kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по русскому языку Тема урока: «Словосочетание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:   дать понятие о словосочетании, его отличиях от слова и предложения; показать, как строится словосочетание; развивать мотивацию к исследовательской деятельности.

Задачи: научить выделять словосочетания в предложении; разбираться в структуре словосочетания; устанавливать связь между словами; объяснять языковые явления.

Предметные результаты:

Умение отличать словосочетания от предложений, определять в них главное и зависимое слова, тип подчинительной связи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Словосочетание 5 класс»

Конспект открытого урока русского языка Кочкаровой С.Н.

Тема урока: «Словосочетание»

5 класс

Тип урока: открытие новых знаний

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо

Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, 2011; в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования по русскому языку.

УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. «Просвещение», 2013г.

Цель урока: дать понятие о словосочетании, его отличиях от слова и предложения; показать, как строится словосочетание; развивать мотивацию к исследовательской деятельности.

Задачи: научить выделять словосочетания в предложении; разбираться в структуре словосочетания; устанавливать связь между словами; объяснять языковые явления.

Предметные результаты:

Умение отличать словосочетания от предложений, определять в них главное и зависимое слова, тип подчинительной связи.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей;

Личностные результаты: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

УУД личностные: умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.

УУД регулятивные: умение анализировать словосочетания с точки зрения структурной организации,планирование и регуляция своей деятельности, умение принимать

решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; умение контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.

УУД познавательные: умение проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; умение выбирать словосочетания из предложения и устанавливать отношения между главным и зависимым словом; умение определять основную и второстепенную информацию; умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

УУД коммуникативные: умение приобретать опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; умение действовать с учётом позиции другого, умение согласовывать свои действия.

Оборудование: 1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов. - М.: Просвещение, 2012.

2. Авторская мультимедийная презентация. 3. Мультимедийный проектор. 4. Ноутбук. 5. Карточки для групповой работы.

Ход урока:

I. Организационный момент

Доброе утро, ребята.

Чтение стихотворения С.Смирнова (слайд3)

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Словарная работа ( слайд4)

Храм- место обитания богов, священное и неприкосновенное.

Святыня – все заветное, дорогое, чему поклоняемся, что чтим нерушимо.

(словарь Ожегова)


II. Проверка домашнего задания

1. Вопросы.

- Что изучает синтаксис?

- Для чего служит пунктуация?

2. Упр.125 – чтение предложений, составленных из набора слов.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

1. На доске вы видите фотографии с изображением озера Байкал. ( слайд5, 6)

- Что вы видите на фотографиях? Ответы записать в столбики. (1-й столбик: озеро Байкал, берег, горы, вода, деревья.)

- Что вы можете сказать о том, какой Байкал, какая в нём вода, природа вокруг? Ответы записать на доске. (2-й столбик: бескрайнее озеро, голубая вода, прозрачная вода, высокие горы, гигантские кедры и т. д.)

- Посмотрите внимательно на слова в столбиках, где более точно, конкретно говорится об озере, воде, природе? В том, где записаны одни слова или сочетания слов? (Более точно говорится об озере, воде, горах в том столбике, где записаны сочетания слов.) Перепишите в тетрадь эти сочетания.

Итак, определим тему и цели урока.

2. Работа в парах (слайд7)

Ребята, вспомните все, что вы знали о словосочетании и запишите в 1 колонку таблицы «Я знал (а)…»





Я знал (а)

Я узнал (а)

Хочу узнать






На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:

1. Что такое словосочетание?

2. Как связаны слова в словосочетании?

3. Из каких частей состоит словосочетание?

4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?

5. Назовите виды словосочетаний по главному слову.

IV. Проблемное объяснение нового знания.

Раздает учащимся тексты с правильной информацией.

Знаки для маркировки текста:

«V» - это я знал

«+» - новое для меня

«-« - думал иначе

«?» - есть вопросы



Информационный текст:

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.

5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Работа в парах.

Задание даётся на листочках по вариантам. Выбери только сочетания слов, которые являются словосочетаниями, запиши их номера.

В – 1. Мы перебрались через лесной овраг и вышли к небольшой речке.

В -2. Летом и осенью запасливые белки сушат шляпки грибов.

1. Мы перебрались.

2. Через овраг.

3. Лесной овраг.

4. Перебрались и вышли.

5.К небольшой речке.

6. Вышли к речке.

1. Летом и осенью.

2. Белки сушат.

3. Сушат летом.

4. Сушат осенью.

5. Сушат шляпки.

6. Шляпки грибов.

7. Запасливые белки.

ТОЛЬКО СЛОВОСОЧЕТАНИЯ!!!

Проверь!

В -1.\ 3, 5, 6.\

В -2. / 3, 4, 5, 6, 7/

Что было трудным?

Что удалось?

Как оцениваете работу в паре? Один ученик оценивает другого по листу контроля.

VI. Рефлексия

- Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?

Учитель предлагает оценить свои результаты.

ОЦЕНИ СЕБЯ!

Я считаю, что урок прошёл плодотворно, с пользой. Я научился и могу помочь другим.

Я считаю, что научился, но мне ещё нужна помощь.

Я считаю, что было трудно на уроке.



VII. Домашнее задание

1.Выучить информационный текст

2.Выполнить упр. 132, 134, 135, 137 – по выбору любые 2





























Информационный текст:

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.

5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.



Информационный текст:

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.

5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.

























Просмотр содержимого презентации
«словосочетание»

Урок русского языка в 5 классе  по теме «Словосочетание» Выполнила: Кочкарова С.Н., учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 5 классе по теме «Словосочетание»

Выполнила: Кочкарова С.Н.,

учитель русского языка и литературы

Знать: понятие словосочетание, способы связи слов в словосочетании, роль словосочетаний в тексте.   Уметь : выделять словосочетания из предложения, находить в словосочетании главное и зависимое слово, строить словосочетания; отличать словосочетания от слова и предложения

Знать: понятие словосочетание, способы связи слов в словосочетании, роль словосочетаний в тексте. Уметь : выделять словосочетания из предложения, находить в словосочетании главное и зависимое слово, строить словосочетания; отличать словосочетания от слова и предложения

Есть просто храм, есть храм науки,  А есть ещё природы храм –  С лесами, тянущими руки,  Навстречу солнцу и ветрам.  Он свят в любое время суток,  Открыт для нас в жару и стынь,  Входи сюда, будь сердцем чуток,  Не оскверняй его святынь.  С.Смирнов

Есть просто храм, есть храм науки, А есть ещё природы храм – С лесами, тянущими руки, Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь.

С.Смирнов

Словарная работа Храм - место обитания богов, священное и неприкосновенное. Святыня – все заветное, дорогое, чему поклоняемся, что чтим нерушимо.  (словарь Ожегова)

Словарная работа

  • Храм - место обитания богов, священное и неприкосновенное.
  • Святыня – все заветное, дорогое, чему поклоняемся, что чтим нерушимо.

(словарь Ожегова)

Работа в парах Я знал(а) Я узнал (а) Хочу узнать

Работа в парах

Я знал(а)

Я узнал (а)

Хочу узнать

Работа в парах   1. Что такое словосочетание? 2. Как связаны слова в словосочетании? 3. Из каких частей состоит словосочетание? 4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? 5. Назовите виды словосочетаний по главному слову.

Работа в парах

1. Что такое словосочетание?

2. Как связаны слова в словосочетании?

3. Из каких частей состоит словосочетание?

4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?

5. Назовите виды словосочетаний по главному слову.

Произвести маркировку текста, чтобы узнать новое и отказаться от неправильной информации.   Знаки для маркировки текста: « V » - это я знал(а)  «+» - новое для меня  «-» - думал(а) иначе  «?» - есть вопросы

Произвести маркировку текста,

чтобы узнать новое и отказаться

от неправильной информации.

Знаки для маркировки текста:

« V » - это я знал(а)

«+» - новое для меня

«-» - думал(а) иначе

«?» - есть вопросы

Информационный текст 1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.  Например, голубое небо, бескрайнее озеро.  2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например: восхищаться (чем?) красот ой, растут (где?) на берег у    3. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.  Например: наступила осень.  4. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов . Модель словосочетания показывает, какое из двух слов является главным, а какое – зависимым и какими частями речи они выражены .  5. Если в словосочетании главное слово - имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным .

Информационный текст

  • 1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
  • Например, голубое небо, бескрайнее озеро.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например: восхищаться (чем?) красот ой, растут (где?) на берег у  

3. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.

Например: наступила осень.

4. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов . Модель словосочетания показывает, какое из двух слов является главным, а какое – зависимым и какими частями речи они выражены .

5. Если в словосочетании главное слово - имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным .

Первичное закрепление во внешней речи.   В – 1. Мы перебрались через лесной овраг и вышли к небольшой речке. 1. Мы перебрались.

Первичное закрепление во внешней речи.

  • В – 1. Мы перебрались через лесной овраг и вышли к небольшой речке.

1. Мы перебрались.

  • 2. Через овраг.
  • 3. Лесной овраг.
  • 4. Перебрались и вышли.
  • 5.К небольшой речке.
  • 6. Вышли к речке .
  • В -2. Летом и осенью запасливые белки сушат шляпки грибов.
  • 1. Летом и осенью.
  • 2. Белки сушат.
  • 3. Сушат летом.
  • 4. Сушат осенью.
  • 5. Сушат шляпки.
  • 6. Шляпки грибов.
  • 7. Запасливые белки .
Проверь! В -1.\ 3, 5, 6.\ В -2. / 3, 4, 5, 6, 7/

Проверь!

В -1.\ 3, 5, 6.\

В -2. / 3, 4, 5, 6, 7/

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Теперь я могу…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

Домашнее задание 1.Выучить информационный текст 2.Выполнить упр. 132, 134, 135, 137 –  по выбору любые 2

Домашнее задание

1.Выучить информационный текст

2.Выполнить упр. 132, 134, 135, 137 –

по выбору любые 2


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока по русскому языку Тема урока: «Словосочетание»

Автор: Кочкарова Светлана Николаевна

Дата: 22.01.2015

Номер свидетельства: 159698

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока "Обобщение знаний об имени прилагательном" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-obobshchieniie-znanii-ob-imieni-prilaghatiel-nom"
    ["file_id"] => string(6) "219423"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434172013"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. "
    ["seo_title"] => string(34) "sinonimy-antonimy-omonimy-paronimy"
    ["file_id"] => string(6) "213511"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432065644"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Правописание слов с разделительным мягким знаком" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-slov-s-razdielitiel-nym-miaghkim-znakom"
    ["file_id"] => string(6) "227173"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440617849"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА "СВЯЗЬ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ" "
    ["seo_title"] => string(73) "razrabotka-konspiekta-uroka-russkogo-iazyka-sviaz-slov-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "124722"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414772628"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства