сопровождать исполнителя? (Духовые, струнные, т.е. те, которые можно носить с собой).

   Интересно отметить, что ночная музыка XVIII века вовсе не носила томно-лирического характера, который возникает в нашем представлении, когда мы говорим о ноктюрне. Такой характер произведения этого жанра приобрели значительно позже. Ноктюрны же XVIII века, напротив, отличаются бодрым, отнюдь не «ночным» тоном. Нередко такие сюиты начинались и заканчивались маршем, как бы изображая приход или уход музыкантов. Образцы таких ноктюрнов встречаются у Й.Гайдна и В.А.Моцарта.

В.А.Моцарт Ноктюрн (D dur)

 

       Помимо инструментальных ноктюрнов, в XVIII веке существовали также ноктюрны вокальные: сольные и хоровые.

Ф.Шуберт «Серенада»

 

   В XIX веке сложился совершенно другой ноктюрн: мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образами ночи, ночной тишиной, ночными думами.       Применим этот термин и к литературе. Известны своими ноктюрнами такие русские поэты, как Ф.И.Тютчев и А.А.Фет (на слайде 3 – стихотворение А.Фета).

   Мелодии ноктюрнов в большинстве случаев отличаются певучестью, широким дыханием. Жанр ноктюрна выработал свою «ноктюрнообразную» фактуру сопровождения; она представляет собой колышущийся фон,  ассоциирующийся с пейзажными образами. Композиционное строение – 3-частная форма (3-я часть повторяет 1-ю). Крайние части более спокойные,  светлые. Им противопоставляется взволнованная и динамичная средняя часть. Темп ноктюрнов бывает медленный или умеренный. Однако середина обычно пишется в более оживленном темпе.

   В подавляющем большинстве случаев ноктюрны пишутся для сольного инструментального исполнения, и в основном для фортепиано. Но в русской камерной классике есть жемчужина - Струнный квартет № 2 А.П.Бородина, где 3-я часть  - удивительно красивый ноктюрн (слайд 4).

Вопрос: Что такое квартет? (музыкальный ансамбль из четырех музыкантов-исполнителей). Какие инструменты входят в состав струнного квартета? (2-е скрипки, альт, виолончель) (слайд 5).

   Работа с учебниками. Прочитайте строки письма А.П.Бородина к своей жене (слайд 6,7).

А.П.Бородин Квартет № 2 (3-я часть)

 

Вопросы на слайдах 8,9 презентации  

 

   К жанру ноктюрна обращались многие западноевропейские и русские композиторы:  Ф.Шопен, Р.Шуман, Ф.Лист, Ф.Мендельсон, Э.Григ, М.Глинка, П.Чайковский, С.Рахманинов и др.

 

М.И.Глинка Ноктюрн «Разлука»

 

   Советские композиторы сравнительно редко обращаются к жанру ноктюрна в его традиционном значении. Давая своим произведениям название «ноктюрн», современные композиторы обычно заимствуют у этого жанра лишь общий характер и общую образную направленность музыки.

М.Таривердиев Ноктюрн «Двое в кафе»

 

   (За каждый правильный ответ на вопросы учителя на данном этапе урока, учащийся выставляет баллы в лист самооценки).

 

V. Этап закрепления материала

 

   Дидактическая задача – определить уровень первичного осмысления нового содержания материала.

Ф.Мендельсон Ноктюрн из концертной увертюры «Сон в летнюю ночь»

  

   На фоне музыки ноктюрна учащиеся заполняют таблицы по вопросам новой темы. Взаимопроверка.

 

 

 

VI.  Вокально – интонационная работа

Дидактическая задача – развитие навыков вокального интонирования

- дыхание;

- распевка;

-пение главной мелодии Ноктюрна из Квартета № 2 А.Бородина (вокализ).

  

VII. Этап инструктаж учащихся по выполнению домашнего задания

Дидактическая задача – сообщить учащимся о домашнем задании; определить требование к результатам выполнения домашнего задания.

1) Подобрать стихи и музыкальные произведения (ноктюрны) к репродукциям в учебнике на стр. 106-107;

2) с. 104-105 прочитать и ответить на вопросы со стр. 105.

 

VIII. Подведение итогов работы

Дидактическая задача – сформулировать выводы, итоги, значение учебного материала.

   Наш урок подошел к концу. Подведем итог нашей работы.

Вопрос: Что интересного вы узнали? Какое для себя открытие сделали?

Сформулируйте и задайте друг другу вопросы (работа в парах). Оцените. Поставьте баллы. Подсчитайте общий балл – поставьте оценку.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект учебного занятия по музыке в 6 классе "Ночной пейзаж" »

КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

В 6 КЛАССЕ ПО МУЗЫКЕ


Тема урока: Ночной пейзаж

Тип урока: изучение новой темы


Цель урока: познакомить учащихся на примере произведений композиторов, поэтов и художников с жанром камерной музыки – ноктюрн.

Задачи урока:

1. образовательные: познакомить учащихся с жанром ноктюрн, его образами, композиционным строением, музыкальным языком; знакомство с ноктюрнами В.А.Моцарта, А.П.Бородина, Ф.Шопена, М.И.Глинки и др., поэтов Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, художников К.Фридриха, Дж.Уистлера;

2. воспитательные: побуждение к эмоциональному восприятию материала учебного занятия;

3. развивающие: развивать умение проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять средства художественной выразительности.

Оборудование и средства обучения:

1. мультимедийный комплекс и презентация, подготовленная учителем;

2. кроссворд;

3. карточки с заданиями, таблица;

4. учебник Сергеева Г.П., Критская Е.Д.. Музыка. 6 класс. М.: Просвещение, 2011.


Ход урока

I. Организационный этап

Дидактическая задача – подготовка учащихся к работе на уроке. Музыкальное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Мотивация на учебную деятельность. Выдача листов самооценки.

II. Этап проверки знаний, умений, навыков

Дидактическая задача - установить правильность и осознанность выполнения домашнего

задания всеми учащимися; устранить обнаруженные в ходе проверки пробелы в знаниях; проверить знания всех учащихся

На предыдущем уроке, тема которого «Могучее царство Шопена», проходило знакомство с жизнью и творчеством композитора. Предлагается по изученному учащимися дома материалу, решить кроссворд. (Расчерчен до урока на доске). Учащимся раздаются карточки с вопросами. Друг за другом они выходят к доске и заполняют те клетки, ответы на которые знают. В конце – оценивают свои знания в листе самооценки (по баллам).

III. Этап подготовки учащихся к освоению нового материала

Дидактическая задача – организовать и направить учебно-познавательную деятельность учащихся.

Ноктюрн № 20 Ф.Шопена.

Учащимся дается задание в группах: во время звучания ноктюрна написать размышление о характере, образах звучащей музыки. По окончании музыки – мини-сочинения зачитываются.

Проблемное задание: Можно ли, прослушав данное произведение, не зная всех тонкостей и нюансов, сделать вывод о данном жанре?

Вводная беседа о преемственности изучаемого материала, о задачах, которые предстоит решить на уроке, знакомство с планом темы урока.

IV. Этап освоения новых знаний

Дидактическая задача – дать учащимся конкретное представление об изучаемом материале; добиться от учащихся восприятии, осознания, осмысления и систематизации знаний.

(на фоне презентации)

Французское слово «nocturne», как и итальянское «notturno», в буквальном переводе означает – ночной. Название это было известно еще с эпохи Возрождения и означало инструментальную музыку легкого развлекательного характера (слайд 2).

Вопрос: назовите хронологические рамки эпохи Возрождения (начало XIV - конец XVI веков). Почему ее так называют? (происходит как бы «возрождение» античной культуры). Какая отличительная черта данной эпохи? (проявляется интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).

