Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 8 классе по теме "Безличные предложения"»
Тема: Безличные предложения Класс: 8
Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока: 1) Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.
2) Развивать память, речь, образное мышление.
3) Использовать воспитательный потенциал текста В.П.Астафьева при формировании понятия о безличных предложениях.
4) Совершенствовать речевые, орфографические и пунктуационные навыки.
Результаты:
- предметные: познакомить учащихся с безличными предложениями, научить отличать безличные предложения от других видов односоставных предложений;
- метапредметные: побуждать учащихся применять для решения учебных задач мыслительные операции: анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать выводы (познавательные УУД)
- помочь сформулировать цель деятельности на уроке и составить план действий на уроке, побуждать оценивать свои действия и действия товарища, использовать саморегуляцию (регулятивные УУД)
- вступать в диалог, выдвигать версии, выражать собственные мысли (коммуникативные УУД)
- личностные: воспитывать умение преодолевать трудности, стремиться к т руду, осознавать необходимость учиться (для получения хорошей отметки – зона ближайшего развития, ОГЭ, ЕГЭ)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Лингвистическая разминка (задания транслируются на доску)
1. В каких словосочетаниях есть числительные?
Пятый элемент
Учиться на пятерки
Современное пятиборье
Пятеро друзей
– В чем особенность употребления последнего словосочетания? – С какими существительными употребляются собирательные числительные?
– Какой частью речи являются слова «задумавшись» и «решенный»? Назовите их суффиксы. – Почему решенный пишется с двумя Н?
3. Найдите страдательные причастия
1) приехавший 2) построенный 3) гонимый 4) смотрящий 5) поющий
– Назовите суффиксы страдательных причастий. – Какие их формы вам известны?
3. Изучение нового материала (постановка задач и целей урока)
– Назовите грамматические основы предложения и чем они выражены.
В избе жарко натоплено, и мне не спится.
– Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос в форме именительного падежа, кто производит действие или кто испытывает состояние, названное в предложении?
– Нет.
– Итак, о каких предложениях мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока? (Запись темы урока в тетради – БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
– На что указывает приставка без-? (На отсутствие чего-либо.)
– Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Что вы должны знать?
– Задачи (постепенно открываются):
– значение безличных предложений – особенности сказуемого в безличных предложениях – роль в речи безличных предложений
3. Новая тема
(Перед каждым учеником на парте лежит художественный текст В.П.Астафьева). см. Приложение 3
Какое сырое утро!
1. За окном мутно. 2. Каплет с крыши. 3. Каплет с черёмух. 4. Окна залеплены серым снегом. 5. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает… 6. Как болят кости! 7. Ах, как болят кости! 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать. 10. Мне нездоровится. 11. И нет сил. 12. Наступило утро. 13. В деревне уже выходят на работу. 14. И мне надо работать. 15. В избе жарко натоплено. 16. Но как болят кости! 17. И старые раны болят. 18. Полежу ещё маленько, чуть-чуть… Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать! Я вожу ручкой по бумаге. Мне не хочется работать.
– Сегодня изучать новую тему мы будем на художественном тексте В.П.Астафьева. Прочитайте текст про себя.
– О чём этот текст? – Почему он так называется? Какова основная мысль текста? – В каком стиле написан текст? – Какая часть речи наиболее часто употребляется? (глаголы) – Почему такое обилие глаголов?(главное – передать действие) – А по составу какие предложения преобладают в тексте?Назовите.
(С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения Астафьев использует для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности и т.п. Безличные предложения делают повествование более лиричным. С помощью них действию можно придать оттенок стихийности.)
– На какие две большие группы можно разделить предложения? Укажите эти предложения и напишите их номера в таблице.
– Каково их общее грамматическое значение? (все они простые, распространённые, односоставные). Это тоже односоставные предложения и сообщают они о таком действии или состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим.
– Что обозначают безличные предложения? Безличные предложения – самая пёстрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений. Безличные предложения позволяют в полной мере увидеть богатство нашего языка. Я надеюсь, что, читая миниатюру В.П.Астафьева, «Какое сырое утро!» вы почувствовали, какими богатыми возможностями выражения мыслей обладают безличные предложения.
– Обратите внимание на главный член в безличных предложениях.
– Читаем предложения и называем, чем выражено сказуемое:
1. За окном мутно. – 1. Словом категории состояния. 2. Личным глаголом в безличном значении: 2. Каплет с крыши. 3. Инфинитивом: 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать. 4. Безличным глаголом: 10. Мне нездоровится. 5. Словами нет: 11. И нет сил. 6. Краткой формой причастия: 15. В избе жарко натоплено. 7. Возвратным глаголом в безличном значении: Мне не хочется работать.
4. Оформление таблицы.
Чем выражено сказуемое в безличном предложении
Словом категории состояния на -о (сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом)
Личным глаголом в безличном значении.
Инфинитивом
Безличным глаголом ( с -ся и без -ся)
Отрицательным словом НЕТ или конструкцией, выражающей отрицание (существительным в родительном падеже с НИ или НЕ)
Кратким страдательным причастием среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т-
Возвратным глаголом в безличном значении
5. Работа с учебником. Закрепление темы (работа в группах).
– Прочитайте сведения в учебнике на стр. 94–95. – Перед вами предложения из миниатюр Астафьева. Обозначьте грамматические основы и укажите, чем они выражены. (см. Приложение 2)
1-я группа
1. Думается в основном о конце света. Мне с детства очень повезло. 2. Каплет с черёмух. Завыло, запело вдали густо, пронзительно. 3. Идти дальше некуда. Слов не понять.
2-я группа
1. За окном мутно. На душе было легко и грустно. 2. Не часто приходитсяпросыпаться от тишины. О медведях, как о чертях, можнорассказыватьбесконечно. 3. Пора уж разводить костёр и варить уху.
3-я группа
1. Нет сна, есть видимость его. Не стало гармонии. В небе ни одного облачка. 2. В номере было накурено.
6. Проверочный тест по вариантам. (см. Приложение 1)
1. Едем бором, тёмными лесами. 2. Полночь. Снегопад. 3. Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала. 4. От её голоса повеяло теплотой. 5. Вдыхаешь запах морозной прохлады. 6. Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме. 7. В ту ночь никому не спалось. 8. Косые лучи солнца пронизывают весь лес. 9. В избе жарко натопили. 10. В воздухе пахнет сосновой смолой.
1. Что пишут в газетах? 2. Написать ответ товарищу надо сегодня же. 3. Цыплят по осени считают. 4. Можно выполнить задание за два часа. 5. Единою солдатскою судьбою нас фронт и тыл спаяли навсегда. 6. Надо требовать от детей аккуратности во всем. 7. Выхожу из дому рано утром. 8. Друга узнают в несчастье. 9. Встань, весь край мой поруганный, на врага. 10. Красная площадь. Народ.
1. За дверью бегают. 2. В переулке пахнет морем. 3. Москва. Царские палаты. 4. Будем вместе служить. 5. Мне не хватает нежности твоей. 6. Установились морозные дни. 7. Береги честь смолоду. 8. Уже совсем рассвело. 9. Сообщили о резком похолодании. 10. У меня нет уверенности.
7. Итог урока
1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ) 2) Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ) 3) Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА) 4) Безличное предложение – это односоставное предложение? (ДА) 5) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)
8. Задание на дом (по выбору уч-ся)
1) Упр. 199 или упр. 204. 2) Выпишите безличные предложения из «Капитанской дочки» Пушкина (8 предложений) (для сильной группы). Укажите способ выражения сказуемого.