I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
III.Целеполагание
IV. Самоопределение к деятельности и мотивация
V. Новый материал VI.Словарная работа VI.Работа с учебником
VII.Практическая работа
VIII.Закрепление материала
IX.Итог урока
X.Домашнее задание | Долгожданный дан звонок, Начинаем наш урок! - К вам на урок пришли гости. Повернитесь и подарите им свои улыбки. Подарите свои улыбки мне и друг другу. Замечательно. Сегодня вы попали не просто на урок, а в «Бизнес клуб», где вы будете решать вопросы, отвечать на них. Сейчас вы получите членские билеты «Бизнес клуба». (Приложение1)
(Слайд 2) Разгадайте кроссворд: (фронтальный опрос) 1. «Главная потребность человека». Необходим для добывания природных богатств, производства товаров. (труд) 2.Он на дорожках во дворе, Он очень нужен детворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. (песок) 3. Топили, сушили, Колотили, рвали, Крутили, ткали. И на стол клали. (лен) 4. Химическая … - составная часть экономики (промышленность) 5. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей. ( услуги) 6. Он очень прочен и упруг, Строителям – надежный друг, Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (гранит) -Прочтите слово, которое получилось в последней вертикальной колонке, вы узнаете тему сегодняшнего урока 2 группа детей. Отгадайте загадки. Для всех мы в обилии рождаемся на свет. У одних нас много, у других нас нет. (Деньги.) Маленькая, кругленькая, Из кармана в карман скачет. (Монета.)
(Слайд3) Бизнес план Установить, как в древние времена расплачивались за товар. Понять, что такое бартер. Выяснить, что такое купля-продажа. Проследить, последовательность появления денег. Запомнить, денежные единицы зарубежных стран. Создать, свою денежную единицу. -Сегодня на уроке мы будем говорить о деньгах. -Вы должны как члены «Бизнес клуба», ответить на вопросы, необходимые для начинающих бизнесменов, в начале и в конце нашего урока, прочитайте эти вопросы и условные знаки. -Покажи знаком, какие знания ты имеешь по каждому вопросу: отметь перед заданным вопросом (Приложение1) Таблица1. Анкета измерения уровня знаний на разных этапах урока. Не знаю ничего – (-) Осведомлен, слышал – (?) Знаю правильный и точный ответ – (+) (анкета измерения уровня знаний на разных этапах урока) -Ребята, что получают за свою работу родители? -В течение урока за каждый правильный ответ, вы будете получать деньги (Приложение 3), в конце урока посчитаете, какая у вас получится зарплата, от этого и будет зависеть оценка на уроке. И как говорят: «Время – деньги». -Чем быстрее и правильнее вы будете выполнять задание, тем больше денег вы заработаете. - Зачем человеку нужны деньги?
(Слайд6 ) Деньги - это пожалуй, одно из великих изобретений человечества. Между тем на самом деле большинство, из вас знает о денежном мире крайне мало. Чтобы узнать больше, нам предстоит совершить путешествие в далёкое прошлое. Готовы? (Слайд 7) -Кто это? Да, это первобытные люди. -Как, вы думаете, существовали деньги во времена первобытных людей? -Конечно, нет. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала природа. Но время шло и общество развивалось. Двигаемся во времени дальше на тысячи лет. (слайд8) Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотится, другие – выращивать домашних животных, третьи –заниматься земледелием, четвертые – ковать железо и т.д. (Слайд 9) -Что же получалось в таком обществе? Появились излишки своего труда и необходимость владения продуктами труда других людей. -Как же стали поступать люди? Верно, они стали обмениваться различными изделиями и товарами. Ведь денег тогда тоже не было. (слайд 10) -Возможность обмена (слайд11) Они осуществляли ОБМЕН (торговые сделки, бартер) (Слайд13) Бартер (слайд 14) - Найдите на стр. 66 определение, что такое бартер. ( Это прямой обмен одних товаров на другие.) -Вы когда нибудь обменивались на что- нибудь? Запиши определение, что такое бартер в тетради. -Что записали, прочитайте. Игра «Бартер» (слайд 15) -Сейчас вы совершали бартер, на столах у вас лежат карточки. На одной стороне карточки нарисована картинка - это товар, который у вас есть. Возьмите свой товар—карточки — и повернитесь к соседям. Попробуйте обменять свой товар на товар одноклассника. Кому удалось совершить обмен? Когда все обмены состоялись, проходит обсуждение. -Все ли смогли произвести обмен? -Кто из вас не смог произвести обмен? Почему? -Какие сложности у вас возникали при обмене? -Какой вывод можно сделать. (слайд 16) Выводы по игре:- Какие возникают трудности в таком обмене? 1. Затрачивается много времени. 2. Сложность и неудобство поиска. 3. Обмен может сорваться. Физминутка для глаз (Слайд 17) История возникновения денег (слайд 18) В начале у наших предков деньгами служили скот или шкуры животных, чаще всего, белки, соболя, куницы. До нашествия монголов на Русскую землю в нашем языке не было слова “деньги”.Денежные ценности называли скотом, княжескую казну - скотницей, а казначея –скотником. (слайд 18) Раковины каури, которые добывали в далеких южных морях, использовались в качестве денег. В них просверливали отверстия и нанизывали на веревочку как бусы. За одного быка нужно было отсчитать тысячу раковин. Но людям нужны были такие деньги, которые было легко носить с собой и даже малое их количество равнялось по ценности и быку и дому и участку земли. (слайд 19) После того как люди поняли ценность металлов. Стали появляться металлические деньги. (слайд 21) В XI веке деньги стали обозначать словом“куны”. Это были металлические бруски, кольца, лопаты, топорики и даже бронзовые диски в виде шкур животных. А какие же были преимущества металлических денег перед другими? Они не портились, не занимали много места. А при сделках легко делились на части. Но самое главное – ими можно было расплачиваться за любой товар. Изготавливали их из серебра, золота, меди (слайд 23) Исторически понятие «рубль» возникло в XIII веке в Новгороде. Рубли были частями гривны или кусками серебра с зарубками, означавшими их вес. Гривну рубили пополам и каждую половину называли рубль (слиток серебра массой ок. 200 грамм). И все-таки у них был тоже недостаток, они были тяжелые. (слайд24) -Так впервые появились на свет бумажные деньги (банкноты), на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны. -На партах лежат современные деньги, которыми пользуемся с вами мы. Это разменные монеты достоинством. И бумажные банкноты, номинал которых составляет. -Большинство людей во всех странах получают деньги в качестве заработной платы, некоторые часть денег могут отложить на будущее, сберечь - это сбережение. Человек использует их тогда, когда это будет необходимо. Физкультурная минутка Мышечная и эмоциональная релаксация Игра «Знаете ли вы номиналы денег?» Учитель называет разные числа, если есть такие номиналы денег, то дети приседают, если нет - поднимают руки -К сегодняшнему уроку я вас просила вспомнить русскую народную сказку «Петушок и бобовое зернышко». (Слайд30) -Кто главный герой сказки? -Что делала курочка, чтобы спасти петушка? -Что могло случиться с петушком, пока курочка менялась? -А как курочка очень быстро могла бы получить маслице. -Как только у курочки появились деньги, как ее можно было бы назвать? -А тот, у кого товар? -А вы уверены, что продавец возьмет деньги за свой товар? Что он будет с ними делать? Делаем вывод, что за деньги можно купить любой товар, продать любой товар. -Как удобнее: меняться товарами или покупать за деньги? . Купля-продажа -Словарное слово -Прочитайте вслух, запомните. Дыхательная физминутка Звук /М/ – придает покой и любовь. Звук /Н/ – улучшает работу мозга, творческие способности. Звук /Ш/ – успокаивает нервную систему. Сочетание звуков – /А _ О _ УМ/ – выводит на высшие сферы. (слайд32)Что такое деньги ( Из словаря С.И.Ожегова) Рассматривание современных монет. (слайд33) Лицевая сторона монеты называется аверс или «орел», а обратная – реверс «решка». Почему «орел» понятно, а почему «решка»? В ходе денежной реформы Петра 1 в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1 .«Решка» от слова «решетка». Сторона на которой изображен герб (российский герб или герб Москвы, Георгий Победоносец-это лицевая сторона «аверс», её еще называют «орел».) Откройте конверты. Рассмотрите монету. (2 рубля)
-К какой стране она принадлежит? -Как догадались? Вам предстоит исследовательская работа, после которой вы сможете больше рассказать о монете, лежащей перед вами. Вам поможет план исследования. (Приложение 4)
Подведем итог нашего исследования. -Что же вы можете рассказать еще о монете?
Практическая работа. (Слайд 41) 1 группа-Дети находят общую сумму денег. 2 группа-«Сколько денег в кошельке?» - Важно не только знать внешний вид денег, но нужно уметь их считать. Дети находят общую сумму купюр. -Если вы не будете уметь считать деньги, то, поверьте, всегда найдутся люди, которые этим захотят воспользоваться. - Работать будете парами, я даю по одному кошельку, сколько в каждом из них денег нам не известно. Ваша задача: выяснить, сколько денег в кошельке. Свой результат запишите на лист бумаги. На выполнение этого задания я даю вам 1 минуту. - Сколько денег в вашем кошельке? -Как вы понимаете пословицу: «Деньги любят счет»
Физминутка Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел, Монетки, видно не нашел. Чтоб монетки нам достать Надо на носочки встать. С кустика достать монетку, Закопать их в поле редко.
(Слайд 41) -В разных странах сейчас используют разные денежные единицы. В России это рубль, в США-доллар. Во многих странах Европы действует единая денежная единица-евро. (Слайд42) Творческое задание При формировании государства вводится денежная единица (валюта),так как у вас коллектив уже сформировался, его можно считать как отдельным государством ,предлагаю вам создать свою валюту, то есть денежную банкноту. -Есть такие люди, которые собирают деньги не ради того, что бы за счет них обрести себе что-то, купить, а ради того, что бы узнать многое. Оказывается, деньги много что могут рассказать. (Слайд42) Сообщение ученика. Есть такая наука – нумизматика (от латинского «нумисма»-монета),которая изучает историю монет, денежных слитков, медалей. Поэтому люди, которые коллекционируют и изучают монеты, называют нумизматами. Старинные и современные монеты могут очень многое рассказать о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событиях и великих людях. Игра «Все ли можно купить?» -Я буду называть слова , если этот предмет вы можете купить – будете хлопать, если нельзя купить, значит просто сидите. Телевизор, кофейник, кукла, мяч, солнце, книжка, доброта, туфли, ветер, коньки, дружба, квартира, здоровье, дача, совесть, платье. -Все ли можно купить за деньги? -Значит, деньги чему должны служить? Деньги настолько прочно вошли в нашу жизнь, что даже появились крылатые выражения, которые человек часто употребляет в своей речи. - Я предлагаю вам проверить, насколько вы понимаете смысл того, о чем говорят люди. 1. Что имеют в виду, когда говорят «платить той же монетой»? 2. Что имеют в виду, когда говорят «плакали мои денежки»? 3. В каком случае употребляют выражение: «гроша медного не стоит»? 4. В каком случае говорят: «принять за чистую монету»? (Слайд 45 )
Приём «Инсерт». При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт». Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. Совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится (Слайд 51 ) Графический диктант – Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, поставьте знак «–». Прямой обмен одних товаров на другие – это сбережения. Плата за работу – заработная плата. Деньги, которые откладывают на будущее, – сбережения. Оборотная сторона монеты – гурт. Надпись на монете называется легендой. (После выполнения задания проводится самопроверка. Проверка: –, +, +, –, + ) - Ребята, давайте подведем итоги, создав синквейн. Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это особое стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам. Наш синквейн: Название (1 слово) – деньги Описание (2 прилагательных) – бумажные, металлические Действие (3 глагола) – купить, продать, обменять Чувство – Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Суть (1 слово) – товар
-Посмотрите на вопросы, которые были даны в начале урока. (Приложение2.Таблица 1) Покажи знаком, какие знания ты имеешь по каждому вопросу: отметь перед заданным вопросом. Не знаю ничего – (-) Осведомлен, слышал – (?) Знаю правильный и точный ответ – (+) Где поставили знак (+),ответьте на этот вопрос. -Перед каким вопросом вы поставили плюс, ответьте на него. -Смотрим на наш «Бизнес план»,смогли мы его выполнить? Рефлексия и самооценка уч-ся – Сожмите руку в кулак и: кому было интересно – разогните большой палец, кто считает, что знания пригодятся в жизни, – указательный, кто хорошо потрудился – средний, кто помогал работе соседу – безымянный, кому урок понравился – мизинец. -Подсчитайте, какая зарплата получилась у вас за урок? Учитель ставит оценку за работу на уроке, учитывая размер зарплаты у учащихся. (Слайд 57)
|
Дети улыбаются друг другу и присутствующим.
Дети получают членские билеты «Бизнес клуба» (Приложение1)
(2 группа детей работает по карточкам, отгадывает загадки) Дети разгадывают кроссворд (Слайд 2)
-Труд.
-Песок.
-Лен.
-Промышленность.
-Услуги.
-Гранит.
Дети отвечают -Деньги
2гр.-дети зачитывают вслух, если сами не отгадали Дети отвечают отгадку: -Деньги -Монета Дети читают «Бизнес план» (Слайд 3) Дети работают с таблицей «Анкета измерения уровня знаний на разных этапах урока» отвечают на вопросы. Не знаю ничего – (-) Осведомлен, слышал – (?) Знаю правильный и точный ответ – (+) -Зарплату Дети рассматривают какие деньги и на каком этапе какой стоимостью «купюры» будут получать. (Приложение 3) -Покупать ценности, недвижимость, продукты, путешествовать. -Да, готовы к путешествию. -Первобытные люди. -Да, деньги существовали. -Появились излишки труда. -Стали обмениваться товарами. Дети читают вслух слово бартер. Дети находят в учебнике определение слова бартер,читают. Бартер-это прямой обмен одних товаров на другие. -Да, обменивались. Дети записывают в тетрадь определение слова бартер. Зачитывают определение. Дети обыгрывают ситуацию. -Нет, не все. Дети отвечают. Выводы по игре:- Какие возникают трудности в таком обмене? 1. Затрачивается много времени. 2. Сложность и неудобство поиска. 3. Обмен может сорваться. Дети выполняют физминутку для глаз. На партах у детей лежат современные деньги, которыми пользуемся с вами мы. Это разменные монеты достоинством. И бумажные банкноты, номинал которых составляет.(дети рассматривают деньги) Дети выполняют физкультурную минутку со снятием напряжения эмоционального и мышечного. - Курочка. -Менялась. - Петушок мог задохнуться и умереть. - Если бы у нее были бы деньги, она могла бы быстро купить. -Покупатель. - Продавец. -Он может купить то, что ему нужно. Вывод: что за деньги можно купить любой товар, продать любой товар -Покупать удобнее. Быстрее. Надежнее. Купля-продажа(дети читают вслух) Дети выполняют дыхательную физминутку. Звук /М/ – придает покой и любовь. Звук /Н/ – улучшает работу мозга, творческие способности. Звук /Ш/ – успокаивает нервную систему. Сочетание звуков – /А _ О _ УМ/ – выводит на высшие сферы. Пользуются словарем С.И.Ожегова, находят определение слову деньги. Рассматривают современные монеты. Открывают конверт. рассматривают монету достоинством 2 рубля. -РФ -По легенде. Выполняют исследовательскую работу. (Приложение 4) Дети делают вывод по исследованию монеты. 1 группа-Дети находят общую сумму денег. 2 группа-«Сколько денег в кошельке?» Дети находят общую сумму купюр. Работают парами, выясняют сколько денег в кошельке. Обучающиеся считают деньги, учитель контролирует соблюдение ими трудовой дисциплины, следит за осанкой Делают вывод по подсчетам -К деньгам необходимо бережное отношение. Выполняют физминутку в движении и проговаривают. Выполняют творческое задание, создают свою валюту класса, то есть денежную банкноту. Сообщение ученика. Есть такая наука – нумизматика (от латинского «нумисма»-монета),которая изучает историю монет, денежных слитков, медалей. Поэтому люди, которые коллекционируют и изучают монеты, называют нумизматами. Старинные и современные монеты могут очень многое рассказать о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событиях и великих людях.
Дети играют «Все ли можно купить?» Дети выполняют условие игры. Предмет, который могут купить –хлопают, если нельзя купить, значит сидят. -Нет ,не все. -Что бы приобрести что-то. Дети отвечают, как понимают смысл крылатых выражений. Дети работают с текстом Приём «Инсерт»,работа с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт». Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. Совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится Дети выполняют «Графический диктант» высказывание верное, ставят знак «+», если неверное, знак «–». Самопроверка: –, +, +, –, + . Дети составляют синквейн. Наш синквейн: Название (1 слово) – деньги Описание (2 прилагательных) – бумажные, металлические Действие (3 глагола) – купить, продать, обменять Чувство – Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Суть (1 слово) – товар Дети работают с таблицей «Анкета измерения уровня знаний на разных этапах урока» отвечают на вопросы. Не знаю ничего – (-) Осведомлен, слышал – (?) Знаю правильный и точный ответ – (+) -Да смогли, выполнили «Бизнес план» Рефлексия и самооценка уч-ся Дети подсчитываю купюры и говорят у кого какая зарплата получилась. Дети разбирают с учителем и записывают домашнее задание, дифференцируя . (Слайд 57) |