Тема: «Повторение. Типы и стили речи» (2 часа).
Место урока в системе уроков: в учебнике под ред. С. Г. Бархударова и др. данный урок завершает общее повторение изученного в 7 классе и является первым уроком в системе уроков по развитию речи в 8 классе.
Тип урока: урок рефлексии.
Технология: урок разработан в системе традиционного обучения с опорой на технологию деятельностного метода.
Цель урока: помочь учащимся повторить и закрепить учебный материал о стилях и типах речи.
1. Создать условия для актуализации и систематизации знаний о стилях и типах речи (через индивидуальную самостоятельную аналитическую работу с электронной презентацией).
2. Создать условия для формирования навыка определения стилей и типов речи и выработки алгоритма применения данного материала при выполнении заданий, аналогичных экзаменационным (через пошаговое усложнение заданий: от фронтальных бесед к взаимопроверке, индивидуальной проверке и самостоятельной комплексной работе в электронном варианте).
3. Способствовать закреплению знаний о стилях и типах речи через создание аналогичного буклета (продуктивное воспроизведение знаний, которое начинается на уроке и продолжается в домашней работе).
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация учебной деятельности. | - Обратимся к текстам (на листах выданы на парты), прочитаем 1-2 абзацы текста. - Обратимся к заданию: «Какая характеристика соответствует тексту?» - Как бы вы ответили на этот вопрос? - Сформулируйте своё затруднение. | 1 ученик читает вслух. Молчат, сразу затрудняются ответить. Отвечают фронтально: - Я не помню, как отличить стили от типов речи. - Я помню, что есть описание, повествование, но относится ли это к стилям речи? - Я помню, что есть художественный и публицистический стиль, но уже затрудняюсь, как их определить. |
2. Целеполагание. | - Какую же цель мы поставим перед сегодняшним уроком? | - Повторить сведения о стилях и типах речи. -Закрепить свои знания, чтобы легко определять у текста стиль и тип речи. - Научиться выполнять задания, похожие на экзаменационные. |
3. Формулирование темы урока. | - Как же мы сформулируем тему урока? | - Стили и типы речи. Повторение. |
4. Организация учебной деятельности по актуализации материала. | - Повторение каждый произведёт самостоятельно, работая с электронной презентацией (слайды № 1-6). Начнём со стилей речи. Задание перед повторением: «Заполните таблицу с заголовком «Стили речи» названиями разделов, которые повторяются при характеристике каждого стиля речи. Если есть необходимость, то кратко заполните эти графы». | Индивидуальная (или в парах) работа с электронной презентацией, заполнение шаблона таблицы графами: Где используется? Зачем? (функция) Жанры. Характерные черты. Языковые особенности. Пример. |
5. Промежуточное закрепление. | - Какие же разделы используются при характеристике каждого стиля? - Чем функция разговорного стиля отличается от функции делового стиля? - Назовите жанры публицистического стиля. - Назовите языковые особенности художественного стиля. - Используя эти знания, определите стили речи (слайд № 7 или раздаточный материал). | - Фронтальные ответы. - Самостоятельная работа с последующим заслушиванием и обсуждением ответов (проверка: 1.худ., 2. публиц., 3. научн., 4. разгов., 5. научн.). |
6. Продолжение работы по повторению учебного материала. | - А теперь аналогичным образом поработаем с типами речи (слайды № 8-10): «Заполните графы таблицы по типам речи». | - Работа с презентацией, заполнение шаблона таблицы графами: 1. Признаки типа речи. 2. Схема. 3. Языковые средства. 4. Пример. |
7. Промежуточное закрепление. | - Какие графы о типах речи появились у вас? - Назовите схему рассуждения. - Перечислите признаки повествования. - Назовите отличительные языковые средства описания. - Применяя данные знания, определите типы речи (слайды № 11-13 или раздаточный материал). | - Фронтальные ответы. - Самостоятельная работа с последующим заслушиванием и обсуждением ответов учащихся (проверка: 1. рассужд., 2. повеств., 3. описание). |
Итоговое закрепление. 1) Фронтальная работа. | - Как вы полагаете, сможем мы теперь справиться с заданием экзаменационной работы? Обратимся вновь к нему. | - Повторное чтение фрагмента текста, определение с доказательствами стиля и типа речи. |
2) индивидуальная работа. | - Проверить качество своих знаний вы сможете, выполнив самостоятельную работу, аналогичную заданиям экзамена, т. е. указав и стиль, и тип речи. Образец записи: Художественный, описание. | - Выполняют самостоятельную работу на компьютере (можно использовать и раздаточный материал), где предложено 6 фрагментов текстов и в баллах высчитывается количество правильных ответов ( проверка: 1. публиц., рассужд. 2. публиц., рассужд. 3. худ., описание. 4. научн., рассужд. 5. худ., повеств. 6. публиц., рассужд.). |
9. Подведение итогов. | - Подводя итоги, поработайте с заданиями слайда №14. - Какую цель мы ставили перед сегодняшним уроком? - Какие вопросы вы сформулировали по учебному материалу? - Оцените свою работу на уроке (в 10-балльной шкале) по параметрам: активность, понимание темы, интерес к данной форме работы. | - Самостоятельно работают ещё раз в режиме повторения с презентацией по стилям и типам речи, дополняют таблицы, формулируют вопросы по теме для одноклассников. - Повторяют цель урока. - Задают вопросы и отвечают на вопросы товарищей. - Производят самооценку. |
10. Продуктивное домашнее задание. | 1. Завершить (кто не успел на уроке) составление таблиц по стилям и типам речи. 2. Подобрать и оформить в виде тестов небольшие фрагменты текстов для определения стиля и типа речи. | |