Предметные: закрепление понятия о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову, знакомство с графическим обозначением причастного оборота в предложении.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в связи с задачей коммуникации.
Предметные: определить отличительные признаки причастного оборота путем заполнения таблицы – схемы.
Метапредметные: уметь находить общее решение, организовывать учебное сотрудничество, находить общее решение.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действий |
1. Актуализация знаний. Выявление места и причины затруднения. | - Вспомним отрывок из стихотворения Б. Пастернака (текст будет на слайде). Найдите в словосочетаниях главное слово. Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера. Погребенная земля Под листвой в канавах, ямах. В желтых кленах флигеля, Словно в золоченых рамах. - Почему в одном случае запятая ставится? (Запятой отделен причастный оборот, стоит после определяемого слова) - Всегда ли причастный оборот выделяется в предложении запятыми? | Обдумывают ответы на вопросы, принимают участие в диалоге с учителем. | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой информации. |
2. Постановка цели и задачи урока. | Подводит к цели учебной деятельности учащихся, которые формулируют её сами. Организует и сопровождает деятельность учащихся. | Участвуют в диалоге, слушают, определяют цель. | Регулятивные: планируют необходимые действия |
3. Практическая деятельность по реализации построенного проекта. Выход из затруднения. | -Запишите под диктовку предложения, графически выделите причастные обороты (Для самопроверки на слайде даются образцы схем) . Спокойный дым над занесенной снегом крышей подымался и таял в воздухе. Поэты с древних времен поют нам о человеке , вмещающем в себе природу. Грамматическое конструирование. Каждая группа получает карточку и «конструирует» свое предложение. 1 группа. Опустившимся на деревья; расположенный на холме; посаженный ещё моим дедом. 2 группа. Тихо плывущие по небу; от палящего солнца, посылающего яркие разящие лучи. Для каждого предложения выстраивается схема и проверяется с эталоном. | Принимают участие в работе. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Регулятивные: осознают правило контроля, используют его в решении учебной задачи. |
4. Первичное закрепление. Составление единой таблицы. | - Правильно употреблять в своей речи причастные обороты должен уметь каждый. Исправьте грамматические ошибки. 1) Пастух увидел наш костер, заночевав в горах. 2)Орел опустился на гребень горы, прилетевший издалека. 3) Ученики дружно делали посадки деревьев, | Выполняют задание под руководством учителя, строят высказывание. Создают схему – таблицу. | Познавательные: операции анализа, синтеза, делают обобщения и вывод. Регулятивные: |
5. Включение в систему знаний и повторение. | Ответьте на вопрос, используя причастные обороты (можно использовать словари и интернет). Что такое морфология, диалектизмы, однородные члены, значимая морфема. | Отвечают на вопросы, оценивают работы. | Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения. Регулятивные: оценивают работу. |
Домашнее задание: повторить схемы, упр. 86, повторить определения по параграфу 14.