kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока в 7 классе по теме «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми".

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока в 7 классе по теме «Причастный    оборот. Выделение причастного оборота запятыми" по учебнику Лодыженской.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока в 7 классе по теме «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми".»

План-конспект урока в 7 классе по теме «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми".



Тип урока – урок объяснения нового материала.

Цель урока: дать понятие об одиночном причастии и причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формирование практического умения устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, находить границы причастного оборота.

Оборудование : компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

Ход урока:

  • 1. Организационный этап. Приветствие учителя. Запись даты и темы урока.

  • 2.Опрос по прошлым темам.

  • Ребята, что называется причастием ?

Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет свойства прилагательного и глагола.

В чём состоит особенность этой части речи?

(Объединяет в себе признаки прилагательного и глагола).

Перечислите признаки прилагательного у причастия.

(Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам, числам, падежам).

Назовите признаки глагола у причастия.

(Возвратность, время, вид).

Форм какого времени не имеют причастия?

(Форм будущего времени).

На какие вопросы отвечает причастие?

(Какой? Какая? Какое? Какие?)

В связи с этим, со словами какой части речи мы можем перепутать причастия?

(С именами прилагательными).

Как же отличить причастие от прилагательного?

(У причастий и прилагательных разные суффиксы. Причастие можно заменить глаголом).

Перечислите суффиксы причастий настоящего и прошедшего времён.

Суффиксы причастий настоящего времени:-ем-(-ом-), -им-, -ущ-(-ющ-) -ащ- (-ящ-). Суффиксы причастий прошедшего времени: -вш-, -ш-, -нн-, -т-, -енн-(-ённ-).

Хорошо. Теперь откройте стр. 37. Проанализируйте словосочетания . В каком из них причастие является зависимым словом, а в каком- главным ?

опавшие листья опавшие с тополя

( В первом словосочетании причастие является зависимым словом, а во втором –главным.)

Молодцы. Теперь прочитайте предложения. Назовите причастия. Какое существительное они определяют? В каких предложениях причастие имеет при себе зависимое слово? На каком месте по отношению к определяемому существительному находится причастие с зависимым словом?



1. Опавшие листья шуршали под ногами.

2.Опавшие с тополя листья покрывали дорожку. Листья , опавшие с тополя, покрывали дорожку.

(Причастия определяют слово листья. Во 2 и 3 предложениях причастие имеет при себе зависимое слово. Во 2 предложении причастие с зависимым словом стоит впереди определяемого существительного, а в 3 -после него.)

Хорошо. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.

В предложении причастный оборот является одним членом предложения-определением.

Давайте посмотрим схему на стр.38.Что вы можете сказать, глядя на предложения?

(Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то выделяется на письме запятыми, а если впереди , то не выделяется.)

Важно обратить внимание на то, что от определяемого слова к причастию можно поставить один вопрос(картина( какая?)написанная), а от причастия к зависимым словам- несколько:

написанная- как? когда? кем? по какому поводу ? и т.д.







  • Работа по теме урока

  • К данным причастным оборотам подберите определяемые слова. Разлившиеся по весеннему небу; висевший в осеннем воздухе; усыпанные разноцветными листьями; много раз протоптанная туристами.

  • С 2-3 причастными оборотами составьте и запишите предложения.

Прочитайте предложение на доске. Запишите его в тетрадь.

Луна, блиставшая над морем, озаряла всё вокруг чудесным светом.

Найдите причастие, обоснуйте свой ответ.

(Блиставшая. Имеет суффикс –вш-, можно заменить глаголом (которая блистала).

Как подчеркнём причастие? Каким членом предложения оно будет являться?

(Волнистой линией. Будет являться определением).

Как вы думаете, есть ли у причастия блиставшая зависимые слова? Как их найти?

(Да. Для того, чтобы найти зависимые слова, нужно задать вопрос от причастия блиставшая).

Назовите зависимые слова.

(Над морем).

Как мы подчеркнём наш причастный оборот?

(Как определение).

Границы причастного оборота обозначаются вертикальными линиями. Обозначьте границы причастного оборота в тетрадях. Какую часть предложения вы выделили?

(…блиставшая над морем…)

Давайте вспомним еще раз , что такое определяемое слово, как обозначить его графически.

(Это слово, от которого мы задаём вопрос к причастному обороту. Графически мы обозначаем его крестиком).

