Конспект открытого урока русского языка Кочкаровой С.Н.
Тема урока: «Словосочетание»
5 класс
Тип урока: открытие новых знаний
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо
Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, 2011; в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования по русскому языку.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. «Просвещение», 2013г.
Цель урока: дать понятие о словосочетании, его отличиях от слова и предложения; показать, как строится словосочетание; развивать мотивацию к исследовательской деятельности.
Задачи: научить выделять словосочетания в предложении; разбираться в структуре словосочетания; устанавливать связь между словами; объяснять языковые явления.
Предметные результаты:
Умение отличать словосочетания от предложений, определять в них главное и зависимое слова, тип подчинительной связи.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей;
Личностные результаты: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.
УУД личностные: умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.
УУД регулятивные: умение анализировать словосочетания с точки зрения структурной организации,планирование и регуляция своей деятельности, умение принимать
решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; умение контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.
УУД познавательные: умение проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; умение выбирать словосочетания из предложения и устанавливать отношения между главным и зависимым словом; умение определять основную и второстепенную информацию; умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
УУД коммуникативные: умение приобретать опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; умение действовать с учётом позиции другого, умение согласовывать свои действия.
Оборудование: 1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов. - М.: Просвещение, 2012.
2. Авторская мультимедийная презентация. 3. Мультимедийный проектор. 4. Ноутбук. 5. Карточки для групповой работы.
Ход урока:
I. Организационный момент
Доброе утро, ребята.
Чтение стихотворения С.Смирнова (слайд3)
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Словарная работа ( слайд4)
Храм- место обитания богов, священное и неприкосновенное.
Святыня – все заветное, дорогое, чему поклоняемся, что чтим нерушимо.
(словарь Ожегова)
II. Проверка домашнего задания
1. Вопросы.
- Что изучает синтаксис?
- Для чего служит пунктуация?
2. Упр.125 – чтение предложений, составленных из набора слов.
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
1. На доске вы видите фотографии с изображением озера Байкал. ( слайд5, 6)
- Что вы видите на фотографиях? Ответы записать в столбики. (1-й столбик: озеро Байкал, берег, горы, вода, деревья.)
- Что вы можете сказать о том, какой Байкал, какая в нём вода, природа вокруг? Ответы записать на доске. (2-й столбик: бескрайнее озеро, голубая вода, прозрачная вода, высокие горы, гигантские кедры и т. д.)
- Посмотрите внимательно на слова в столбиках, где более точно, конкретно говорится об озере, воде, природе? В том, где записаны одни слова или сочетания слов? (Более точно говорится об озере, воде, горах в том столбике, где записаны сочетания слов.) Перепишите в тетрадь эти сочетания.
Итак, определим тему и цели урока.
2. Работа в парах (слайд7)
Ребята, вспомните все, что вы знали о словосочетании и запишите в 1 колонку таблицы «Я знал (а)…»
Я знал (а) | Я узнал (а) | Хочу узнать |
| | |
На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:
1. Что такое словосочетание?
2. Как связаны слова в словосочетании?
3. Из каких частей состоит словосочетание?
4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?
5. Назовите виды словосочетаний по главному слову.
IV. Проблемное объяснение нового знания.
Раздает учащимся тексты с правильной информацией.
Знаки для маркировки текста:
«V» - это я знал
«+» - новое для меня
«-« - думал иначе
«?» - есть вопросы
Информационный текст:
1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.
2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога Например: поход в лес, синяя птица.
3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.
5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.
V. Первичное закрепление во внешней речи.
Работа в парах.
Задание даётся на листочках по вариантам. Выбери только сочетания слов, которые являются словосочетаниями, запиши их номера.
В – 1. Мы перебрались через лесной овраг и вышли к небольшой речке.
В -2. Летом и осенью запасливые белки сушат шляпки грибов.
1. Мы перебрались.
2. Через овраг.
3. Лесной овраг.
4. Перебрались и вышли.
5.К небольшой речке.
6. Вышли к речке.
1. Летом и осенью.
2. Белки сушат.
3. Сушат летом.
4. Сушат осенью.
5. Сушат шляпки.
6. Шляпки грибов.
7. Запасливые белки.
ТОЛЬКО СЛОВОСОЧЕТАНИЯ!!!
Проверь!
В -1.\ 3, 5, 6.\
В -2. / 3, 4, 5, 6, 7/
Что было трудным?
Что удалось?
Как оцениваете работу в паре? Один ученик оценивает другого по листу контроля.
VI. Рефлексия
- Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?
Учитель предлагает оценить свои результаты.
ОЦЕНИ СЕБЯ!
Я считаю, что урок прошёл плодотворно, с пользой. Я научился и могу помочь другим.
Я считаю, что научился, но мне ещё нужна помощь.
Я считаю, что было трудно на уроке.
VII. Домашнее задание
1.Выучить информационный текст
2.Выполнить упр. 132, 134, 135, 137 – по выбору любые 2
Информационный текст:
1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.
2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога Например: поход в лес, синяя птица.
3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.
5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.
Информационный текст:
1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.
2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога Например: поход в лес, синяя птица.
3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.
5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.