kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 5 классе "Время глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволити углубить знания учащихся о глаголе (особенности функционирования глаголов в речи); совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе "Время глагола"»

Конспект открытого урока русского языка в 5 классе

Дата: 20.04.2021 г.

Учитель: Верстова А.Р. учитель русского языка и литературы

Тема урока: Время глагола

Тип: комбинированный урок.

Цель деятельности учителя: углубить знания учащихся о глаголе (особенности функционирования глаголов в речи); совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки.

Задачи урока:

1. Познавательные:

- учить определять временные формы глагола; сформировать у учеников представление о роли временных форм глагола в художественных произведениях;

- актуализировать опорные знания и умения по данной теме.

2. Развивающие:

- развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету через чтение произведений русских писателей, любовь к родному краю, родной природе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: вспомнить сведения о трех временах глагола; уметь определять времена глаголов.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.

Личностные: внимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Оборудование: Карточки; раздаточный материал; проектор, компьютер, учебник русского языка для 5 класса (2 часть) - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др., тетрадь.

Методы обучения: диалогический, эвристический, критического мышления и исследовательский.


Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Я приветствую вас на уроке русского языка. Присаживайтесь. Откроем тетради, запишем число, классная работа.

2 слайд

  1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:

«Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости».

Учитель: Как вы понимаете эту пословицу? (Учащиеся дают ответы)

Учитель: Дети, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно достаем и используем. Вот сегодня наступил такой момент, все что мы складывали в наш сундучок, нам нужно достать.

А для чего нам это нужно при изучении русского языка? (Расширить запас знаний о русском языке, выявить определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности)

3 слайд

III. Актуализация знаний

Давайте вспомним, какую часть речи изучали мы с вами работами на протяжении нескольких уроков, для этого мы послушаем музыкальную пьесу «Апрель» П.И. Чайковского из цикла «Времена года».


Звучит запись «Апрель» П.И. Чайковского из цикла «Времена года».


Учитель: Ребята, вы слышите? Что это? Какие поэтические картины возникают в вашем воображении под воздействием слушания музыки? («Капель. Шум ручья», «Пение птиц»)

Учитель: Это наступает весна.

4 слайд

Известный русский поэт И.С. Никитин написал такие строчки:

Полюбуйся: весна наступает.
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

Учитель: Какая весна у И.С. Никитина? (Природа просыпается, оживает, ведь весна – это жизнь, движение, действие).

Учитель: Какая часть речи передаёт в этом стихотворении действие? (глагол)

Учитель: Назовите их (полюбуйся, наступает, летят, утопает, шумят.)

Действительно, сегодня мы продолжим изучать глагол как часть речи. А что такое глагол? У вас на столах лежат карточки, поработайте в парах, допишите пропущенную информацию.

5 слайд

6 слайд

Работа в парах:

(Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.)


Учитель: Молодцы. Скажите, какие действия выполнял П.И. Чайковский при написании музыкальной пьесы «Апрель. Подснежник»? (научился читать по нотам, выучил музыкальные стили, придумал мелодию, записал) Эти действия совершались в каком времени?

Учитель: Какое действие мы сейчас с вами выполняем? (слушаем, анализируем). А эти?

Учитель: После нашего урока какие действия мы будем выполнять? (Будем готовиться к следующему уроку и т.д.) А эти действия? О чем мы будем говорить? (О времени глагола)

7 слайд

IV. Сообщение темы урока

Учитель: Скажите, какова тема сегодняшнего урока? («Время глагола»). Запишите тему урока в тетрадь.


V. Целеполагание.

Учитель: Ребята, тему урока мы определили. Можем ли мы поставить цель? Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

8 слайд

(Цель урока: углубить знания о глаголе, научиться определять временные формы глагола)

Учитель: Чтобы достичь цель нам необходимо поставить перед собой (задачи). А какие задачи мы перед собой поставим? (научиться определять временные формы глагола; развить речевые навыки при построении устных и письменных высказываний)

9 слайд

VI. Работа над новым материалом.

Учитель: Мы с вами обратимся к двум путям, при помощи которых можно достичь истины: путь практиков\исследователей и путь теоретиков

Лексическая работа с понятиями «Исследователь, исследовать» и «теоретик»

Учитель:А кто такие исследователи и кто такие практики?

Исследователь– человек, который подвергает что-либо научному изучению. Идут от практики к теории

Теоретик – человек, занимающийся вопросами теории.  Идут от теории к практике

Учитель: Подберите синонимы к слову «исследовать» – познавать, изучать.

10 слайд

Подготовка к ВПР: Морфемный разбор слова: И(С,З)-СЛЕД-ОВА-ТЬ

В какой форме стоит глагол? (в начальной) Как называются такие глаголы (инфинитивы)

11 слайд

VII. Исследовательская работа

Учитель: начнем нашу исследовательскую работу как теоретики. Прочитаем параграф 111, стр.132, заполняем схему и записываем ее в тетрадь для правил. Деление по рядам.


Время глагола

Действие происходит

Вопросы

Пример

Прошедшее время

До момента речи

Что делал?

Что сделал?  и т.д


Настоящее время

В момент речи

Что делает?

Что делают?


Будущее время

После момента речи

Что будет делать?

Что сделает?



Учитель: Давайте сделаем вывод:

  • глаголы, обозначающие действие, которое происходит до момента речи – прошедшего времени;

  • глаголы, обозначающие действие, которое поисходит в момент речи– настоящего времени;

  • глаголы, обозначающие действие, которое будет происходить после момента речи – будущего времени.

12 слайд

Учитель: Продолжим нашу исследовательскую работу как практики. Заполните таблицу примерами из текстов.

Ученики работают с текстом, заполняют таблицу.


Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденет(?)ся листвою. (А. Плещеев)


Учитель: 1. Найдите глагол, обозначающий действие, которое уже прошло.

2.Найдите глаголы, обозначающие действия, которые происходят в то время, когда мы об этом говорим, т.е. сейчас, сегодня.

3.Найдите глаголы, обозначающие действия, которые произойдут позже, потом, после нашего разговора.


Время глагола

Действие происходит

Вопросы

Пример

Прошедшее время

До момента речи

Что делал?

Что сделал?  и т.д

Повеяло

Настоящее время

В момент речи

Что делает?

Что делают?

Засвищут, бегут

Будущее время

После момента речи

Что будет делать?

Что сделает?

оденется


Выставление баллов


Учитель: Что же вы узнали, исследуя текст? (Глаголы бывают в пр.в., н.в., буд.в., отвечают на вопросы)

Что такое текст? (это группа предложений, которые объединены одной мыслью и темой.) Какова тема этого текста? (пробуждение природы, наступление весны) Ребята, а вы знаете какой день отмечают 22 апреля?

13 слайд

(Международный день Матери-Земли). Должны ли мы беречь нашу планету?

14 слайд

VIII. Физкультминутка

Учитель называет глаголы, учащиеся выполняют следующие действия:

Прош.вр. Наст.вр. Будущ.вр.

присесть повернуться вправо\влево ходьба на месте


4. Изучил 1. скачу 3. побегу

5. получил 2. верчу 6. присяду

Учитель: С помощью своих носиков похвалите себя, напишите слово «молодцы». Присаживайтесь, продолжаем работу.


IX. Закрепление 

Учитель: Давайте запишем несколько предложений под диктовку. Выделим грамматическую основу в предложениях, у глаголов определим вид и число.

Запись:

Наступили долгожданные весенние деньки. По земле бегут шумные ручейки. Скоро вернутся на родину перелётные птицы.

Учитель: Во втором предложении найди и подчеркни грамматическую основу.

Учитель: Определим время глаголов в каждом предложении. Надпиши сверху над глаголами. Образуйте от имен существительных глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. Какой вывод можно сделать? (Настоящее время: кричит, зеленеет, рассказывает; будущее время: закричит (крикнет) позеленеет расскажет; прошедшее время: кричал, зеленел, рассказывал.


Х. Подведение итогов

Учитель: Итак, ребята, над какой темой мы работали? В форме какого времени бывают глаголы? Как определить время глагола? (По вопросу.)

Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, в момент речи и отвечает на вопрос что делает)

Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое происходило в прошлом, до момента речи и отвечают на вопросы что делал? что сделал?)

Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое только еще будет происходить, после момента речи и отвечают на вопросы что будет делать? что сделает)


ХI. Рефлексия

Учитель: У вас на столе лежат сигнальные карточки на парте в виде букв: И, Т, О, Г. Ответьте на вопросы, подняв карточку.

И – ИНТЕРЕС (Что было интересного на уроке?)

Т – ТВОРЧЕСТВО (Какие творческие работы выполняли?)

О – ОБУЧЕНИЕ (Чему научились?)

Г – ГЛАВНОЕ (Что этот урок дал мне?)


Учитель: Какое настроение у вас сейчас? Изменилось ли оно в конце урока? Ребята, довольны ли вы своей работой сегодня? И я довольна вашей работой. Молодцы!


ХII.Выставление оценок


ХIII.Домашнее задание

Параграф 111 (выучить правило на с. 132) Упр.694 (по заданию). Спасибо за урок. Можете быть свободны.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 5 классе "Время глагола"

Автор: Верстова Алина Романовна

Дата: 25.08.2022

Номер свидетельства: 612135

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка на тему: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "109614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822487"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока русского языка на тему "Глагол""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-glaghol-2"
    ["file_id"] => string(6) "251296"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447227424"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "138008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417457190"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Категория состояния" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-katieghoriia-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "220305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434574812"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства