kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект и презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Повторение. Типы и стили речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок относится к типу уроков рефлексии изученного материала. Место - урок развития речи в рамках повторения темы "Типы и стили речи" и пропедевтической подготовки к решению тестовых заданий данного вида на единой государственной аттестации. Цель его - помочь учащимся повторить и закрепить, отработать материал по теме. Урок разработан в системе традиционного обучения с опорой на технологию деятельностного метода, поэтому в структуре урока выделяются такие этапы, как: мотивация учебной деятельности, целеполагание, формулирование темы урока учащимися как результат подводящего диалога. Учебная деятельность организуется через следующие формы рабоы: фронтальная работа с текстом, самостоятельная работа по заполнению таблицы (опорного конспекта по теме), индивидуальная работа с фрагментами текстов с последующей проверкой и оцениванием. Основные этапы работы сопровождаются слайдами мультимедийной презентации. Завершается урок подведением итогов урока и продуктивным домашним заданием.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе»

Урок русского языка в 8 классе.


Тема: «Повторение. Типы и стили речи» (2 часа).


Место урока в системе уроков: в учебнике под ред. С. Г. Бархударова и др. данный урок завершает общее повторение изученного в 7 классе и является первым уроком в системе уроков по развитию речи в 8 классе.


Тип урока: урок рефлексии.


Технология: урок разработан в системе традиционного обучения с опорой на технологию деятельностного метода.


Цель урока: помочь учащимся повторить и закрепить учебный материал о стилях и типах речи.


Задачи:


1. Создать условия для актуализации и систематизации знаний о стилях и типах речи (через индивидуальную самостоятельную аналитическую работу с электронной презентацией).


2. Создать условия для формирования навыка определения стилей и типов речи и выработки алгоритма применения данного материала при выполнении заданий, аналогичных экзаменационным (через пошаговое усложнение заданий: от фронтальных бесед к взаимопроверке, индивидуальной проверке и самостоятельной комплексной работе в электронном варианте).


3. Способствовать закреплению знаний о стилях и типах речи через создание аналогичного буклета (продуктивное воспроизведение знаний, которое начинается на уроке и продолжается в домашней работе).



Оснащение урока: электронная презентация «Стили и типы речи», электронная версия самостоятельной работы с фрагментами из текстов, предложенных для анализа в материалах ЕГЭ для 9 класса, шаблоны таблиц по стилям и типам речи (раздаточный материал).








Ход урока.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация учебной деятельности.

- Обратимся к текстам (на листах выданы на парты), прочитаем 1-2 абзацы текста.

- Обратимся к заданию: «Какая характеристика соответствует тексту?»

- Как бы вы ответили на этот вопрос?

- Сформулируйте своё затруднение.

1 ученик читает вслух.


Молчат, сразу затрудняются ответить.



Отвечают фронтально:

- Я не помню, как отличить стили от типов речи.

- Я помню, что есть описание, повествование, но относится ли это к стилям речи?

- Я помню, что есть художественный и публицистический стиль, но уже затрудняюсь, как их определить.

2. Целеполагание.

- Какую же цель мы поставим перед сегодняшним уроком?

- Повторить сведения о стилях и типах речи.

-Закрепить свои знания, чтобы легко определять у текста стиль и тип речи.

- Научиться выполнять задания, похожие на экзаменационные.

3. Формулирование темы урока.

- Как же мы сформулируем тему урока?

- Стили и типы речи. Повторение.

4. Организация учебной деятельности по актуализации материала.

- Повторение каждый произведёт самостоятельно, работая с электронной презентацией (слайды № 1-6). Начнём со стилей речи. Задание перед повторением: «Заполните таблицу с заголовком «Стили речи» названиями разделов, которые повторяются при характеристике каждого стиля речи. Если есть необходимость, то кратко заполните эти графы».

Индивидуальная (или в парах) работа с электронной презентацией, заполнение шаблона таблицы графами:

  1. Где используется?

  2. Зачем? (функция)

  3. Жанры.

  4. Характерные черты.

  5. Языковые особенности.

  6. Пример.

5. Промежуточное закрепление.

- Какие же разделы используются при характеристике каждого стиля?

- Чем функция разговорного стиля отличается от функции делового стиля?

- Назовите жанры публицистического стиля.

- Назовите языковые особенности художественного стиля.

- Используя эти знания, определите стили речи (слайд № 7 или раздаточный материал).

- Фронтальные ответы.












- Самостоятельная работа с последующим заслушиванием и обсуждением ответов

(проверка: 1.худ.,

2. публиц., 3. научн.,

4. разгов., 5. научн.).

6. Продолжение работы по повторению учебного материала.

