Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Текст и его особенности"»
Конспект урока «Текст и его особенности»
Тип урока: урок открытия новых знаний с элементами повторения
Цель как результат деятельности учащихся:
предметные:
- овладеть основными понятиями темы;
-знать признаки текста;
-уметь различать тексты по форме, виду и типу речи, озаглавливать текст,
-выявлять языковые и композиционные особенности текста.
личностные:
- осознавать роль общения в формировании и выражении мыслей и чувств;
метапредметные:
- пользоваться толковым словарём;
-уметь анализировать текст;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, план);
- строить продуктивное речевое взаимодействие в группе;
- точно и ясно выражать мысль и оценивать свою и чужую речь;
межпредметные: литература.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему (проблему) урока.
3. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.
4. Искать пути её решения.
5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
6. Определять степень успешности работы.
Познавательные:
1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
2. Пользоваться разными видами чтения (изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности.
3. Извлекать информацию из словарей. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
4. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.
5. Систематизировать и представлять полученную информацию в виде схемы.
Коммуникативные:
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.
3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
4. Владетьмонологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Образовательная технология: развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы через чтение и письмо (РКМЧП).
Методы и приёмы обучения: словесные, наглядные, практические, КМД (коллективная мыследеятельность при работе малыми группами), анализ, исследовательский и проблемно-поисковый методы, разноуровневое дифференцированное домашнее задание, создание «ситуации успеха».
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Основные ресурсы урока: учебник по русскому языку 6 класса под ред.Т.А.Ладыженской, толковый словарь С.И. Ожегова, раздаточный материал для групповой работы.
Основные понятия: текст, тема и основная мысль текста, особенности текста
Организационный момент.
приветствие
II. Стадия «Вызов». ( Постановка цели и задач)
У каждого из вас на парте рабочий лист, подпишите, в него вы записываете информацию, в конце урока мы обобщим и сделаем выводы. Когда работаем в группах, можно вставать, обсуждать. Но! Помним наше правило: один говорит, а …?
Мотивация.
1.Посмотрите на слайд. Что вы видите? Что можно с этим сделать? Можно совещаться с соседом. (ответы детей)
Слайд1.1. Особенно, когда в воду спереди и сзади, справа и слева от шлюпки начали падать осколки. 2.Так же уверенно и легко вёл он своё маленькое судно, и на лице его я не мог прочесть ни страха, ни волнения. 3.Ничего не скажу – было страшно. 4.Ни на один миг он не оставил вёсел. 5.Передо мной сидел мальчик.
Как нужно переставить предложения, чтобы получился текст?
Пары ОТВЕТ: Ничего не скажу – было страшно. Особенно, когда в воду спереди и сзади, справа и слева от шлюпки начали падать осколки. Передо мной сидел мальчик. Ни на один миг он не оставил вёсел. Так же уверенно и легко вёл он своё маленькое судно, и на лице его я не мог прочесть ни страха, ни волнения.
-Проверим, всё ли верно, найдите 5 абзац в тексте.
Формулировка проблемы
-Исходя из этого, сформулируем тему урока, чем мы будем заниматься, каковы наши задачи на этот урок? (Текст и его особенности).
Выполняя такие задания, мы готовимся к экзаменам в 9 классе.
Целеполагание.
III. Стадия осмысления. (Актуализация знаний)
1)- И первую особенность текста вы уже можете записать в своих рабочих листах. ВЫВОД: (должна быть последовательность предложений, развитие действия)
-А работать мы будем с необычным текстом. Советский писатель Леонид Пантелеев написал рассказ «На ялике» о нелёгкой жизни детей в годы Великой Отечественной войны, о том, как 12-летнему мальчику и его младшей сестре приходилось трудиться на переправе вместо своего убитого осколком отца.
-Как вы думаете, почему именно этот текст я выбрала для сегодняшнего урока? (75-летие победы Советского союза в Великой Отечественной войне).
-«На ялике»-какое необычное название. Что же такое ЯЛИК? Как же нам узнать лексическое значение этого слова? (СЛОВАРЬ) Работаем в группах. (один-два ученика ищут лексическое значение слов СМЕЛОСТЬ и ХРАБРОСТЬ в словаре)
2)-Прочитайте текст, у вас 3 минуты. Можем ли мы его озаглавить? (Смелость. Смелый мальчик)
- А что такое смелость? Всегда ли это отсутствие страха? Мальчику было страшно? Найдите монолог рассказчика в 5 абзаце. Разве мальчик не понимал, что такое смерть? Но почему же он продолжал грести? (исполнял долг своего отца).
3) Какие пословицы подходят к рассказу Пантелеева «На ялике»?
Воды бояться – в море не бывать. Чему бывать, того не миновать. Храброму смерть не страшна.
Значит, какое название подходит больше? (назвать лучше Храбрый мальчик).
-И у нас готова тема этого текста, она выражена в заголовке.
-Давайте определим основную мысль. (Важно выполнять свою работу, свой долг, что бы ни случилось. Храбрость)
ВЫВОД: сделаем вывод про вторую особенность текста. Запишите в рабочие листы.
(В тексте есть основная мысль и заголовок)
3) -Как связываются предложения в тексте? (заменой существительных местоимениями или другими существительными; повторениями, синонимами, однокоренными словами). (То есть не только по смыслу, но и грамматически). Докажите примерами из текста.
Часть класса работает со словом Мальчик, другая часть со словом Ялик.
Физминутка. Немножко отдохнём.Выполним гимнастику. Круговые движения головой. Смотрим вверх-вниз, влево-вправо. Закрыли глазки. Открываем, поморгаем и работать продолжаем.
4) -Давайте определим стиль речи, стиль этого текста. Какие мы знаем? Пять (художественный, научный, разговорный, официально-деловой, публицистический)(художественный).
- А могут ли в таких текстах присутствовать элементы других стилей? (В текстах художественной литературы могут присутствовать элементы других стилей) Назовите? (небось, Мотенька –разговорный……………………………..
5). Какие типы речи мы знаем? (повествование, описание, рассуждение)Следующее задание выполняем в группах. Найдите в тексте отрывки разных типов речи и назови особенности разных типов речи.
Описание можно сравнить с фотографией. Она фиксирует образы, предметы, которые можно описать.
Повествование – рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности. Этот рассказ можно представить как небольшой видеофильм, в котором картины постоянно меняются.
Рассуждение нельзя представить в образах. Если автор размышляет, объясняет что-либо, анализирует свои суждения, доказывает, делает выводы, значит, мы имеем дело с рассуждением. Рассуждение строиться так: тезис (основная мысль) – аргументы (доказательство) – вывод.
6). -Вы заметили, что в VI абзаце пропущены буквы в словах и знаки препинания. Как вы думаете, какое задание будет следующим?(вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объясняя орфограммы). Выполняем 1 минутку, проверяем.
На маленькой пристани уже набился народ. (повест., невоскл.,прост, двусост., распростр.)
-Вам записывать предложение не нужно, выполняете разбор прямо в тексте, место там есть.
IV. Применение нового знания. (Первичное усвоение новых знаний)
V. Закрепление нового знания. (Первичное закрепление)
- Сделайте вывод: что такое текст и каковы его особенности? (ОДИН читает то, что получилось)
VI. Контроль (на оценку)
- Как вы усвоили материал. Выполним графический диктант на рабочих листах. Номер вопроса, рядом + если согласны с утверждением, - если не согласны.
Тест «Верные и неверные утверждения» 1 Текст состоит из предложений + 2 К тексту нельзя подобрать заголовок – 3 Текст можно разделить на части + 4 Предложения не имеют последовательности - 5.Ключевые слова помогают раскрыть тему +
6Основная мысль – это то, к чему призывает автор +
-Подводя итог урока, хочу сказать: Люди, от мала до велика вставшие на защиту Родины, дали нам возможность жить и быть счастливыми!
Мы обязаны помнить о том, что сделали для нас люди, которые сражались за Родину и мир во всем мире.
Мы должны помнить…
VII. Домашнее задание.
Учебник упр.82 или рассказ-рассуждение «Легко ли быть смелым?»
VIII. Рефлексия.
-выберите ответ, соответствующий вашему поведению на уроке.
1. Я ничего не слышал, будто в танке.
2.Я молчал, как партизан.
3. Я работал, как хороший солдат.
4. Я был незаметен, как разведчик.
5. Я витал в облаках, словно лётчик.
6. Я, как командир, был всегда первым.
-Проверю ваши рабочие листы и выставлю оценки.
Примерный ответ:
- Что называется текстом (Речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой и общей мыслью).
НА ЯЛИКЕ
I. На маленькой пристани уже набился народ. – Матвей Капитоныч, поторопись! – закричал кто-то из ожидающих. Гребец ничего не ответил.
II. Подводя лодку к мосткам, он чуть-чуть повернул голову, и тут я увидел его лицо. Это был мальчик лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе. Лицо у него было худенькое, серьёзное, строгое, тёмное от загара, только бровки были смешные, детские, совершенно выцветшие, белые, да из-под широкого козырька огромной боцманской фуражки падали на запотевший лоб такие же соломенные, давно не стриженные волосы. III. Не успел наш ялик отойти и на сотню метров от берега, случилось то, чего уж никак нельзя было ожидать в этот солнечный, безмятежно спокойный летний день. Послышался звук, похожий на отдалённый гром. И тотчас же в каждом из нас что-то ёкнуло и привычно насторожилось. В эту минуту второй, более сильный удар размашистым отзвуком прокатился по реке. VI. Мотенька, что это? – Ну что! – сказал он, не поворачивая головы. – Ничего особенного. Зенитки. Тут будто кувалдой ударило меня по бар..банным перепонкам .. я невольно зажмурился, услышал, как закр..чали женщины, и изо всех сил вц..пился в х..лодный влажный борт ло..ки, чтобы не пол..теть в воду. V. Ничего не скажу – было страшно. Особенно, когда в воду спереди и сзади, справа и слева от шлюпки начали падать осколки. Передо мной сидел мальчик. Ни на один миг он не оставил вёсел. Так же уверенно и легко вёл он своё маленькое судно, и на лице его я не мог прочесть ни страха, ни волнения. «Неужели он не боится? – подумал я. – Неужто не хочется ему бросить вёсла, зажмуриться, спрятаться под скамейку?.. А впрочем, он ещё маленький, – подумалось мне. – Не понимает, что такое смерть».
VI. – Матвей Капитоныч! Это сынишка перевозчика, который погиб. И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца. « Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла? Как может он спокойно сидеть на скамейке, на которой ещё, небось, не высохла кровь его отца? Ведь он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. А ведь он улыбался. Вы подумайте только – он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий». (По Л. Пантелееву*)