Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Текст, его особенности" 6 лксс»
Подумайте, является ли текстом стихотворение, которое выучил Гусь? Почему? Восстановите стихотворение – запишите его в тетрадь.
Запомнил
Однажды Гусь
Стихотворенье
Наизусть:
– Кошка уроки
На лавочке учит,
Мальчик над пойманной
Мышкой мяучит,
Муха в грязи У забора лежит,
Хрюшка летает
И громко жужжит…
О-го-го-ворка!
Ну и пусть.
Исправлюсь, –
Рассуждает Гусь.
Определите вид речи.
1. Юный друг! Учись с детства осязать и ощущать природу, постигать ее мудрую грамоту. Знание законов природы поможет тебе по закату солнца и по гомону и полету птиц угадать погоду.
2. Понятно, что со всеми этими делами Шишкину вовсе не до занятий было.. . Вот мать придет с работы и спросит: — Ты уроки сделал? — Нет еще. Сейчас буду делать. — Садись сейчас же. — Сейчас, сейчас, мамочка, только покормлю черепаху. (Н. Носов.)
Определите тип речи
1.На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (по А. Куприну). 2.Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому). 3.Я очень люблю зиму! Во-первых, зимой очень красиво. Снег искрится, падают серебряные снежинки. Во-вторых, много зимних развлечений и забав: можно играть в снежки, бегать на лыжах и коньках, лепить снеговика. В-третьих, зимой бывает праздник - Новый год. Вот почему я люблю зиму.
Подумайте, является ли текстом стихотворение, которое выучил Гусь? Почему? Восстановите стихотворение – запишите его в тетрадь.
Запомнил
Однажды Гусь
Стихотворенье
Наизусть:
– Кошка уроки
На лавочке учит,
Мальчик над пойманной
Мышкой мяучит,
Муха в грязиУ забора лежит,
Хрюшка летает
И громко жужжит…
О-го-го-ворка!
Ну и пусть.
Исправлюсь, –
Рассуждает Гусь.
Определите вид речи.
1. Юный друг! Учись с детства осязать и ощущать природу, постигать ее мудрую грамоту. Знание законов природы поможет тебе по закату солнца и по гомону и полету птиц угадать погоду.
2. Понятно, что со всеми этими делами Шишкину вовсе не до занятий было.. . Вот мать придет с работы и спросит: — Ты уроки сделал? — Нет еще. Сейчас буду делать. — Садись сейчас же. — Сейчас, сейчас, мамочка, только покормлю черепаху. (Н. Носов.)
Определите тип речи 1.На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (по А. Куприну). 2. Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому). 3. Я очень люблю зиму! Во-первых, зимой очень красиво. Снег искрится, падают серебряные снежинки. Во-вторых, много зимних развлечений и забав: можно играть в снежки, бегать на лыжах и коньках, лепить снеговика. В-третьих, зимой бывает праздник - Новый год. Вот почему я люблю зиму.
\
Текст, его особенности
Цели: повторить изученное о тексте; развивать умения составлять и редактировать тексты; отрабатывать пунктуационные навыки.
Вспомнить признаки текста; умения различать тексты по форме, виду и типу речи, озаглавливать текст, выявлять языковые особенности текста.
Ход урока
Организационный момент
Инд.работа по карточкам. Расставить знаки препинания, пропущ. буквы, составить схему.
Осен_ наступила выс_хли цветы и гляд_т уныло голые кусты.
Стари(н)ые ч_сы медленно и важно пр_били восем_ раз.
Класс работает над заданием:
– Что повторили? Что такое предложение? Назовите ед большую, чем предложение.
Прочитайте задание в раздатке.
– Сформулируйте тему урока. Цели.
Что называется текстом? Составьте определение. (Речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью – в теор. Тетр.
– Когда рассказываете другу интересную историю, эта история является текстом? Докажите. Какую речь используете уст/письм.
– Когда делитесь историей в письме другу?
Вывод: Какими могут быть тексты по форме? (Устными и письменными.)
Задание 2 РАЗДАТКА
Вывод: Как различаются тексты по виду речи? (Монологические и диалогические.)
Задание 3 РАЗДАТКА
Вывод: На какие типы речи делятся тексты? (Описание, повествование, рассуждение.) Каковы особенности каждого типа речи? При написании какой работы будете использовать каждый тип?