1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | Приветствует,проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. -Выберите из предложенных вырезанных тучек (синяя и голубая) ту, которая соответствует вашему настроению. На доске тоже магнитом закрепляется тучка того же цвета, которую выбрали большинство ребят | Подготовка класса к работе | 1-2 |
2 | Актуализация знаний и пробное учебное действие в начале изучения нового материала Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Организует повторение знаний, закрепление умений. Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе: 1.Дуб, берёза, дерево, липа 2.Стол, стул, мебель, шкаф 3.Зима, весна, лето, время года | Проговаривают определение однородных членов и правило постановки знаков препинания при них. Выполняют задания, определяя лишнее слово, аргументируя свою точку зрения, анализируя остальные слова с целью использования их для составления предложения с однородными членами. | 3 |
3 | Выявление места и причины затруднения Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | Создает проблемную ситуацию -Какое слово в каждой группе вы можете назвать общим по значению(обобщающим)? -Придумайте предложения с данными словами, ставя лишнее слово впереди группы однородных членов и после них. -Какие знаки препинания вы поставите? - Что вызвало затруднение? Почему? - Чего мы ещё не знаем? -Сформулируйте проблемный вопрос и тему сегодняшнего урока. | Формулируют проблему и тему урока. | 5 |
4 | Постановка учебной цели Цель этапа: построение проекта выхода из затруднения, | -Какую цель вы ставите перед собой на уроке? -Как вы проверите, что цель достигнута? -Давайте составим план действий. | Ставят цели, составляют план достижения цели. | 3 |
5 | Реализация построенного проекта Цель этапа: Выработать алгоритм применения полученных знаний | Организует учащихся на исследование проблемной ситуации 1. Предлагает понаблюдать над материалом упр.536(стр.134) (1) Особую группу многоклеточных грибов образуют шляпочные грибы: грузди, опята, сыроежки, белые грибы, лисички, рыжики, мухоморы. Плодовое тело шляпочного гриба состоит из пенька и шляпки. Последние обычно имеют различные окраску и форму. (2) Зима для зверей — время суровое. Все к ней готовятся. Вот, например, белка. Сушит она на сучках грибы: подберёзовики, сыроежки, опята, моховики. Но вот среди них находишь вдруг мухомор. Для чего белке мухомор ядовитый? Может, сухой мухомор для неё что- то вроде лекарства? | 1.Самостоятельно работают в парах, анализируют тексты упр.536 по вопросам: 1) Какой текст принадлежит писателю-натуралисту Н. Сладкову, какой вы можете прочитать в одном из учебников? Своё мнение обоснуйте. 2) Слова какой тематической группы имеются в обоих текстах? З) В каких предложениях прочитанных текстов употреблено слово, которое является общим названием для слов данной тематической группы? Назовите это слово и запишите эти предложения. | 5 |
| | 2.Учитель предлагает найти однородные члены предложения и обобщающие слова в каждом тексте и провести исследование в парах. -Определите, выражены ли они одной частью речи или нет? -Какую особенность интонации вы заметили в предложениях с обобщающим словом и однородными членами? - Как в них используются знаки препинания? 3.На экране демонстрирует таблицу «Знаки препинания при однородных членах» 4.Предлагает сделать вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения, пользуясь результатами исследования, теоретическим материалом и правилом на стр.135 Проводит физкультминутку. | 2.Отвечают на вопросы учителя, приводят аргументы 3.Работают с информацией, содержащейся в учебнике (параграф 69(стр.135), со схемой расстановки знаков препинания при однородных членах в раздаточных карточках, с таблицей. 4.На основе материала учебника и своих наблюдений делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами предложения и составляют алгоритм: 1.Найду в предложении однородные члены. 2.Определю, есть ли обобщающее слово. 3.Выберу нужный знак препинания. | 6 2 |
6 | Первичное закрепление Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знака препинания при обобщающем слове перед однородными членами предложения и после них. | Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Разбив детей на группы, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям учебника и в рабочей тетради. | Работают группами, выполняя разноуровневые задания. 1-я группа выполняет упр.537 : читают текст и чертят схемы однородных членов По речным берегам, по берегам озёр и ручьёв в окрестностях Михайловского попадаются самые разные птицы: коростели, дупеля, бекасы, дикие утки. | 7 |
| | Корректирует работу групп, выслушивает ответы детей по результатам работы в группах, помогает найти верные способы действия слабоуспевающим учащимся. | Читая Пушкина, мы встречаем многих обитателей здешних мест: аиста, ворона, ворону, галку, голубя, иволгу, кукушку... Трясогузку, снегиря, жаворонка, овсянку —этих здешних пичуг Пушкин в своём творчестве не упомянул ни разу. (По С. Гейченко) 2-я группа выполняет творческое задание: составляет предложения с однородными членами, используя данные обобщающие слова: одежда, реки, города, деревья, планеты, графически обозначая однородные члены предложения и обобщающее слово. 3-я группа выполняет задание 3 в рабочей тетради №2 стр.59: расставляют знаки препинания, подчёркивают однородные члены и обобщающее слово. 1. Для Зиночки принёс я разных чудес..ных трав по листику по корешку по цветочку кукушкины слёзки ва лер. .янку заяч. .ю капусту. (М. П р и ш в и н)2.Мы бр..дили по лесу и наблюдали 2. Мы бр. .дили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц дятлов сов. (М. П р и ш в и н З. Песок здесь радос. .ньий ж. .лтый лучистый. (С. С а- харнов) 4. Там из собач. .их шкур сшила она одежду парку* торбаса** и рукавицы. (С. С а х а р н о в) 5. Моллюски крабы ежи креветки всё ей (акуле) со- шло, всё в пищу сг. .дилось. (С. С а х а р н о в) б. В песок в траву в камни повсюду свой нос сунула. (С. Сахарнов) | |
| | Организует лексическую работу со словами парка, торбаса (Рабочая тетрадь) Организует работу по карточкам для групп, быстрее других справившихся с заданием. | жизнь дупляных птиц дятлов сов. (М. П р и ш в и н) З. Песок здесь радос. .ньий ж. .лтый лучистый. (С. С а- харнов) 4. Там из собач. .их шкур сшила она одежду парку* торбаса** и рукавицы. (С. С а х а р н о в) 5. Моллюски крабы ежи креветки всё ей (акуле) сошло, всё в пищу сг. .дилось. (С. С а х а р н о в) 6. В песок в траву в камни повсюду свой нос сунула. (С. Сахарнов) Объясняют значение слов * Парка — верхняя зимняя одежда северных народов. ** Торбаса — высокие сапоги из шкуры оленя, нерпы и прочее шерстью наружу на кожаной подошве у народов Севера. Индивидуальное задание : 4 ученика по очереди выполняют интерактивные тесты у доски (компьютер) | |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Организует деятельность по применению новых знаний Демонстрирует на экране образец правильного выполнения задания (компьютер) | Самостоятельно выполняют упр.538 Переписывают предложения, расставляя необходимые знаки препинания. Зелёным фломастером подчеркивают обобщающие слова при однородных членах. 1) Мальчик рисовал всё самолёты корабли воздушные мосты и дворцы из стекла. 2) Потом снедь лесную начали подавать солёные и варёные грибы свежие и сушёные ягоды дикий мёд и клюквенный море. З) Корро де Ржа питалась только металлическими предметами мечами и шпагами гвоздями и топорами ножами и ножницами. 4) Чёрный король начал изготовлять дешёвую железную посуду железные кружки железные тарелки миски и горшки. (По Е. Пермяку) Осуществляют самоконтроль, пользуясь образцом на экране | 7 |
8 | Рефлексия деятельности. Домашнее задание. Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся. Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся (упр.540). Уровень А: - Укажите лишнее слово в тематической группе: скованный, замёрзший, застывший, озябший. К оставшимся словам найдите в тексте синонимы. - Из 2-го абзаца выпишите предложения с однородными членами. Объясните постановку знаков препинания. Уровень Б: - Можно ли вместо слова приободрился, употреблённого в сказке, использовать слово ободрился? Что общего в значениях этих слов и в чём различие? - Из 3-го абзаца выпишите предложения с однородными членами. Поставьте недостающие знаки препинания. | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Отвечают на вопросы: Какую цель ставили? Удалось достичь поставленной цели? Каким способом? Какие получили результаты? Что вызвало особые затруднения? Где можно применить новые знания? Называют ключевые слова темы. Поднимают тучку (синюю или голубую), тем самым показывают своё настроение, изменилось ли оно на уроке. | 5 |