Конспект открытого урока в 5 классе по теме Имя прилагательное.
Конспект открытого урока в 5 классе по теме Имя прилагательное.
Тема: Имя прилагательное. Грамматические признаки прилагательного (урок-повторение изученного №1)
Цель урока: Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о прилагательном как части речи.
Задачи урока: Обучающая: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже, пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи. Развивающая: развитие логического мышления. Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову. Оборудование: проектор, раздаточный материал с текстом и различными заданиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока в 5 классе по теме Имя прилагательное. »
Тема: Имя прилагательное. Грамматические признаки прилагательного (урок-повторение изученного №1)
Цель урока: Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о прилагательном как части речи.
Задачи урока: Обучающая: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже, пополнитьпрактический опыт учащихся в употребленииимен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи. Развивающая: развитие логического мышления. Воспитательная:формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову. Оборудование: проектор, раздаточный материал с текстом и различными заданиями.
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие.
Учитель: Наш урок посвящён словам-волшебникам. Они помогают нам точнее представить то, о чём идёт речь. Давайте начнем урок (работа в командах). На ваших столах лежат 2 варианта текста. (Слайд 2) Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой?
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел — это лекарь.
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.
Учитель: Все слова вам понятны?
Учитель: Скажите, почему дятла называют лесным лекарем?
Дети: Потому что он лечит деревья от насекомых.
Учитель: Верно. Где описание дятла более точное?
Дети: Во втором тексте.
Учитель: Молодцы! С помощью каких слов автору удаётся лучше описать птицу?
Дети: Глухой ритмичный стук, чёрная птица, яркими, красными перышками, сильный острый прямой клюв, большую часть времени, вредных насекомых, больные деревья, лесной лекарь.
(показывается слайд №3 с выделенными прилагательными)
Учитель: К какой части речи относятся выделенные слова?
Дети: К имени прилагательному.
Учитель: Ребята, как вы думаете, для чего в речи используются прилагательные?
Дети: Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, выразительным.
Учитель: Правильно, ребята, мир без волшебных имен прилагательных был бы серым и скучным.
Учитель: Итак, как вы думаете, о какой части речи мы сегодня будем говорить?
Дети: Имя прилагательное.
Учитель: Правильно. А зачем нам нужно хорошо знать эту часть речи?
Дети: Чтобы наша речь была красивой, красочной, яркой.
Учитель: Употребление прилагательных необходимо и в жизни. Катя, представь, что мама попросила тебя: «Дочка, свари кашу!» Сможешь ли ты выполнить просьбу мамы?
Ученица: Нет. Потому что не знаю, какую кашу варить: рисовую, гречневую или др.
Учитель: Правильно! А узнать, какую именно кашу варить, мы сможем только при помощи прилагательных. Ребята, какая сегодня погода? И ответ на этот вопрос будет наполнен прилагательными!
Сегодня на уроке мы вспомним, что такое имя прилагательное, как оно отличается от других частей речи, научимся правильно применять его.
Ребята, послушайте, пожалуйста, внимательно небольшой отрывок из произведения Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Диалог двух персонажей: учителя Правдина и Митрофана Простакова – ученика.
Митрофан (подает ему книгу). Вот, грамматика.
Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
Учитель: Ребята, вы согласны с утверждением Митрофана?
Дети: Нет!
Учитель: Вам эта часть речи уже знакома из начальных классов. Что вы знаете об имени прилагательном?
Дети: Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое? какие? чей?, чья? чьё?, чьи?
Учитель: Ребята, а вы помните каким членом предложения является прилагательное? Т.е. какова синтаксическая роль в предложении прилагательного?
Дети: Является определением.
Учитель: Правильно, определением, но ещё может быть и сказуемым. Прилагательное в роли сказуемого мы с вами изучим на следующем уроке. А сейчас давайте вернемся к определению.
- Выпишите предложение и сделайте полный синтаксический разбор.
Он лечит больные деревья.
(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).
(Предложение простое, т.к состоит из одной грамматической основы, повествовательное, т.к в нем содержится сообщение, и на конце стоит точка, невосклицательное, 2 составное, т.к есть подлежащее и сказуемое, распространенное, т.к. есть второстепенные члены предложения.
-Молодец, все правильно.
А теперь настал момент физминутки.
Массаж рук.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.
Игра «Найди лишнего».
- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим, что кроме них там присутствуют другие части речи! Ваша задача хлопнуть в ладоши в тот момент, когда я называю слово, которое не является прилагательным! Веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.
Учитель: Давайте с новыми силами продолжим урок.
Учитель: Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся к поэтическому тексту. (Слайд 5)
С. Есенин
А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.
Учитель: Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину?
Дети: Потому что поэт использовал прилагательные.
Учитель: Посмотрите, роса бывает жемчужной или озеро серебряным? Что значит «озеро серебряное», «роса жемчужная»? Почему автор так говорит?
Дети: Потому что озеро похоже на серебро, блестело, было очень красивым.
Учитель: Молодцы, ребята!
Учитель: Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину?
Дети: Использование эпитетов.
Учитель: Молодцы! Следующее задание, ребята! На ваших столах лежат тексты. Вам необходимо вставить пропущенные прилагательные в предложения, но так, чтобы оно подходили по смыслу. (Слайд 6)
(Групповая работа. Раздаются разные тексты, ученики должны по смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже.)
Образец: 1 команда.
1.(…) утром приятно побродить по лесу, подышать (…)воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц.
2. Летним утром приятно побродить по лесу, подышать свежим воздухом. 2. С раннего утра и до поздней ночи слышится чудесное пение птиц.
(Каждая команда читает свои тексты, правильные варианты текстов будут показаны на слайде.)
Учитель: Молодцы ребята! Что важно помнить, при выполнении подобных заданий?
Дети : Прилагательные ставятся в том же роде, числе, что и сущ.
Учитель: Молодцы, ребята!Правильно! Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и ещё в падеже.
Учитель: Приступим к следующему заданию. Составьте два небольших текста в первом варианте без прилагательных, во втором варианте с прилагательными (2-3 предложения).
(Работы зачитываются учениками с места.)
Учитель: А теперь последнее для вас задание. Попробуйте нарисовать, как вы представляете себе имя прилагательное. ( Из каждой команды по одному ученику выходят к доске и объясняют свои работы - рисунки.)
(Дети могут нарисовать радугу, что с прилагательным мир такой же красочный как эта радуга и т.п.)
Рефлексия:
Учитель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали сегодня! А теперь давайте повторим, что мы узнали сегодня об имени прилагательном.
-Для этого давайте закончим данную схему. (Слайд 7)
Имя прилагательное
обозначает
изменяется
отвечает на вопросы
является в предложении
Дети: Имя прилагательное- эта часть речи, которая обозначает признак предмета (цвет, размер, вкус ит.д.) отвечает на вопросы какой?, чей?, какая?, который?, изменяется по родам, числам, падежам. В предложении является определением или сказуемым.
Учитель: Молодцы! Запомните эту часть речи, ее признаки в этом, думаю, поможет эта схема.
Учитель: Спасибо за урок !
Выставление оценок.
Домашнее задание на выбор:
1) сочинить сказку про имя прилагательное (не менее 1 страницы)
2) сочините четверостишие, используя эпитеты.
Раздаточный материал
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья. И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья. И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья. И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.