kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Текст и его особенности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка поможет учителям русского языка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Текст и его особенности"»

Конспект урока «Текст и его особенности»

Тип урока: урок открытия новых знаний с элементами повторения

Цель как результат деятельности учащихся:

предметные:

- овладеть основными понятиями темы;

-знать признаки текста;

-уметь различать тексты по форме, виду и типу речи, озаглавливать текст,

-выявлять языковые и композиционные особенности текста.

личностные:

- осознавать роль общения в формировании и выражении мыслей и чувств;

метапредметные:

- пользоваться толковым словарём;

-уметь анализировать текст;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, план);

- строить продуктивное речевое взаимодействие в группе;

- точно и ясно выражать мысль и оценивать свою и чужую речь;

межпредметные: литература.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему (проблему) урока.

3. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.

4. Искать пути её решения.

5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

6. Определять степень успешности работы.

Познавательные:

1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

2. Пользоваться разными видами чтения (изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности.

3. Извлекать информацию из словарей. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

4. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.

5. Систематизировать и представлять полученную информацию в виде схемы.

Коммуникативные:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Образовательная технология: развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы через чтение и письмо (РКМЧП).

Методы и приёмы обучения: словесные, наглядные, практические, КМД (коллективная мыследеятельность при работе малыми группами), анализ, исследовательский и проблемно-поисковый методы, разноуровневое дифференцированное домашнее задание, создание «ситуации успеха».

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Основные ресурсы урока: учебник по русскому языку 6 класса под ред.Т.А.Ладыженской, толковый словарь С.И. Ожегова, раздаточный материал для групповой работы.

Основные понятия: текст, тема и основная мысль текста, особенности текста

  1. Организационный момент.

приветствие

II. Стадия «Вызов». ( Постановка цели и задач)

У каждого из вас на парте рабочий лист, подпишите, в него вы записываете информацию, в конце урока мы обобщим и сделаем выводы. Когда работаем в группах, можно вставать, обсуждать. Но! Помним наше правило: один говорит, а …?

  1. Мотивация.

1.Посмотрите на слайд. Что вы видите? Что можно с этим сделать? Можно совещаться с соседом. (ответы детей)

Слайд1.1. Особенно, когда в воду спереди и сзади, справа и слева от шлюпки начали падать осколки. 2.Так же уверенно и легко вёл он своё маленькое судно, и на лице его я не мог прочесть ни страха, ни волнения. 3.Ничего не скажу – было страшно. 4.Ни на один миг он не оставил вёсел. 5.Передо мной сидел мальчик.

Как нужно переставить предложения, чтобы получился текст?

Пары ОТВЕТ: Ничего не скажу – было страшно. Особенно, когда в воду спереди и сзади, справа и слева от шлюпки начали падать осколки. Передо мной сидел мальчик. Ни на один миг он не оставил вёсел. Так же уверенно и легко вёл он своё маленькое судно, и на лице его я не мог прочесть ни страха, ни волнения.

-Проверим, всё ли верно, найдите 5 абзац в тексте.

  1. Формулировка проблемы

-Исходя из этого, сформулируем тему урока, чем мы будем заниматься, каковы наши задачи на этот урок? (Текст и его особенности).

Выполняя такие задания, мы готовимся к экзаменам в 9 классе.

  1. Целеполагание.

III. Стадия осмысления. (Актуализация знаний)

1)- И первую особенность текста вы уже можете записать в своих рабочих листах. ВЫВОД: (должна быть последовательность предложений, развитие действия)

-А работать мы будем с необычным текстом. Советский писатель Леонид Пантелеев написал рассказ «На ялике» о нелёгкой жизни детей в годы Великой Отечественной войны, о том, как 12-летнему мальчику и его младшей сестре приходилось трудиться на переправе вместо своего убитого осколком отца.

-Как вы думаете, почему именно этот текст я выбрала для сегодняшнего урока? (75-летие победы Советского союза в Великой Отечественной войне).

-«На ялике»-какое необычное название. Что же такое ЯЛИК? Как же нам узнать лексическое значение этого слова? (СЛОВАРЬ) Работаем в группах. (один-два ученика ищут лексическое значение слов СМЕЛОСТЬ и ХРАБРОСТЬ в словаре)

2)-Прочитайте текст, у вас 3 минуты. Можем ли мы его озаглавить? (Смелость. Смелый мальчик)

- А что такое смелость? Всегда ли это отсутствие страха? Мальчику было страшно? Найдите монолог рассказчика в 5 абзаце. Разве мальчик не понимал, что такое смерть? Но почему же он продолжал грести? (исполнял долг своего отца).

3) Какие пословицы подходят к рассказу Пантелеева «На ялике»?

Воды бояться – в море не бывать.
Чему бывать, того не миновать.
Храброму смерть не страшна.

Значит, какое название подходит больше? (назвать лучше Храбрый мальчик).

-И у нас готова тема этого текста, она выражена в заголовке.

-Давайте определим основную мысль. (Важно выполнять свою работу, свой долг, что бы ни случилось. Храбрость)

ВЫВОД: сделаем вывод про вторую особенность текста. Запишите в рабочие листы.

(В тексте есть основная мысль и заголовок)

3) -Как связываются предложения в тексте? (заменой существительных местоимениями или другими существительными; повторениями, синонимами, однокоренными словами). (То есть не только по смыслу, но и грамматически). Докажите примерами из текста.

Часть класса работает со словом Мальчик, другая часть со словом Ялик.

(Матвей Капитонович, Мотенька, сынишка перевозчика…

Лодка, маленькое судно…)

ВЫВОД: запишите вывод в рабочие листы.

Физминутка. Немножко отдохнём. Выполним гимнастику. Круговые движения головой. Смотрим вверх-вниз, влево-вправо. Закрыли глазки. Открываем, поморгаем и работать продолжаем.

4) -Давайте определим стиль речи, стиль этого текста. Какие мы знаем? Пять (художественный, научный, разговорный, официально-деловой, публицистический) (художественный).

- А могут ли в таких текстах присутствовать элементы других стилей? (В текстах художественной литературы могут присутствовать элементы других стилей) Назовите? (небось, Мотенька –разговорный……………………………..

5). Какие типы речи мы знаем? (повествование, описание, рассуждение) Следующее задание выполняем в группах. Найдите в тексте отрывки разных типов речи и назови особенности разных типов речи.

Описание можно сравнить с фотографией. Она фиксирует образы, предметы, которые можно описать.

Повествование – рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности. Этот рассказ можно представить как небольшой видеофильм, в котором картины постоянно меняются.

Рассуждение нельзя представить в образах. Если автор размышляет, объясняет что-либо, анализирует свои суждения, доказывает, делает выводы, значит, мы имеем дело с рассуждением. Рассуждение строиться так: тезис (основная мысль) – аргументы (доказательство) – вывод.

1 группа-повествование, 2-описание, 3-рассуждение.

ВЫВОД: запишите в рабочий лист

6). -Вы заметили, что в VI абзаце пропущены буквы в словах и знаки препинания. Как вы думаете, какое задание будет следующим? (вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объясняя орфограммы). Выполняем 1 минутку, проверяем.

-Один ученик выполнит синтаксический разбор предложения.( карточка).

На маленькой пристани уже набился народ. (повест., невоскл.,прост, двусост., распростр.)

-Вам записывать предложение не нужно, выполняете разбор прямо в тексте, место там есть.

IV. Применение нового знания. (Первичное усвоение новых знаний)

V. Закрепление нового знания. (Первичное закрепление)

- Сделайте вывод: что такое текст и каковы его особенности? (ОДИН читает то, что получилось)

VI. Контроль (на оценку)

- Как вы усвоили материал. Выполним графический диктант на рабочих листах. Номер вопроса, рядом + если согласны с утверждением, - если не согласны.

Тест «Верные и неверные утверждения»
1 Текст состоит из предложений +
2 К тексту нельзя подобрать заголовок –
3 Текст можно разделить на части +
4 Предложения не имеют последовательности -
5.Ключевые слова помогают раскрыть тему +

6Основная мысль – это то, к чему призывает автор +


-Подводя итог урока, хочу сказать: Люди, от мала до велика вставшие на защиту Родины, дали нам возможность жить и быть счастливыми!

Мы обязаны помнить о том, что сделали для нас люди, которые сражались за Родину и мир во всем мире.

Мы должны помнить…

VII. Домашнее задание.

Учебник упр.82 или рассказ-рассуждение «Легко ли быть смелым?»

VIII. Рефлексия.

-выберите ответ, соответствующий вашему поведению на уроке.

1. Я ничего не слышал, будто в танке.

2.Я молчал, как партизан.

3. Я работал, как хороший солдат.

4. Я был незаметен, как разведчик.

5. Я витал в облаках, словно лётчик.

6. Я, как командир, был всегда первым.

-Проверю ваши рабочие листы и выставлю оценки.

Примерный ответ:

- Что называется текстом (Речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой и общей мыслью).

НА ЯЛИКЕ

I. На маленькой пристани уже набился народ.
– Матвей Капитоныч, поторопись! – закричал кто-то из ожидающих. Гребец ничего не ответил.

II. Подводя лодку к мосткам, он чуть-чуть повернул голову, и тут я увидел его лицо. Это был мальчик лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе. Лицо у него было худенькое, серьёзное, строгое, тёмное от загара, только бровки были смешные, детские, совершенно выцветшие, белые, да из-под широкого козырька огромной боцманской фуражки падали на запотевший лоб такие же соломенные, давно не стриженные волосы.
III. Не успел наш ялик отойти и на сотню метров от берега, случилось то, чего уж никак нельзя было ожидать в этот солнечный, безмятежно спокойный летний день. Послышался звук, похожий на отдалённый гром. И тотчас же в каждом из нас что-то ёкнуло и привычно насторожилось. В эту минуту второй, более сильный удар размашистым отзвуком прокатился по реке.
VI. Мотенька, что это?
– Ну что! – сказал он, не поворачивая головы. – Ничего особенного. Зенитки.
Тут будто кувалдой ударило меня по бар..банным перепонкам .. я невольно зажмурился, услышал, как закр..чали женщины, и изо всех сил вц..пился в х..лодный влажный борт ло..ки, чтобы не пол..теть в воду.
V. Ничего не скажу – было страшно. Особенно, когда в воду спереди и сзади, справа и слева от шлюпки начали падать осколки. Передо мной сидел мальчик. Ни на один миг он не оставил вёсел. Так же уверенно и легко вёл он своё маленькое судно, и на лице его я не мог прочесть ни страха, ни волнения. «Неужели он не боится? – подумал я. – Неужто не хочется ему бросить вёсла, зажмуриться, спрятаться под скамейку?.. А впрочем, он ещё маленький, – подумалось мне. – Не понимает, что такое смерть».

VI. – Матвей Капитоныч! Это сынишка перевозчика, который погиб. И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца. « Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла? Как может он спокойно сидеть на скамейке, на которой ещё, небось, не высохла кровь его отца? Ведь он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. А ведь он улыбался. Вы подумайте только – он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий». (По Л. Пантелееву*)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока "Текст и его особенности"

Автор: Хисамиева Альфия Миннахметовна

Дата: 18.09.2023

Номер свидетельства: 636746

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока по русскому языку "Текст, его особенности" 6 лксс"
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_tiekst_iegho_osobiennosti_6_lkss"
    ["file_id"] => string(6) "379394"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484421829"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Культура речи. Публицистический стиль". "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-po-tiemie-kul-tura-riechi-publitsistichieskii-stil"
    ["file_id"] => string(6) "224212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438600447"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Л. Н. Толстой «Акула» Конспект урока в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(45) "l-n-tolstoi-akula-konspiekt-uroka-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "234753"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443522728"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "конспект урока географии "Население и хозяйство тундры" Презентация к уроку"
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekturokaghieoghrafiinasielieniieikhoziaistvotundrypriezientatsiiakuroku"
    ["file_id"] => string(6) "303191"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457454374"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства