Ващенко Любовь Михайловна
Тема урока: Изменение глаголов по родам в прошедшем времени Цель: познакомить учащихся с изменением глаголов по родам в прошедшем времени.
развивать умение определять род глаголов прошедшего времени. Развивать навыки орфографическую зоркость, память, мышление и речь учащихся. Воспитывать интерес к изучению предмета.
Методы: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, самостоятельная работа.
Оборудование: таблица «Изменение глаголов прошедшего времени по родам», учебник.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
-сдача работ\
Минутка чистописания.
3. Постановка темы и цели
4.Изучение нового материала.
Наблюдение над изменением по родам глаголов прошедшего времени.
- На доске записаны предложения:
Ед. ч. Мн. ч.
Хор пел. Дети пели.
Птичка пела.
Сердце пело
Спишите предложения в тетради. Когда так говорят «сердце пело»? (Когда человеку очень радостно на душе, когда он счастлив.)
– Поставьте вопросы к глаголам. В каком времени употреблены глаголы? С какой частью речи связан глагол в предложении?– Какого рода имена существительные?– Что можно сказать об изменении глаголов прошедшего времени? (Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. Род глаголов зависит от рода имен существительных, с которыми они связаны.)
– Какое окончание имеют глаголы прошедшего времени мужского рода? (Нулевое.)
– Женского рода? (-а)
– Среднего рода? (-о)
– Во множественном числе? (-и)
– Выделите окончания глаголов прошедшего времени.
- Знакомство с правилом, с. 148
5.Проверка понимания.
Упражнения в определении рода глаголов прошедшего времени и написании окончаний. (Упр. 399.)
VII. Комментированное письмо.
Кудрявая берёзка стояла у реки. Ветерок шевелил молодые листочки. Жарко светило солнце. На верхушку берёзки сел воробей и зачирикал весёлую песенку.
– В каком времени употреблены глаголы? Назовите их род и число.
– Разберите глаголы светило, зачирикал по составу.
6. Закрепление знаний
Работа в группах УПР.402
Выписать из текста:
1 группа- действие происходит в момент речи (что делаю)+число
2-группа- действие произошло до момента речи (что сделал?) + род глагола+число
VIII. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
– Как определить род глаголов прошедшего времени?
Домашнее задание. Упражнение 401; правило, с. 148.