Широкое распространение ночная музыка получает в XVIII веке. Тогда ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время.

Особенно пышно расцвел этот жанр в Вене - городе, жившем в то время интенсивной и весьма своеобразной жизнью.

Вопрос: Вена является столицей какого государства? (Австрия). Каких австрийских композиторов вы знаете? (Й.Гайдн, Ф.Шуберт, В.А.Моцарт).

Музыка составляла важную сторону различных развлечений венцев: она звучала всюду – в домашней обстановке, не улице, во многих кабачках. На городских гуляньях. Вторгалась музыка и в ночную тишину города. Многочисленные музыканты-любители устраивали ночные шествия с музыкой, исполняли серенады под окнами своих избранниц. Тот факт, что ноктюрны предназначались для исполнения на открытом воздухе, определил особенности жанра и средства исполнения.

Вопрос: Как вы думаете, какие инструменты могли сопровождать исполнителя? (Духовые, струнные, т.е. те, которые можно носить с собой).

Интересно отметить, что ночная музыка XVIII века вовсе не носила томно-лирического характера, который возникает в нашем представлении, когда мы говорим о ноктюрне. Такой характер произведения этого жанра приобрели значительно позже. Ноктюрны же XVIII века, напротив, отличаются бодрым, отнюдь не «ночным» тоном. Нередко такие сюиты начинались и заканчивались маршем, как бы изображая приход или уход музыкантов. Образцы таких ноктюрнов встречаются у Й.Гайдна и В.А.Моцарта.

В.А.Моцарт Ноктюрн (D dur)


Помимо инструментальных ноктюрнов, в XVIII веке существовали также ноктюрны вокальные: сольные и хоровые.

Ф.Шуберт «Серенада»


В XIX веке сложился совершенно другой ноктюрн: мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образами ночи, ночной тишиной, ночными думами. Применим этот термин и к литературе. Известны своими ноктюрнами такие русские поэты, как Ф.И.Тютчев и А.А.Фет (на слайде 3 – стихотворение А.Фета).

Мелодии ноктюрнов в большинстве случаев отличаются певучестью, широким дыханием. Жанр ноктюрна выработал свою «ноктюрнообразную» фактуру сопровождения; она представляет собой колышущийся фон, ассоциирующийся с пейзажными образами. Композиционное строение – 3-частная форма (3-я часть повторяет 1-ю). Крайние части более спокойные, светлые. Им противопоставляется взволнованная и динамичная средняя часть. Темп ноктюрнов бывает медленный или умеренный. Однако середина обычно пишется в более оживленном темпе.

В подавляющем большинстве случаев ноктюрны пишутся для сольного инструментального исполнения, и в основном для фортепиано. Но в русской камерной классике есть жемчужина - Струнный квартет № 2 А.П.Бородина, где 3-я часть - удивительно красивый ноктюрн (слайд 4).

Вопрос: Что такое квартет? (музыкальный ансамбль из четырех музыкантов-исполнителей). Какие инструменты входят в состав струнного квартета? (2-е скрипки, альт, виолончель) (слайд 5).

Работа с учебниками. Прочитайте строки письма А.П.Бородина к своей жене (слайд 6,7).

А.П.Бородин Квартет № 2 (3-я часть)


Вопросы на слайдах 8,9 презентации


К жанру ноктюрна обращались многие западноевропейские и русские композиторы: Ф.Шопен, Р.Шуман, Ф.Лист, Ф.Мендельсон, Э.Григ, М.Глинка, П.Чайковский, С.Рахманинов и др.


М.И.Глинка Ноктюрн «Разлука»


Советские композиторы сравнительно редко обращаются к жанру ноктюрна в его традиционном значении. Давая своим произведениям название «ноктюрн», современные композиторы обычно заимствуют у этого жанра лишь общий характер и общую образную направленность музыки.

М.Таривердиев Ноктюрн «Двое в кафе»


(За каждый правильный ответ на вопросы учителя на данном этапе урока, учащийся выставляет баллы в лист самооценки).


V. Этап закрепления материала


Дидактическая задача – определить уровень первичного осмысления нового содержания материала.

Ф.Мендельсон Ноктюрн из концертной увертюры «Сон в летнюю ночь»

На фоне музыки ноктюрна учащиеся заполняют таблицы по вопросам новой темы. Взаимопроверка.




VI. Вокально – интонационная работа

Дидактическая задача – развитие навыков вокального интонирования

- дыхание;

- распевка;

-пение главной мелодии Ноктюрна из Квартета № 2 А.Бородина (вокализ).

VII. Этап инструктаж учащихся по выполнению домашнего задания

Дидактическая задача – сообщить учащимся о домашнем задании; определить требование к результатам выполнения домашнего задания.

1) Подобрать стихи и музыкальные произведения (ноктюрны) к репродукциям в учебнике на стр. 106-107;

2) с. 104-105 прочитать и ответить на вопросы со стр. 105.


VIII. Подведение итогов работы

Дидактическая задача – сформулировать выводы, итоги, значение учебного материала.

Наш урок подошел к концу. Подведем итог нашей работы.

Вопрос: Что интересного вы узнали? Какое для себя открытие сделали?

Сформулируйте и задайте друг другу вопросы (работа в парах). Оцените. Поставьте баллы. Подсчитайте общий балл – поставьте оценку.





САМОАНАЛИЗ УРОКА



Учебное занятие было проведено в 6 классе, в котором 13 человек, из них – 4 девочки и 9 мальчиков. На уроке присутствовали все.

Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальными особенностями учащихся, способных осваивать учебный материал школьной программы по музыке.

На уроке были реализованы следующие принципы:

- принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

- принцип доступности обучения;

- принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.

Современные технические средства обучения помогают поддерживать мотивацию к изучению музыки.

На уроке были задействованы все учащиеся.

Тип урока - изучение новой темы

Цель урока – познакомить учащихся на примере произведений композиторов, поэтов и художников с жанром камерной музыки – ноктюрн.

Задачи, решавшиеся на данном уроке, были реализованы. Учащиеся в полной мере проявили активность (в ответах на вопросы, вовлечении в обсуждение проблем), эмоциональную увлеченность новой темой, заинтересованность в получении дополнительной информации. Они смогли проявить свою самостоятельность в умении работать с информацией (в учебнике, из презентации), высказывании собственного мнения; проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять средства художественной выразительности (мини-сочинение о звучащей музыке, работа с таблицей).

Логика урока, смена заданий, доброжелательная образовательная среда позволили избежать перегрузки учащихся.

По типологии данное учебное занятие – урок по сообщению нового учебного материала, включающий в себя следующие этапы: организационный; этап проверки знаний, умений, навыков, этап подготовки учащихся к освоению нового материала, освоения новых знаний, закрепления материала, вокально – интонационная работа; инструктаж учащихся по выполнению домашнего задания; подведение итогов работы.

На уроке были использованы индивидуальные, парно-групповые и коллективные формы работы. Урок получился очень динамичным, но несколько перенасыщенным. Хотелось дать учащимся как можно больше информации, использовать различные формы деятельности. Если бы позволяло время, можно было на некоторые этапы урока выделить больше отведенных минут (вокально-интонационная работа, выполнение письменного задания).

Школьники показали хороший уровень самостоятельного мышления, высокую познавательную активность, уровень усвоения и использования материала.

Содержание, формы, методы, приемы и средства способствовали реализации поставленных цели и задач личностно-ориентированного урока.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект учебного занятия по музыке в 6 классе "Ночной пейзаж"

Автор: Бритвина Ия Анатольевна

Дата: 30.09.2014

Номер свидетельства: 115682


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства