Урок русского языка в 5-м классе
Тема: "Имя существительное»(обобщение материала)
Цель: Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Имя существительное».
Задачи:
Повторить орфографические правила, изученные по данной теме.
Закрепить навык работы с текстом.
Развивать чувство языка, языковой памяти, речевого слуха, развивать внимание.
Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Психологический настрой на урок
Учитель:
Я рада приветствовать вас, ребята и уважаемые гости, в классе нашем. Возможно, есть классы и лучше, и краше, но пусть в нашем классе вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко!
Пусть сегодняшний урок, ребята, принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы начинаем урок.
Откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока.
2. Объявление эпиграфов
– Ребята, к сегодняшнему уроку я подобрала 2 эпиграфа:
а) отрывок из стихотворения А. Шибаева «Слова, слова, слова»
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз –
Над нами, и под нами, -
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами.
– Как вы понимаете смысл этого эпиграфа?
б)
Отгремела война,
Свой кровавый собрав урожай,
Но никто не забыт!
И навеки ничто не забыто!
(Из кинофильма «Белорусский вокзал»)
– Почему я использовала этот эпиграф? Какую памятную дату отмечает наша страна в этом году? 70 лет назад сон советских людей был прерван громкими взрывами бомб и снарядов. Ранним утром 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Сегодняшний урок русского языка, сохранённого благодаря подвигу советских воинов, мы посвящаем великой победе. Свой вклад в дело мира, в дело приближения победы вносил каждый советский человек, даже ребёнок.
3. Объявления целей урока
а) повторить и систематизировать полученные знания по теме «Имя существительное»;
б) продолжить развитие орфографических и пунктуационных навыков, логического мышления;
3) воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
4. Обращение к поезду- кроссворду
Отправляясь на защиту своей Родины и возвращаясь с фронта, солдаты ехали в поездах по железной дороге, и мы сегодня отправимся в путешествие, чтобы повторить материал по теме «Имя существительное».
В каждом вагоне поезда-кроссворда находятся теоретические вопросы по теме « Имя существительное» и практические задания. Выполнив их, вы откроете слово, цена которого более 20 миллионов жизней наших соотечественников.
А отправимся мы в путь со станции «Патриотизм».
Это слово – словарное. Как вы понимаете его лексическое значение?
Найдите, пожалуйста, в словаре точное лексическое значение этого слова и прочитайте.
Запишите в тетрадь с красной строки: Патриотизм, патриот, патриотический.
Эти слова однокоренные.
5. А теперь обратим внимание на поезд. Какой груз находится в 1-м вагоне?
Читаю задание:
Дайте определение имени существительному. Какую роль оно выполняет в русском языке? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО? обозначает предмет - книгу).
- Только ли предмет может обозначать имя существительное?
(Нет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).
Это был теоретический вопрос, а теперь перейдём к практическому заданию.
1. Записать предложение, найти существительные и определить морфологические признаки
Войны несут страшные разорения, горькие слёзы и гибель людей. 2. Составить предложение, сделать синтаксический разбор предложения. Победа, трудна, но, страна, выстояла, родная. Трудна победа, но родная страна выстояла. |
|
– Каким членом предложения являются существительные?
– А в вашем предложении?
– Какой же мы можем сделать вывод, ребята?
– Молодцы! Вы справились с 1-м заданием. Мы можем открыть первую букву в этом кроссворде. Это буква – П.
6. Перейдём ко 2-му вагону.
Читаю задание:
1.–Рассказать о склонении имен существительных. Разносклоняемые имена существительные.
С теоретическим вопросом вы справились, а теперь нам предстоит выполнить практическое задание.
1. Распределительный диктант.
Я вам читаю слова. Вы их должны распределить в четыре столбика (1,2,3,разносклоняемые)
Привал,пуля, бой, война, поступок,тишь, событие, день, ночь, госпиталь, звезда,салют, приказ,победа, время, пламя.
2. Составить словосочетания с этими существительными
1) Короткий привал; 2) свинцовая пуля; 3) жестокий бой 4)долгая война; солдатский паёк; 5) мужественный поступок; 6) ночная тишь;7) радостное событие; 8) майский день; 9) тихая ночь; 10) полевой госпиталь ; 11) красная звезда; 12) яркий салют; 13)генеральский приказ; 14) Великая победа,15)военное время;16)яркое пламя.
– Итак, ребята мы открыли вторую букву. Это буква – О.
7. Физминутка
8. А теперь посмотрим, какой груз хранится в 3-м вагоне?
1. Рассказать о падежах имени существительного.
2.Работа с текстом.Перед вами текст. Списать, вставить пропущенные окончания в существительных, определить падеж имен существительных. Сделать морфологический разбор существительного солдат.
Этих дней не смолкнет слава!
С каждым год... мы все дальше и дальше уходим от военной пор... Но врем... не имеет власт... над тем, что люд... пережили в войн... Это было очень трудное врем.... Советский солдат умел смело смотреть в глаз... смертельной опасност...
Его вол..., его кровь... добыта побед... над сильным враг... . Нет границ величии... его подвиг... во имя Родин... , как нет границ величию трудового подвиг... советского народ...
Молодцы! Теперь мы можем открыть 3 букву. Это буква – Б.
9. Перейдём к 4-му вагону
1. Рассказать об одушевленных и неодушевленных именах существительных . (Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?)
Рассказать об именах собственных и нарицательных (Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).
2. Выписать из текста в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Война не уходит бесследно, она в памяти людей, последствия ее – раны душевные и телесные – напоминают о страшных годах и по сей день. Мы с вами – уникальное поколение. Мы имеем возможность поговорить с ветеранами, пожать руку тому, кто был защитником нашего Отечества.
Война Память Последствия Годы День Поколение Возможность Рука отечество | Люди Защитники ветераны |
Открыли 4 букву: это буква – Е.
10. А какой груз в 5-м вагоне?
1. Род и число имен существительных. Существительные общего рода
Это нам позволит открыть предпоследнюю букву Д.
11. И остался у нас последний вагон. Что же скрывает он?
По ключевым словам напишите сочинение-миниатюру.
День Победы
русские люди
радостные лица
живые цветы
сияют на груди
боевые ордена
праздничный салют.
– Молодцы, ребята. Мы открыли последнюю букву – А.
– Какое получилось слово?
– Да, это победа.
– Во-первых, победа ваша в усвоении темы «Имя существительное». А во-вторых, это знаменательная дата в истории нашей страны: 70-я годовщина Победы.
Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города...
Мир нужен на земле всегда!
(Н. Найденова)
13. Подведём итог урока
– Чем мы занимались на уроке?
– Для чего нужны имена существительные?
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
14. Домашнее задание: (на доске)
– А на память о нашем уроке я хочу вам подарить открытку-таблицу. На титульном листе изображён памятник солдату-освободителю, а внутри – таблица на тему «Имя существительное».