kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект(+ презентация) урока русского языка по теме "Ь на конце существительных женского рода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока - сказки по русскому языку в четвертом классе по теме "Правописание ь на конце имен существительных женского рода".УМК - "Школа 2100". Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Урок разработан с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо.Соответствует ФГОС. К конспекту прилагается презентация. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык .Ермолина»



Конспект открытого урока - сказки (с использованием элементов технологии критического мышления через чтение и письмо)

Учитель: Ермолина Ольга Валерьевна

МАОУ «Мысовская СОШ №56» город Бабушкин

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Программа: «Школа 2100»

Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.

Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.

Ход урока:

•  Орг.момент.

- Долгожданный дан звонок, начинается урок!

Сегодня у нас необычный урок. У нас гости. Давайте их поприветствуем. А еще сегодня на уроке у меня будет помощница – Лера.

ЛЕРА: Выполняя домашние задания, читая книги, я обратила внимание на одну особенность написания некоторых существительных. Я не сразу разгадала их тайну. Мое исследование было интересным, и сегодня я предлагаю всем вместе со мной сделать открытие. Согласны?

Я: Раз все готовы, начинаем! С каким настроением вы пришли на урок? Покажите с помощью индикатора настроения. Сначала давайте улыбнемся друг другу, ведь, как поется в песне: «От улыбки станет всем светлей..».

ЛЕРА: О.В, раз у нас особенный урок, может сделаем его еще интересней и необычней? Я предлагаю всем отправиться в сказку!!!

Я: ну, что ж, я не против. Сказка начинается!

В некотором царстве, в морфологическом государстве жили-были…

ЛЕРА: Имена существительные. Жили они дружно и весело. Что совсем не нравилось….

Я: Вреднючей волшебнице! И решила она поссорить имена существительные. И наложила она на них страшное заклятие: перестали понимать и уважать друг друга имена существительные, И зародилась между ними зависть и обида…

ЛЕРА: Перессорились между собой имена существительные, Даже царство их разделился на 2 части… Ребята, давайте поможем именам существительным снова понимать и уважать друг друга, снимем заклятье Вреднючки.

Я: Перед нелегкой дорогой и сложными испытаниями предлагаю вам размяться.

•  Словарная работа .

ЛЕРА: Запишите под диктовку слова.(двое у доски, остальные в тетрадях):

Рояль, ателье, беречь, обаятельный, серьезный, стеречь, ладонь, соловьи, испечь.

*Взаимопроверка.( по группам)

ЛЕРА: Что интересного заметили? (Во всех словах встречается ь)

Работа в группах.

Я: Разбейте эти слова на группы (выделите цветом), по роли мягкого знака. Дайте название каждой группе. Обоснуйте свое решение.

* После выполнения группами задания, выслушиваются объяснения.(1 гр – разделительный ь знак, 2 гр. – ь для обозначения мягкости согласного, 3 гр – ь выполняет грамматическую функцию- н.ф.гл.).

- Только ли в глаголах ь указывает на грамматический признак?

- Все ли случаи правописания ь мы записали?

3. ЗХУ. Работа с таблицей

На этой стадии урока учитель предлагает ученикам заполнить первую колонку (З) таблицы ЗХУ.

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали

 

 

 

* Выслушивание и обсуждение вариантов ответов.

* Заполнение таблицы.(1)

4. Чтение с остановками.

Я: С этим заданием вы справились, но на то я и Вреднючка, чтоб мешать вам и строить козни. Напущу-ка я на вас ночь. Может испугаетесь?

ЛЕРА: Ребята, у каждого из вас лежит карточка с текстом. В тексте будет для вас новая информация.

Я: Вам нужно сделать пометки над словами с ь .

Знаком "v" - уже знакомый случай употребления ь, "?" - это для меня новое.

Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Не слышно и воробья. Только изредка кричит сыч , да шуршит мышь.

Шалаш наш стоит на берегу ручья. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь.

 

- К какой группе вы бы отнесли слова с Ь с пометкой «?»? Аргументируйте свое решение. Что предлагаете сделать? (выделяем еще одну группу)

- Давайте понаблюдаем за этими словами. Произнесите последний звук в каждом слове. Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий).

- Что вы можете сказать о написании слова? (На конце слова после шипящей буквы написан мягкий знак).

- А теперь в этих словах закройте мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце. (Звук произносится так же, как и с мягким знаком на конце).

- Какие возникают вопросы?

*Прочтите подчеркнутые слова.

- Как вы думаете, почему эти слова я подчеркнула и обращаю на них ваше внимание? Аргументируйте свой ответ.

ЛЕРА: Вот мы и узнали, что за заклятье лежит на именах существительных – они не понимают, почему некоторым из них с шипящей на конце подарили мягкий знак, а другим, тоже с шипящей на конце мягкий знак не достался. Поэтому обиделись они друг на друга.

Я: *Формулировка темы и целей урока учащимися. Главный вопрос урока .

* Заполнение 2-ой колонки (Х) таблицы ЗХУ.

5. Работа по теме урока (групповая работа).

ЛЕРА: Чтоб заклятье снять, придется постараться.

Группам предлагается выполнить задание упражнения 173, стр.4

*Задание к упражнению:

- Прочитайте имена существительные. Найти, что у них общего

- Разделить сущ. на 2 группы. Дать название каждой группе.

- Списать в 2 столбика.

- Как бы вы обозначили эту орфограмму?

* Группа, первая справившаяся с заданием записывает столбики слов на доске, графически объясняя орфограмму. Проверка.

Я: Ребята, объявляю конкурс на лучший алгоритм.

Командам предлагается выработать и записать алгоритм определения данной орфограммы.

•  Рассмотрение всех вариантов .Обсуждение. Выбор лучших.

6. Закрепление.

Я: Итак, теперь мы знаем, почему некоторые существительные с шипящей на конце пишутся с ь, а некоторые – без него. Это нужно объяснить именам существительным.

ЛЕРА: Ребята, подумайте и нарисуйте на что похож ь?

• * работа в группах

Анализ рисунков (Веер, большой живот….- это все относится к женщинам.)

Я: Заклятье снято. Имена существительные больше не обижаются друг на друга. Ведь нельзя же обижаться на девочку за то, что она девочка!

ЛЕРА: В морфологическом государстве сова мир, доброта, веселье! Не хотите ли вы, ребята, прокатиться на праздничной карусели?

1. * Игра «Карусель» Учащиеся становятся в 2 круга (внутренний и внешний) лицом друг к другу(парами). У каждого ученика есть листочек с словом на изученную орфограмму. Ребята читают слова и проверяют друг друга (в паре) . По сигналу внешний круг поворачивается по часовой стрелке, внутренний остается на месте (учащиеся поменялись в парах) Теперь задания повторяются. Ученики меняются до тех пор, пока не собирутся первоначальные пары.

2. Отгадайте и запишите в тетради слова. Обозначьте орфограмму.

- Зимой дрова ест, а летом спит (ПЕЧЬ)

- Под полом таится, кота боится (МЫШЬ)

- Бывает устная и письменная (РЕЧЬ)

- Часть суток от вечера до утра (НОЧЬ)

- Сильный человек (СИЛАЧ)

- Родник (КЛЮЧ)

- Черная птица с большим клювом (ГРАЧ)

- Какие слова с мягким знаком вы записали? Объясните свой выбор.

3. Упражнение 177 стр. 4 (Диктант с подготовкой)

7. Рефлексия.

1. Вот и подошел к концу наш урок. Я предлагаю вам вернуться к нашей таблице ЗХУ и заполнить 3 графу (У).

*Заполнение таблицы, совместное обсуждение вариантов ответов учащихся.

- На все ли поставленные вопросы вы нашли ответы на уроке?

*Самооценка работы на уроке

*Оценка в группах



Просмотр содержимого презентации
«Русский язык Ермолина»

Русский язык  4 класс Презентация учителя начальных классов МАОУ «Мысовская СОШ №56» Ермолиной О.В

Русский язык 4 класс

Презентация учителя начальных классов МАОУ «Мысовская СОШ №56» Ермолиной О.В

Сказка начинается!

Сказка начинается!

Проверь себя!   Р о яль, а тел ь е, б е реч ь , о б а ятельный, с е рьезный, ст е реч ь , л а донь, с о л о в ь и, испеч ь .

Проверь себя!

Р о яль, а тел ь е, б е реч ь , о б а ятельный, с е рьезный, ст е реч ь , л а донь, с о л о в ь и, испеч ь .

Проверь себя!   Р о яль, а тел ь е, б е реч ь , о б а ятельный, с е рьезный, ст е реч ь , л а донь, с о л о в ь и, испеч ь .

Проверь себя!

Р о яль, а тел ь е, б е реч ь , о б а ятельный, с е рьезный, ст е реч ь , л а донь, с о л о в ь и, испеч ь .

Заполним 1 колонку таблицы З – что мы знаем Х – что хотим узнать  У – что мы узнали

Заполним 1 колонку таблицы

З – что мы знаем

Х – что хотим узнать

У – что мы узнали

Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Не слышно и воробья. Только изредка кричит сыч , да шуршит мышь. Шалаш наш стоит на берегу ручья. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь.

Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Не слышно и воробья. Только изредка кричит сыч , да шуршит мышь.

Шалаш наш стоит на берегу ручья. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь.

Заполним 2 колонку таблицы З – что мы знаем Х – что хотим узнать  У – что мы узнали

Заполним 2 колонку таблицы

З – что мы знаем

Х – что хотим узнать

У – что мы узнали

Заполним 3 колонку таблицы З – что мы знаем Х – что хотим узнать  У – что мы узнали

Заполним 3 колонку таблицы

З – что мы знаем

Х – что хотим узнать

У – что мы узнали

Домашнее задание

Домашнее задание

  • С 4 правило – выучить!
  • С 5 № 174


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ермолина Ольга Валерьевна

Дата: 02.03.2015

Номер свидетельства: 180970

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Русский  язык  в 3 классе. Конспект урока"
    ["seo_title"] => string(35) "russkiiiazykv3klassiekonspiekturoka"
    ["file_id"] => string(6) "286207"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454311942"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока " Мягкий знак на конце существительных" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-miaghkii-znak-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "139612"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417765509"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока русского языка для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "132619"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416382922"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" "
    ["seo_title"] => string(148) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh-zhienskogho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "198015"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428339185"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" "
    ["seo_title"] => string(163) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-3-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh-zhienskogho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "246992"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446481602"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства