kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока в 5 классе по теме Имя прилагательное.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Имя прилагательное. Грамматические признаки прилагательного (урок-повторение изученного №1)

Цель урока: Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о прилагательном как части речи.

Задачи урока: Обучающая: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже, пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: развитие логического мышления.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Оборудование: проектор,  раздаточный материал с текстом и различными заданиями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока в 5 классе по теме Имя прилагательное. »


Тема: Имя прилагательное. Грамматические признаки прилагательного (урок-повторение изученного №1)

Цель урока: Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о прилагательном как части речи.

Задачи урока: Обучающая: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже, пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: развитие логического мышления.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Оборудование: проектор, раздаточный материал с текстом и различными заданиями.

Ход урока.

Организационный момент. Приветствие.

Учитель: Наш урок посвящён словам-волшебникам. Они помогают нам точнее представить то, о чём идёт речь. Давайте начнем урок (работа в командах). На ваших столах лежат 2 варианта текста. (Слайд 2) Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой?

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лекарь.


Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.


Учитель: Все слова вам понятны?

Учитель: Скажите, почему дятла называют лесным лекарем?

Дети: Потому что он лечит деревья от насекомых.

Учитель: Верно. Где описание дятла более точное?

Дети: Во втором тексте.

Учитель: Молодцы! С помощью каких слов автору удаётся лучше описать птицу?


Дети: Глухой ритмичный стук, чёрная птица, яркими, красными перышками, сильный острый прямой клюв, большую часть времени, вредных насекомых, больные деревья, лесной лекарь.


(показывается слайд №3 с выделенными прилагательными)


Учитель: К какой части речи относятся выделенные слова?

Дети: К имени прилагательному.

Учитель: Ребята, как вы думаете, для чего в речи используются прилагательные?

Дети: Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, выразительным.

Учитель: Правильно, ребята, мир без волшебных имен прилагательных был бы серым и скучным.

Учитель: Итак, как вы думаете, о какой части речи мы сегодня будем говорить?

Дети: Имя прилагательное.

Учитель: Правильно. А зачем нам нужно хорошо знать эту часть речи?

Дети: Чтобы наша речь была красивой, красочной, яркой.

Учитель: Употребление прилагательных необходимо и в жизни. Катя, представь, что мама попросила тебя: «Дочка, свари кашу!» Сможешь ли ты выполнить просьбу мамы?

Ученица: Нет. Потому что не знаю, какую кашу варить: рисовую, гречневую или др.

Учитель: Правильно! А узнать, какую именно кашу варить, мы сможем только при помощи прилагательных. Ребята, какая сегодня погода? И ответ на этот вопрос будет наполнен прилагательными!

Сегодня на уроке мы вспомним, что такое имя прилагательное, как оно отличается от других частей речи, научимся правильно применять его.

Учитель: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Тема нашего урока – «Имя прилагательное».

Ребята, послушайте, пожалуйста, внимательно небольшой отрывок из произведения Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Диалог двух персонажей: учителя Правдина и Митрофана Простакова – ученика.

Митрофан (подает ему книгу). Вот, грамматика.

Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.

Учитель: Ребята, вы согласны с утверждением Митрофана?

Дети: Нет!

Учитель: Вам эта часть речи уже знакома из начальных классов. Что вы знаете об имени прилагательном?

Дети: Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое? какие? чей?, чья? чьё?, чьи?

Учитель: Ребята, а вы помните каким членом предложения является прилагательное? Т.е. какова синтаксическая роль в предложении прилагательного?

Дети: Является определением.

Учитель: Правильно, определением, но ещё может быть и сказуемым. Прилагательное в роли сказуемого мы с вами изучим на следующем уроке. А сейчас давайте вернемся к определению.

- Выпишите предложение и сделайте полный синтаксический разбор.

Он лечит больные деревья.

(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).

(Предложение простое, т.к состоит из одной грамматической основы, повествовательное, т.к в нем содержится сообщение, и на конце стоит точка, невосклицательное, 2 составное, т.к есть подлежащее и сказуемое, распространенное, т.к. есть второстепенные члены предложения.

-Молодец, все правильно.

А теперь настал момент физминутки.

Массаж рук.


Вот помощники мои, 

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так –

Не обидятся никак.


Игра «Найди лишнего».


- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим, что кроме них там присутствуют другие части речи! Ваша задача хлопнуть в ладоши в тот момент, когда я называю слово, которое не является прилагательным!
Веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.


Учитель: Давайте с новыми силами продолжим урок.

Учитель: Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся к поэтическому тексту. (Слайд 5)

С. Есенин

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

Учитель: Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину?

Дети: Потому что поэт использовал прилагательные.

Учитель: Посмотрите, роса бывает жемчужной или озеро серебряным? Что значит «озеро серебряное», «роса жемчужная»? Почему автор так говорит?

Дети: Потому что озеро похоже на серебро, блестело, было очень красивым.

Учитель: Молодцы, ребята!

Учитель: Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину?

Дети: Использование эпитетов.

Учитель: Молодцы! Следующее задание, ребята! На ваших столах лежат тексты. Вам необходимо вставить пропущенные прилагательные в предложения, но так, чтобы оно подходили по смыслу. (Слайд 6)

(Групповая работа. Раздаются разные тексты, ученики должны по смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже.)

Образец: 1 команда.

1.(…) утром приятно побродить по лесу, подышать (…)воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц.

2. Летним утром приятно побродить по лесу, подышать свежим воздухом. 2. С раннего утра и до поздней ночи слышится чудесное пение птиц.

Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный.

Образец: 2 команда.

1.Наступило (…)лето. 2Только в (…)лесу сквозь (…)деревья пробивались (…) лучи.


2.Наступило жаркое, знойное лето. 2. Только в зеленом лесу сквозь высокие, могучие деревья пробивались редкие, солнечные лучи.



Прилагательные: жаркий, знойный, зеленый, высокий, солнечный.

Образец: 3 команда.

1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2 Сквозь (…)облака неожиданно появились (…) тучи.

  1. Маленькая птичка сидела на верхушке зеленой ели. 2.Сквозь голубые облака неожиданно появились мрачные тучи.

Прилагательные: маленький, зеленой, голубой, мрачный.

(Каждая команда читает свои тексты, правильные варианты текстов будут показаны на слайде.)

Учитель: Молодцы ребята! Что важно помнить, при выполнении подобных заданий?

Дети : Прилагательные ставятся в том же роде, числе, что и сущ.

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно! Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и ещё в падеже.

Учитель: Приступим к следующему заданию. Составьте два небольших текста в первом варианте без прилагательных, во втором варианте с прилагательными (2-3 предложения).

(Работы зачитываются учениками с места.)

Учитель: А теперь последнее для вас задание. Попробуйте нарисовать, как вы представляете себе имя прилагательное. ( Из каждой команды по одному ученику выходят к доске и объясняют свои работы - рисунки.)

(Дети могут нарисовать радугу, что с прилагательным мир такой же красочный как эта радуга и т.п.)

Рефлексия:

Учитель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали сегодня! А теперь давайте повторим, что мы узнали сегодня об имени прилагательном.

-Для этого давайте закончим данную схему. (Слайд 7)



Имя прилагательное



обозначает



изменяется

отвечает на вопросы




является в предложении

Дети: Имя прилагательное- эта часть речи, которая обозначает признак предмета (цвет, размер, вкус ит.д.) отвечает на вопросы какой?, чей?, какая?, который?, изменяется по родам, числам, падежам. В предложении является определением или сказуемым.

Учитель: Молодцы! Запомните эту часть речи, ее признаки в этом, думаю, поможет эта схема.

Учитель: Спасибо за урок !

Выставление оценок.

Домашнее задание на выбор:

1) сочинить сказку про имя прилагательное (не менее 1 страницы)

2) сочините четверостишие, используя эпитеты.



















Раздаточный материал



Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.


Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.


Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.


Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.




Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.


Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.








  1. команда

1. (… ) утром приятно побродить по лесу, подышать (… )воздухом.

2.С (… ) утра и до (… )ночи слышится (… )пение птиц.

1 команда. Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный.



2 команда.

  1. Наступило (… ) лето.

2Только в (… ) лесу сквозь (… ) деревьев пробивались (… ) лучи.



2 команда. Прилагательные:, знойный, зеленый, высокий, солнечный.



3 команда.

1 (… ) птичка сидела на верхушке (… ) ели.

2. Сквозь (… ) облака неожиданно появились (… ) тучи.

3 команда. Прилагательные: маленький, зеленый , голубой, мрачный.





1 команда. Прилагательные:





летний



свежий



ранний



поздний



чудесный.






2 команда. Прилагательные: солнечный



знойный



зеленый



высокий



солнечный




3 команда. Прилагательные:





маленький



зеленый



голубой



мрачный.



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока в 5 классе по теме Имя прилагательное.

Автор: Егорова Татьяна Васильевна

Дата: 22.06.2014

Номер свидетельства: 107813

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект открытого урока по теме "Имя прилагательное""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt_otkrytogho_uroka_po_tiemie_imia_prilaghatiel_noie"
    ["file_id"] => string(6) "380793"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484729767"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему: Имя прилагательное как часть речи "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "224692"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439090563"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока по теме: "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательных в речи.""
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-rol-prilaghatiel-nykh-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "250003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447000925"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока по теме : "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "119779"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413518845"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства