~~• Цели: Учебные: повторение знаний о изученных орфограммах, умения рассуждать, высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
• Развивающие: развивать орфографическую зоркость, творческие способности, речь учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; интеллектуальное развитие коммуникативных навыков и навыков диалогического общения.
• Воспитательные: воспитание чувства взаимопомощи, создание дружеской атмосферы на уроке, привитие интереса к русскому языку.
Оборудование: карточки с заданиями, листы оценивания каждой группы на доске, мультимедийный проект.
Ход урока (слайд 1)
I. Организационный момент Эмоциональный настрой.
Ребята сидят по группам. Выбираются командиры групп.
– Прозвенел сейчас звонок, начинаем наш урок.
– Сегодня у нас необычный урок. Ваша задача показать, чему вы научились, как умеете рассуждать, высказывать свою мысль и понимать товарища.
II. Актуализация знаний
Звучит стук в дверь.
У. – кто там?
Вам письмо от деда Всеведа. (учитель берёт письмо и спрашивает ребят
А кто такой дед Всевед? (ответы детей)
• Называют его так, потому что он все «ведает», т. е. все знает. Ну давайте же тогда узнаем что он нам написал.
«Здравствуйте, мои юные друзья!
Вот уже три года я наблюдаю, с каким интересом вы путешествуете по сказочной стране «Русский язык», и предлагаю вам сегодня провести «Урок - смотр знаний», на котором вы сможете не только порадовать гостей своими знаниями, но и испытать свои умения рассуждать, доказывать, смекать. А задания к уроку вам приготовили мои помощники. Если ваши знания будут соответствовать требованиям программы, в конце урока мы присудим вам звание «Знатоков русского языка». Успехов вам, друзья! Дед Всевед»
• Итак, ребята, согласны ли вы с предложением деда Всеведа? Тогда, скорее за дело. Я желаю вам удачи.
Каждое задание после проверки вы оценивать будите сами и оценки выставлять на оценочный лист своей группы.
III. Закрепление знаний (слайд 2)
На слайде написано: Приходи с мечом вечером, сыграем.
– Я прочитаю рассказ об одной ошибке. А вы ответите, почему так получилось.
Дима написал своему дружку Пете записку: "Приходи с мечом вечером, сыграем". Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живёт Петя, и передала записку.
– Ну, как? – Спросил Дима вернувшуюся сестру.
– Отнесла. Сказал, что к шести часам придет.
– Мяч будет! Петька принесёт, я ему написал записку, он обещал.
Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие фехтования – длинный деревянный меч.
– Почему так получилось? (Надо знать, как проверить безударную гласную в корне слова.) –Какие гласные буквы надо проверять? (а, о, и, е, я)
1 задание (безударная гласная) (3 слайд)
Подбери и запиши проверочные слова.
к…нюшня, д…брота, цв…тник, тр…щит, г…лодный, л…нивая, т…мнота, подт…нули.
Вывод: для того чтобы проверить безударную гласную, надо подобрать проверочное слово так, чтобы ударение падало на эту гласную.
Физминутка:
Ребята, а вы хорошо помните словарные слова? А я сейчас это проверю. Если буду говорить словарное слово, то вы должны будите присесть, а если не словарное слово, то поднять руки вверх.
Хоккей, шоссе, лето, рыба, расстояние, игра, рассказ, лес, троллейбус, свет, аллея.
Вывод: словарные слова надо знать наизусть, орфограмма удвоенная согласная.
2 задание
Тест по русскому языку (10 баллов)
10 – 9 б – «5»; 8 – 7 б – «4»; 6 – 5 «3»; 4 – и менее «2».
№ 1
Какая из этих букв не имеет звука? (1 бал)
1) с
2 ) ы
3 ) ь
4 ) й
№ 2
Какое из этих прилагательных употребляется при характеристике согласных звуков? (2балла)
1) слепой
2) немой
3) глухой
4) хромой
№ 3
Отгадай слово: (2 балла)
1-й слог – приставка в слове подорожник -----
2-й слог – корень в слове даренный ----
3-й слог—суффикс в слове щенок ------
№ 4
Проверь текст. Найди ошибки и исправь их. (5 баллов)
Наш рыжий кот васька- бальшой проказник. Раз он заметил гниздо дразда.
Кот быстро палес на дериво. Но дрозт увидел зладея и клюнул его в лоп..
Васька кубарем скатился вниз.
Запишите цифрой, сколько ошибок вы нашли.( )
Вывод: что мы вспомнили, какие орфограммы и как их можно проверить?
3 задание (4 слайд)
Найди и подчеркни основу предложений.
У глаголов определи время и выдели окончание.
В тени под дубом росли ландыши.
В траве заблестели беленькие цветочки земляники.
Тёплый ветерок ласкает верхушки деревьев.
На лесных полянах появятся голубые подснежники.
Вывод: что называют основой предложения. Что мы знаем о глаголах.
4 задание (5 слайд)
Допиши окончания прилагательных и существительных. Определи падеж.
На зимн… ковёр,
у хлебн… магазина,
с ценн… подарк…,
в тёмн… бору,
по гладк… полу, после сытн… обеда.
О пшеничн… хлеб…,
с мудр… старцем,
из соседн… деревни.
Вывод: что знаем о прилагательном и существительном и как определяется падеж у прилагательных.
5 задание (6 слайд)
Выполни разбор слов по составу.
Глазной, выпрямить, косточка, почасовая, наигрывает, ленивый, бабушка.
Вывод: что такое состав слова и о каждой части слова.
Рефлексия.
Вы сегодня все очень хорошо поработали. Давайте же подведём итог нашей работы и узнаем кто же получит от Деда Всеведа звание «Знатоков русского языка». (в конверте оценки для определения чья группа справилась, а чья нет)
IV Итог.