Конспект открытого урока русского языка и окружающего мира
Конспект открытого урока русского языка и окружающего мира
Тема урока:Роль имён прилагательных в речи. Первые весенние цветы.
Цель: сформировать представление обучающихся о роли имён прилагательных в речи, дать представление о первых весенних цветах- первоцветах и их разнообразии,
развивать умение точно употреблять имена прилагательные в речи, находить их в тексте;
воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема урока:Роль имён прилагательных в речи. Первые весенние цветы.
Цель: сформировать представление обучающихся о роли имён прилагательных в речи, дать представление о первых весенних цветах- первоцветах и их разнообразии,
развивать умение точно употреблять имена прилагательные в речи, находить их в тексте;
воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Определяю я предметы
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь.
Правильно, это имя прилагательное. Сегодня мы продолжим изучать эту часть речи, выясним, какую роль играют имена прилагательные в речи, вспомним определение имени прилагательного, будем учиться находить прилагательные в тексте. А сделаем мы это, знакомясь с первыми весенними цветами.. В помощь себе возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.
Повторение изученного материала.
Откройте свои тетради, положите их правильно. Запишите сегодняшнее число и тему урока. Подготовим руку к письму. Нарисуем безотрывно цветы.
Давайте вспомним определение имени прилагательного.
-Что такое имя прилагательное?
-Что оно обозначает?
-На какие вопросы отвечает?
-С какой частью речи связано имя прилагательное?
На доске таблица:
Имя прилагательное
Обозначает признак предмета
Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
В предложении связано по смыслу с именем существительным.
4. Работа по теме урока.
Посмотрите за окно и опишите сегодняшний день. Какая часть речи помогла вам это сделать.
Да, на дворе чудесная пора. А какая, вы мне скажете, отгадав загадку.
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает
Правильно, это весна. Замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну утром года.
Стихотворение
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня…
Улеглись в полях метели
В свои белые постели,
И весна идёт повсюду.
Гонит зиму со двора.
Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они.
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.
Правильно, это подснежник- первый весенний цветок. А это что за цветок?
А я цветочек жёлтенький
С зелёным стебельком.
Раскроюсь утром ранним,
Закроюсь вечерком.
Это тоже один из первых весенних цветов. Листья у этого растения снизу пушистые и мягкие. Они как-бы согревают, ласкают, как руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, словно руки злой мачехи.
Сегодня мы поговорим о первых весенних цветах- первоцветах. Скажите, а почему они так называются?
К первоцветам относятся не только подснежники и мать-и-мачеха. Это и медуница, которая названа так за сладкий медовый вкус, и хохлатка- маленькое растение с чудесными сиреневыми цветами, собранными в густую кисть. Если присмотреться, у каждого цветочка длинный вырост, как бы хохолок. Отсюда и его название.. Стоит подуть даже слабому ветерку, как закачаются на тоненьких стебельках белые или жёлтые цветки. Поэтому растение и назвали ветреницей. Ну а самый храбрый из первоцветов- подснежник или пролеска сибирская.
Запишите предложение
Цветут синие пролески, белые ветреницы, лиловые медуницы, сиреневые хохлатки.
Подчеркните волнистой линией имена прилагательные. Что они обозначают? С какой частью речи связаны?
А как бы выглядело это предложение без прилагательных? Прочитайте.
Какой же мы можем сделать вывод о роли прилагательных речи?
5.Физкультминутка.
Весной бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз- росой она умылась,
Два- изящно покружилась,
Три- нагнулась и присела,
На четыре- улетела.
6. Нахождение имен прилагательных в тексте.
А. Выборочный диктант.
Послушайте внимательно сказку о подснежнике и выпишите из текста имена прилагательные.
Пригрело ласковое солнышко, растопило прошлогодний снег. Появились лужицы, а на поляне, под деревом, снег не растаял, а только в одном месте проклюнулся. И из этой луночки через день цветок вырос. Синий- синий и очень тонкий. Родился цветок под снегом, вот его и назвали подснежник.
Улыбнулось из-за тучи весеннее солнышко. На лесных полянах расцвели тонкие и лиловые подснежники. Земля наряжается в праздничный наряд.
Какую часть речи использовал автор, чтобы описать красоту нашей природы, её своеобразие.
Проверим, какие имена прилагательные вы выписали.
Б. Работа с текстом.
Первые цветы
Я люблю родной край. Наступает ранняя весна. Солнце льёт на землю тёплые лучи. Скоро появятся прекрасные цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год всё меньше цветов распускает свои пышные головки. Нужно сохранять и оберегать эти прелестные вестники весны.
Найдите в тексте имена прилагательные и назовите из вместе с существительными, с которыми они связаны. Назовите окончания имён прилагательных.
В. Беседа об охране растений.
Очень трудно представить себе нашу жизнь без цветов. Многие первоцветы стали сегодня редкими и занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет- сигнал опасности. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты.
Чтение стихов
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
2. Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок.
Если все и я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
3. Не рви меня на поле,
Я только день живу.
Дай наглядеться вволю
На солнце и траву.
Ребята, давайте не будем срывать ни полевые, ни луговые цветы. Пусть они цветут и радуют людей своим запахом и ярким нарядом. Запомните правило: находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех цветов, что выращены человеком.
6. Итог урока.
Итак, скажите, о какой части речи шла речь на сегодняшнем уроке?