Найдём в предложении определяемое слово.

(Луна).

Работа у доски.

Внимание на доску. Прочитайте и запишите предложение Блиставшая над морем луна озаряла всё вокруг чудесным светом.

Выделите причастный оборот и определяемое слово.

(Причастный оборот: …блиставшая над морем... Определяемое слово: луна).

Сравните записанные предложения. Чем они похожи? Содержат ли они пунктограммы?

(Оба предложения содержат причастные обороты и пунктограммы).

От чего зависит постановка запятых в предложениях с причастным оборотом?

(От местонахождения определяемого слова).

Обозначьте пунктограммы в записанных предложениях.

Проверим, как вы усвоили новый материал. Один человек будет работать у доски. Учащиеся на местах выполняют задание самостоятельно.

На доске учителем записан алгоритм выполнения задания:

  • Запиши предложение в тетрадь. Человек, читавший книгу, отвернулся. Читавший книгу человек отвернулся.

  • Найди в нём причастие, выдели его суффикс.

  • Найди зависимые слова, обозначь границы причастного оборота, подчеркни его как член предложения.

  • Графически обозначь определяемое слово.

  • Расставь знаки препинания.

Самопроверка правильности выполнения задания.

Устная работа:

Сейчас мы поработаем устно. Я буду зачитывать предложения, записанные на доске. Вам нужно определить, есть ли в их составе причастный оборот.

Когда прозвучит предложение с причастным оборотом, вам нужно поднять руку. Если в предложении присутствует только одиночное причастие, рука остается на столе.

Предложения на доске:

  • Таявший на солнце снег превратился в лужицу. (Рука поднята).

  • Раненый капитан покинул строй.

  • Блестящий предмет лежал на столе.

  • Обиженный другом мальчик отправился домой. (Рука поднята).

  • Я увидел поля, окружённые садами. (Рука поднята).

  • Мы любовались наступившей весной.

  • Девочка почувствовала запах розы, распространявшей вокруг себя неповторимый аромат. (Рука поднята).

Молодцы! Скажите, пожалуйста, чему вы сейчас научились?

(Отличать причастный оборот от одиночного причастия).

Работа с учебником (письменно):

Сейчас вы будете учиться составлять предложения с причастным оборотом. Откройте учебник на странице 38, найдите упражнение 85, прочтите задание. Вам необходимо изменить место причастного оборота в предложении, поставив его после определяемого слова и расставив знаки препинания.

1.Распустившиеся за день цветы были срезаны. – Цветы, распустившиеся за день, были срезаны. 2.Свисавшие с крыши толстые сосульки оттаивали на солнце. – Толстые сосульки, свисавшие с крыши, оттаивали на солнце. 3.Ярко светило холодное солнце с блестевшего голубой эмалью неба. – Холодное солнце ярко светило с неба, блестевшего голубой эмалью.

Отличаются ли полученные предложения от исходных с точки зрения пунктуации?

(Да. В предложениях, данных в учебнике, причастные обороты не выделялись запятыми на письме. В составленных нами предложениях причастные обороты выделяются запятыми).

Сформулируйте ещё раз правило постановки знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.

(Причастный оборот выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит перед причастным оборотом. Причастный оборот не выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит после причастного оборота).

Выполните теперь упр.86 и 87.

  • Подведение итогов урока. Контроль усвоения материала.

На уроке вы познакомились с причастным оборотом. Дайте его определение.

(Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом).

Что такое определяемое слово?

(Это слово, от которого мы задаём вопрос к причастному обороту).

Как обозначаются границы причастного оборота?

(Вертикальными линиями).

В каком случае причастный оборот выделяется на письме запятыми (обособляется)?

(Причастный оборот выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит перед причастным оборотом).

Когда причастный оборот не выделяется на письме запятыми?

(Причастный оборот не выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит после причастного оборота).

Каким членом предложения является причастный оборот?

(Определением).

Сегодня вы открыли для себя много новых знаний. Давайте обобщим их, составив синквейн Причастный оборот.

Причастный оборот

Обособленный, зависимый

Выделяется, зависит, подчёркивается

Причастие с зависимыми словами

Определение

VI. Домашнее задание . Выставление оценок за урок

П.14,упр.88.

Сегодня вы отлично поработали. Оценки за урок…




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Шорова Людмила Руслановна

Дата: 26.01.2017

Номер свидетельства: 384082


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства