Конспект современного урока по русскому языку для 5 класса.
Конспект современного урока по русскому языку для 5 класса.
Урок по русскому языку для 5 класса соответствует ФГОС. Задания, предлагаемые в данном конспекте, ориентированы на учебник Г.Г.Граника "Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. Ч.1. - М.: Мнемозина, 2012. Урок направлен на достижение следующих результатов: 1. Предметные: учащиеся дают определение обращению, умеют находить обращения в предложениях, правильно оформляют его в письменной речи; излагают изученный материал; составляют собственные предложения с обращением. 2. Метапредметные: учащиеся формулируют учебную задачу, взаимодействуют друг с другом, работая в группах и парах; структурируют знания; осознанно строят речевые высказывания; применяют полученную информацию на практике; умеют осуществлять взаимопроверку. 3.Личностные: учащиеся дают адекватную оценку собственной учебной деятельности, осознают границы собственного "знания" и "незнания".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект современного урока по русскому языку для 5 класса. »
Предмет: Русский язык
Класс: 5
Тема: Обращение
Место урока в системе уроков по данной теме: Первый урок по данной теме
Цель деятельности учителя: Способствовать формированию умения работать с учебным текстом, составлять кластер, применять полученную информацию на практике (находить обращения, расставлять знаки, использовать их в устной и письменной речи)
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Планируемые результаты:
Предметные: дают определение обращению, умеют находить обращения в предложениях, правильно оформляют его в письменной речи; излагают изученный материал; составляют собственные предложения с обращением.
Метапредметные: формулируют учебную задачу, взаимодействуют друг с другом (работая в парах, группах), структурируют знания ( обобщают сказанное, задают уточняющие вопросы) ,осознанно строят речевое высказывание, применяют полученную информацию на практике( составляют предложения, расставляют знаки препинания),умеют осуществлять взаимопроверку.
Личностные: дают адекватную оценку собственной учебной деятельности, осознают границы «знания» и «незнания».
Приёмы обучения: использование зрительных образов,беседа, наблюдение за языковой единицей, приём «Кластер», преобразование учебного текста, пересказ, самостоятельная работа с взаимопроверкой, самооценка, рефлексия-противопоставление.
Формы работы на уроке: групповая, фронтальная, парная
Образовательные ресурсы: Г.Г.Граник Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Ч. 1. – М.: Мнемозина, 2012.
Оборудование, наглядность: Компьютер, проектор, экран; раздаточный материал: карты – памятки по работе в группе, распечатанный текст научного содержания в 4-х частях, карточки с заданиями, карта «Рефлексия-противопоставление»
Предварительная подготовка: учащиеся заранее разбиты на группы, выбран руководитель в каждой группе, ребята знакомы с правилами работы в группе; учителем подготовлен текст обучающего характера, подготовлены задания.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности
- Дорогие ребята, как я рада, что вы сегодня пришли на урок открыть для себя новые знания. Коля, я надеюсь, что ты сегодня будешь стараться больше обычного. А ты, Максим, как всегда удивишь нас интересными рассуждениями. Итак, все группы готовы к работе?
Приём использования зрительных образов.
- Дорогие мои, сопоставьте представленный на экране материал и попробуйте определить тему урока.
На экране несколько иллюстраций и предложения:
1)Ветер, Ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе. 2)Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…3)Солнце, ты ходишь круглый год по небу…
- Какое произведение вам вспомнилось? Кто его написал? Что делают герои сказки? К кому они обращаются?
-Как в языке называется слово, с помощью которого персонажи обращаются к собеседнику? Так о чём же пойдёт речь на занятии? (Об обращении)
Тема урока фиксируется на доске
Актуализация. Выявление места и причин затруднения
- Сравните предложения. Чем они отличаются? В каком предложении есть слово, называющее того, к кому обращаются с речью? Как оно выделяется на письме? Знали ли вы, о том, как оформляются на письме такие слова? Давайте подумаем, чему же мы должны сегодня научиться?
- Продолжите предложения, которые станут целями нашего урока.
1. Научиться находить…
2. Запомнить правила оформления…
На доске записываются следующие цели:
Научиться находить и правильно употреблять обращения в речи.
Запомнить правила оформления на письме предложений с обращением.
Построение проекта выхода из затруднения
- Как мы будем решать поставленные задачи? Что нужно сделать, чтобы решить поставленные задачи?
- Ребята! Предлагаю сегодня поработать в группах. Прежде чем вы начнёте это делать, давайте вспомним правила поведения в группах.
Учащиеся читают карты-памятки по работе в группах.
Реализация построенного проекта
Работа в группах осуществляется с помощью приема «КЛАСТЕР».
Предложенный текст:
Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Как правило, обращения выражаются существительными в именительном падеже. А иногда обращение выражается словосочетанием.
Дитя моё, останься здесь со мною. (М. Лермонтов)
В качестве обращения может выступать и неодушевлённое существительное:
Не шуми ты, рожь, спелым колосом.
Обращения не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопрос ни от одного члена предложения.
Как я любил твои бури, Кавказ! (М.Лермонтов)
В устной речи обращение часто произносится со звательной интонацией.
Прощай, отец, дай руку мне. (М.Лермонтов)
На письме обращения выделяются запятыми. Если обращение произносится с восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с прописной буквы.
Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (М.Лермонтов)
Обращение может стоять в начале предложения (Бабушка, постой немножко), в середине предложения (Постой, бабушка, постой немножко), в конце предложения (Постой немножко, бабушка).
В предложениях с обращениями часто нет подлежащего. Оно только мыслится. Помните, что местоимения ты и вы не являются обращениями. Это подлежащие.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Участник каждой группы представляет получившийся план. Пересказывает весь текст. Учащиеся других групп оценивают сказанное, по необходимости дополняют, задают вопросы.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Индивидуальная работа
Задание 2
- Проанализируйте представленные на экране предложения и выпишите обращения.
1) -Здорово, парнище! – Ступай себе мимо!
-Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? – Из лесу вестимо,
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.
(Н.А.Некрасов)
2) С узлом в руках я вышел из больницы… У меня закружилась голова, но я знал, что не упаду. Я здоров и буду жить. Я поправился. Прощай, больница! Здравствуй, школа! (В.А.Каверин)
Мне бы хотелось, чтобы… . Мне бы не хотелось, чтобы…
Домашнее задание (по выбору)
Представьте, что вам нужно задать вопрос президенту РФ, США, Украины. Составьте 3 вопроса указанным президентам, используя обращения. Не забудьте правильно расставить знаки препинания.