- А теперь аналогичным образом поработаем с типами речи (слайды № 8-10): «Заполните графы таблицы по типам речи».

- Работа с презентацией, заполнение шаблона таблицы графами:

1. Признаки типа речи.

2. Схема.

3. Языковые средства.

4. Пример.

7. Промежуточное закрепление.

- Какие графы о типах речи появились у вас?

- Назовите схему рассуждения.

- Перечислите признаки повествования.

- Назовите отличительные языковые средства описания.

- Применяя данные знания, определите типы речи (слайды № 11-13 или раздаточный материал).

- Фронтальные ответы.







- Самостоятельная работа с последующим заслушиванием и обсуждением ответов учащихся (проверка:

1. рассужд.,

2. повеств.,

3. описание).

  1. Итоговое закрепление.

1) Фронтальная работа.

- Как вы полагаете, сможем мы теперь справиться с заданием экзаменационной работы? Обратимся вновь к нему.

- Повторное чтение фрагмента текста, определение с доказательствами стиля и типа речи.

2) индивидуальная работа.

- Проверить качество своих знаний вы сможете, выполнив самостоятельную работу, аналогичную заданиям экзамена, т. е. указав и стиль, и тип речи. Образец записи:

Художественный, описание.

- Выполняют самостоятельную работу на компьютере (можно использовать и раздаточный материал), где предложено 6 фрагментов текстов и в баллах высчитывается количество правильных ответов ( проверка:

1. публиц., рассужд.

2. публиц., рассужд.

3. худ., описание.

4. научн., рассужд.

5. худ., повеств.

6. публиц., рассужд.).

9. Подведение итогов.

- Подводя итоги, поработайте с заданиями слайда №14.






- Какую цель мы ставили перед сегодняшним уроком?

- Какие вопросы вы сформулировали по учебному материалу?

- Оцените свою работу на уроке (в 10-балльной шкале) по параметрам: активность, понимание темы, интерес к данной форме работы.

- Самостоятельно работают ещё раз в режиме повторения с презентацией по стилям и типам речи, дополняют таблицы, формулируют вопросы по теме для одноклассников.

- Повторяют цель урока.


- Задают вопросы и отвечают на вопросы товарищей.

- Производят самооценку.

10. Продуктивное домашнее задание.

1. Завершить (кто не успел на уроке) составление таблиц по стилям и типам речи.

2. Подобрать и оформить в виде тестов небольшие фрагменты текстов для определения стиля и типа речи.



Просмотр содержимого презентации
«Вспомним стили и типы речи»

Вспомним стили и типы речи Русский язык 8 класс

Вспомним стили и типы речи

Русский язык

8 класс

Начнём наше повторение со стилей текста. Разговорный стиль

Начнём наше повторение со стилей текста. Разговорный стиль

  • Где используется? В обыденной речи, беседе
  • Зачем? (функция) С целью общения, обмена мыслями, впечатлениями
  • Жанры: диалог, записки, письма…
  • Характерные черты: непринуждённость, эмоциональность
  • Языковые особенности: просторечия, фразеологизмы, эмоционально-оценочные слова, простые предложения, частицы, обращения
  • Пример: Наконец-то мы на рыбалке. Уселся отец на берегу, закинул удочку – нет рыбы.
Художественный стиль

Художественный стиль

  • Где используется? В художественных произведениях
  • Зачем? (функция) С целью эмоционального воздействия на читателей
  • Жанры: рассказ, повесть, стихотворение и т. д.
  • Характерные черты: эмоциональность, образность
  • Языковые особенности: наличие художественных средств (метафор, сравнений и т. д.), разнообразных по структуре предложений
  • Пример: Дуня села в кибитку подле гусара…ямщик свистнул, и лошади поскакали (А. С. Пушкин «Станционный смотритель»)
Публицистический стиль

Публицистический стиль

  • Где используется? В средствах массовой информации
  • Зачем? (функция) С целью эмоционального и волевого воздействия на читателей и слушателей, побуждения их к действию
  • Жанры: доклады, диспуты, статьи в газетах, репортажи, выступления на митингах и т. д.
  • Характерные черты: призывность, страстность, оценочность
  • Языковые особенности: общественно-политическая лексика, слова с переносным значением, риторические вопросы и восклицания, побудительные предложения
  • Пример: Россия богата природными ресурсами, но настоящее её богатство – люди, их ум, знания и опыт.
Научный стиль

Научный стиль

  • Где используется? В научных трудах (учебниках, словарях, энциклопедиях и т. д.)
  • Зачем? (функция) Сообщить точную информацию
  • Жанры: лекции, статьи в учебной литературе
  • Характерные черты: точность, логичность, доказательность
  • Языковые особенности: наличие терминов, сложных предложений
  • Пример: Наиболее важными биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (климату, почве, вредителям)…
Официально – деловой стиль Где используется? В деловых бумагах Зачем? (функция) С целью сообщения деловой информации Жанры: объявления, заявления, инструкции, расписки… Характерные черты: официальность, точность, неэмоциональность Языковые особенности: штампы, официальные выражения, однородные члены предложения, причастные обороты Пример: Директору…………………….  от……………………………..  заявление. Прошу выделить моему сыну путёвку в загородный лагерь «Орлёнок» с 4 по 25 июня 2007 года.  Дата……………………….. Подпись………………………..

Официально – деловой стиль

  • Где используется? В деловых бумагах
  • Зачем? (функция) С целью сообщения деловой информации
  • Жанры: объявления, заявления, инструкции, расписки…
  • Характерные черты: официальность, точность, неэмоциональность
  • Языковые особенности: штампы, официальные выражения, однородные члены предложения, причастные обороты
  • Пример: Директору…………………….

от……………………………..

заявление.

Прошу выделить моему сыну путёвку в загородный лагерь «Орлёнок» с 4 по 25 июня 2007 года.

Дата……………………….. Подпись………………………..

Определи стиль текста. Запиши ответы вместе с доказательствами в тетрадь. Покажи проделанную работу учителю. Если твои ответы будут правильными, а доказательства полными и ты справишься с работой быстрее одноклассников, у тебя есть возможность получить оценку в журнал . Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко – всё это приметы дождя. А незадолго перед дождём слышится неясное дыхание влаги. Но вот начинают крапать первые капли. Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, смоченной дождём. Матери! Вам принадлежит голос, право творить на земле закон. Блеском и славою покрыли себя в веках тысячи и тысячи ваших сыновей, они обогатили нашу жизнь великими открытиями… Царизм, стоявший на страже крепостников-помещиков, душил свободу народов, проводил реакционную внутреннюю и внешнюю политику, тормозил развитие страны. - Вы ведь знаете Гаврилу, слободского плотника?  - Ну да, знаем.  - А знаете ли, отчего он такой всё невесёлый ходит, всё молчит, знаете?

Определи стиль текста. Запиши ответы вместе с доказательствами в тетрадь. Покажи проделанную работу учителю. Если твои ответы будут правильными, а доказательства полными и ты справишься с работой быстрее одноклассников, у тебя есть возможность получить оценку в журнал .

  • Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко – всё это приметы дождя. А незадолго перед дождём слышится неясное дыхание влаги. Но вот начинают крапать первые капли. Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, смоченной дождём.
  • Матери! Вам принадлежит голос, право творить на земле закон. Блеском и славою покрыли себя в веках тысячи и тысячи ваших сыновей, они обогатили нашу жизнь великими открытиями…
  • Царизм, стоявший на страже крепостников-помещиков, душил свободу народов, проводил реакционную внутреннюю и внешнюю политику, тормозил развитие страны.
  • - Вы ведь знаете Гаврилу, слободского плотника?

- Ну да, знаем.

- А знаете ли, отчего он такой всё невесёлый ходит, всё молчит, знаете?

  • При сложении двух натуральных чисел получается новое натуральное число, называемое суммой этих чисел. Числа, которые складывают, называют слагаемыми.
  • Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну – за стёклами всё было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг.
Перейдём к повторению типов речи.  ПОВЕСТВОВАНИЕ

Перейдём к повторению типов речи. ПОВЕСТВОВАНИЕ

  • Раскрывает последовательно развивающиеся действия и состояния (в динамике)
  • Схема: общая характеристика предмета (лица)+действие1, действие2, действие3….
  • Языковые средства: лексико-грамматические группы глаголов со значением развивающегося действия; изменение времени, вида, наклонения глаголов; наречия со значением времени, места; составные сказуемые со значением начала, конца, продолжения действия; изменение порядка слов
  • Пример: Вдруг кусты раздвинулись и на полянку вышел охотник с собаками. Заяц, увидев врага, подпрыгнул и побежал. Собаки, почуяв след, с громким лаем рванулись за зверьком.
ОПИСАНИЕ

ОПИСАНИЕ

  • Перечисляет признаки одновременные или постоянные (в статике)
  • Схема: общая характеристика предмета (лица)+признак1, признак2, признак3….
  • Языковые средства: единство и соотнесённость видо-временных форм сказуемых; единое наклонение глаголов-сказуемых; ряды однородных членов предложения; назывные предложения; безличные конструкции; неполные предложения
  • Пример: В избушке лесника тепло и сухо. Пахнет какими-то терпкими травами, сушёными грибами, длинными гирляндами свисающими в потаённом уголке за печью. Покой. Уют. Тишина.
РАССУЖДЕНИЕ

РАССУЖДЕНИЕ

  • Устанавливает причинно-следственную связь (рассуждать – значит доказывать)
  • Схема: тезис – доказательства – вывод
  • Языковые средства: вводные слова, выражающие различную степень уверенности, источник мнения, оформляющие построение рассуждения; вопросительные предложения, называющие проблему; осложнённые, сложные предложения, объединяющие ряд доказательств; сложные предложения причинно-следственного характера
  • Пример: Кем быть? Этот вопрос стал темой спора, завязавшегося в 9 классе. А я хочу быть учителем литературы. Во-первых, я очень люблю читать книги; во-вторых, я хочу передать любовь к книге другим людям – своим ученикам; в-третьих, я люблю выступать перед аудиторией. Вот такие доводы привожу я себе, решая трудный вопрос о выборе профессии.
Определи тип речи текста, приведи доказательства (лучше в тетради), приготовься выразительно читать тексты и выступать с обоснованием перед классом 1.Крыша сарая была замшелая, в дырах, значит, сарай долго не ремонтировался. Из дыр тянулись и исчезали в листве какие-то тонкие верёвочные провода, следовательно, здесь были ребята. На стволах обклёванных воробьями вишен блестела горячая смола, пахло смородиной, ромашкой, полынью. Следовательно, стояла жаркая погода.

Определи тип речи текста, приведи доказательства (лучше в тетради), приготовься выразительно читать тексты и выступать с обоснованием перед классом

1.Крыша сарая была замшелая, в дырах, значит, сарай долго не ремонтировался. Из дыр тянулись и исчезали в листве какие-то тонкие верёвочные провода, следовательно, здесь были ребята. На стволах обклёванных воробьями вишен блестела горячая смола, пахло смородиной, ромашкой, полынью. Следовательно, стояла жаркая погода.

Продолжи работу 2. На стволах обклёванных воробьями вишен блестела горячая смола. Когда её касались, она прилипала к рукам и одежде, но ребята продолжали работу, протягивая верёвочные провода от дыр замшелой крыши сарая к деревьям.

Продолжи работу

2. На стволах обклёванных воробьями вишен блестела горячая смола. Когда её касались, она прилипала к рукам и одежде, но ребята продолжали работу, протягивая верёвочные провода от дыр замшелой крыши сарая к деревьям.

Продолжи работу 3. На стволах обклёванных воробьями вишен блестела горячая смола. Крепко пахло смородиной, ромашкой, полынью. Замшелая крыша сарая была в дырах, и из этих дыр тянулись по раскинувшимся ветвям и исчезали в листве деревьев какие-то верёвочные провода.

Продолжи работу

3. На стволах обклёванных воробьями вишен блестела горячая смола. Крепко пахло смородиной, ромашкой, полынью. Замшелая крыша сарая была в дырах, и из этих дыр тянулись по раскинувшимся ветвям и исчезали в листве деревьев какие-то верёвочные провода.

Подведём итоги Бегло перелистай слайды Какие моменты показались тебе наиболее сложными? Задержись на них, повтори, уточни, приготовься выполнять самостоятельную работу по комплексному определению типов и стилей речи Сформулируй 2-3 вопроса по данной теме для одноклассников (лучше в тетради), предположи, какие вопросы могут задать ребята. Ты готов на них ответить? Оцени свою работу на уроке (по десятибалльной шкале) по следующим параметрам:  активность на уроке –  понимание темы –  интерес к данной форме работы -

Подведём итоги

  • Бегло перелистай слайды
  • Какие моменты показались тебе наиболее сложными? Задержись на них, повтори, уточни, приготовься выполнять самостоятельную работу по комплексному определению типов и стилей речи
  • Сформулируй 2-3 вопроса по данной теме для одноклассников (лучше в тетради), предположи, какие вопросы могут задать ребята. Ты готов на них ответить?
  • Оцени свою работу на уроке (по десятибалльной шкале) по следующим параметрам:

активность на уроке –

понимание темы –

интерес к данной форме работы -


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Левина Ольга Вячеславовна

Дата: 31.01.2015

Номер свидетельства: 164938

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект урока русского языка на тему:«Подготовка к сочинению-описанию домашнего животного» "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-podghotovka-k-sochinieniiu-opisaniiu-domashniegho-zhivotnogho"
    ["file_id"] => string(6) "216855"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433165420"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока русского языка "Игры со словами и в слова""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-ighry-so-slovami-i-v-slova"
    ["file_id"] => string(6) "260573"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448979751"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства