Конспект открытого урока - сказки (с использованием элементов технологии критического мышления через чтение и письмо)
  Учитель: Ермолина Ольга Валерьевна
  МАОУ «Мысовская СОШ №56» город Бабушкин
  Предмет: Русский язык
  Класс: 4
  Программа: «Школа 2100»
  Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.
  Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.
  Ход урока:
  •  Орг.момент.
  - Долгожданный дан звонок, начинается урок!
  Сегодня у нас необычный урок. У нас гости. Давайте их поприветствуем. А еще сегодня на уроке у меня будет помощница – Лера.
  ЛЕРА: Выполняя домашние задания, читая книги, я обратила внимание на одну особенность написания некоторых существительных. Я не сразу разгадала их тайну. Мое исследование было интересным, и сегодня я предлагаю всем вместе со мной сделать открытие. Согласны?
  Я: Раз все готовы, начинаем! С каким настроением вы пришли на урок? Покажите с помощью индикатора настроения. Сначала давайте улыбнемся друг другу, ведь, как поется в песне: «От улыбки станет всем светлей..».
  ЛЕРА: О.В, раз у нас особенный урок, может сделаем его еще интересней и необычней? Я предлагаю всем отправиться в сказку!!!
  Я: ну, что ж, я не против. Сказка начинается!
  В некотором царстве, в морфологическом государстве жили-были…
  ЛЕРА: Имена существительные. Жили они дружно и весело. Что совсем не нравилось….
  Я: Вреднючей волшебнице! И решила она поссорить имена существительные. И наложила она на них страшное заклятие: перестали понимать и уважать друг друга имена существительные, И зародилась между ними зависть и обида…
  ЛЕРА: Перессорились между собой имена существительные, Даже царство их разделился на 2 части… Ребята, давайте поможем именам существительным снова понимать и уважать друг друга, снимем заклятье Вреднючки.
  Я: Перед нелегкой дорогой и сложными испытаниями предлагаю вам размяться.
  •  Словарная работа .
  ЛЕРА: Запишите под диктовку слова.(двое у доски, остальные в тетрадях):
  Рояль, ателье, беречь, обаятельный, серьезный, стеречь, ладонь, соловьи, испечь.
  *Взаимопроверка.( по группам)
  ЛЕРА: Что интересного заметили? (Во всех словах встречается ь)
  Работа в группах.
  Я: Разбейте эти слова на группы (выделите цветом), по роли мягкого знака. Дайте название каждой группе. Обоснуйте свое решение.
  * После выполнения группами задания, выслушиваются объяснения.(1 гр – разделительный ь знак, 2 гр. – ь для обозначения мягкости согласного, 3 гр – ь выполняет грамматическую функцию- н.ф.гл.).
  - Только ли в глаголах ь указывает на грамматический признак?
  - Все ли случаи правописания ь мы записали?
  3. ЗХУ. Работа с таблицей
  На этой стадии урока учитель предлагает ученикам заполнить первую колонку (З) таблицы ЗХУ.
      | З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали | 
  |   |   |   | 
 
  * Выслушивание и обсуждение вариантов ответов.
  * Заполнение таблицы.(1)
  4. Чтение с остановками.
  Я: С этим заданием вы справились, но на то я и Вреднючка, чтоб мешать вам и строить козни. Напущу-ка я на вас ночь. Может испугаетесь?
  ЛЕРА: Ребята, у каждого из вас лежит карточка с текстом. В тексте будет для вас новая информация.
  Я: Вам нужно сделать пометки над словами с ь .
  Знаком "v" - уже знакомый случай употребления ь, "?" - это для меня новое.
  Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Не слышно и воробья. Только изредка кричит сыч , да шуршит мышь.
  Шалаш наш стоит на берегу ручья. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь.
   
  - К какой группе вы бы отнесли слова с Ь с пометкой «?»? Аргументируйте свое решение. Что предлагаете сделать? (выделяем еще одну группу)
  - Давайте понаблюдаем за этими словами. Произнесите последний звук в каждом слове. Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий).
  - Что вы можете сказать о написании слова? (На конце слова после шипящей буквы написан мягкий знак).
  - А теперь в этих словах закройте мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце. (Звук произносится так же, как и с мягким знаком на конце).
  - Какие возникают вопросы?
  *Прочтите подчеркнутые слова.
  - Как вы думаете, почему эти слова я подчеркнула и обращаю на них ваше внимание? Аргументируйте свой ответ.
  ЛЕРА: Вот мы и узнали, что за заклятье лежит на именах существительных – они не понимают, почему некоторым из них с шипящей на конце подарили мягкий знак, а другим, тоже с шипящей на конце мягкий знак не достался. Поэтому обиделись они друг на друга.
  Я: *Формулировка темы и целей урока учащимися. Главный вопрос урока .
  * Заполнение 2-ой колонки (Х) таблицы ЗХУ.
  5. Работа по теме урока (групповая работа).
  ЛЕРА: Чтоб заклятье снять, придется постараться.
  Группам предлагается выполнить задание упражнения 173, стр.4
  *Задание к упражнению:
  - Прочитайте имена существительные. Найти, что у них общего
  - Разделить сущ. на 2 группы. Дать название каждой группе.
  - Списать в 2 столбика.
  - Как бы вы обозначили эту орфограмму?
  * Группа, первая справившаяся с заданием записывает столбики слов на доске, графически объясняя орфограмму. Проверка.
  Я: Ребята, объявляю конкурс на лучший алгоритм.
  Командам предлагается выработать и записать алгоритм определения данной орфограммы.
  •  Рассмотрение всех вариантов .Обсуждение. Выбор лучших.
  6. Закрепление.
  Я: Итак, теперь мы знаем, почему некоторые существительные с шипящей на конце пишутся с ь, а некоторые – без него. Это нужно объяснить именам существительным.
  ЛЕРА: Ребята, подумайте и нарисуйте на что похож ь?
  • * работа в группах
  Анализ рисунков (Веер, большой живот….- это все относится к женщинам.)
  Я: Заклятье снято. Имена существительные больше не обижаются друг на друга. Ведь нельзя же обижаться на девочку за то, что она девочка!
  ЛЕРА: В морфологическом государстве сова мир, доброта, веселье! Не хотите ли вы, ребята, прокатиться на праздничной карусели?
  1. * Игра «Карусель» Учащиеся становятся в 2 круга (внутренний и внешний) лицом друг к другу(парами). У каждого ученика есть листочек с словом на изученную орфограмму. Ребята читают слова и проверяют друг друга (в паре) . По сигналу внешний круг поворачивается по часовой стрелке, внутренний остается на месте (учащиеся поменялись в парах) Теперь задания повторяются. Ученики меняются до тех пор, пока не собирутся первоначальные пары.
  2. Отгадайте и запишите в тетради слова. Обозначьте орфограмму.
  - Зимой дрова ест, а летом спит (ПЕЧЬ)
  - Под полом таится, кота боится (МЫШЬ)
  - Бывает устная и письменная (РЕЧЬ)
  - Часть суток от вечера до утра (НОЧЬ)
  - Сильный человек (СИЛАЧ)
  - Родник (КЛЮЧ)
  - Черная птица с большим клювом (ГРАЧ)
  - Какие слова с мягким знаком вы записали? Объясните свой выбор.
  3. Упражнение 177 стр. 4 (Диктант с подготовкой)
  7. Рефлексия.
  1. Вот и подошел к концу наш урок. Я предлагаю вам вернуться к нашей таблице ЗХУ и заполнить 3 графу (У).
  *Заполнение таблицы, совместное обсуждение вариантов ответов учащихся.
  - На все ли поставленные вопросы вы нашли ответы на уроке?
  *Самооценка работы на уроке
  *Оценка в группах