kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Омонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: - сформировать понятие об омонимах; - познакомить учащихся с видами омонимии: омофонами, омографами, омоформами;- развивать умение пользоваться ранее найденными способами при выходе к новым понятиям, делать выводы, оценивать работы товарища; - формировать культуру общения.

Формируемые УУД: Личностные: устойчивый познавательный интерес к русскому языку.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения, работать в группе. Познавательные: владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста, выразительного читать, строить устное и письменное высказывание, проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя.

Регулятивные: планирование самостоятельного выполнения заданий, выбор темпа работы, умение действовать самостоятельно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Омонимы"»


Конспект урока русского языка
в 5 классе

Тема урока:

« Омонимы»



















Провела:Кадиева Р.З.,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ№1»г.Избербаш
















Тип урока: усвоение новых знаний

Форма урока: урок-путешествие.

Цели урока: - сформировать понятие об омонимах; - познакомить учащихся с видами омонимии: омофонами, омографами, омоформами;- развивать умение пользоваться ранее найденными способами при выходе к новым понятиям, делать выводы, оценивать работы товарища; - формировать культуру общения.

Формируемые УУД: Личностные: устойчивый познавательный интерес к русскому языку.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения, работать в группе. Познавательные: владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста , выразительного читать, строить устное и письменное высказывание, проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя.

Регулятивные: планирование самостоятельного выполнения заданий, выбор темпа работы, умение действовать самостоятельно.

Ход урока

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

- Хочу напомнить наш эпиграф к урокам: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни, чего нельзя было бы передать русским словом»,- говорил писатель К.Г.Паустовский.

- Как вы понимаете смысл высказывания К.Г.Паустовского?

-Какой из разделов лингвистики изучает словарный состав языка?

- Каким понятием мы называем богатство языка, то есть словарный состав?

-Верно. Молодцы. Мы продолжаем путешествовать по стране Лексика. Какие города этой страны мы посетили на прошлых уроках?

3. Постановка учебной задачи

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в некоторое царство, в некоторое государство, а в какое именно, вы вскоре узнаете. Сейчас мы проверим, весь ли багаж вы собрали в путь.

Задание 1

- Лексический диктант

1. Слова, близкие по лексическому значению.

2. Слова, имеющие несколько значений

3. Основная единица языка.

4. Слово, имеющие одно значение

5. Словарный состав языка.

6. Слова с противоположным лексическим значением.

7. В словосочетании золотые часы прилагательное употреблено в ……. (прямом) значении, а в словосочетании золотой характер – в …….. (переносном) значении.

- Какой вывод можно сделать? (Вывод: мы изучаем лексику)

Слайд 3 Перед вами 4 рисунка. Предлагаю вам поразмышлять и ответить на вопрос: «Почему слово капитан расположено между двумя рисунками слева, а рисунки справа имеют каждый свою подпись?»

Капитан – многозначное слово, в каждом его значении имеется сходство: главный в группе.

У предметов, называющихся крАнами, -никакого сходства в значении нет.

Шёл я с сумкой за плечом,

Вижу бьёт в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?

-Какие одинаковые слова вы услышали?

-Чем они похожи и в чём отличие?

Учащиеся отмечают, что они одной и той же части речи, одинаково пишутся и произносятся.

Слайд 4 На доске появляется запись: синонимы… На доске написано слово ОМОС=одинаковый

- образуйте по аналогии то слово, которое обозначает открытое нами явление.

-ОМОНИМЫ

Одинаково нас пишут,
Одинаково звучим,
 Но по смыслу, по значению
 Быть мы разными хотим.
 Мы ОМОНИМЫ, друзья,
 Путать нас ни с кем нельзя.
 ЛЕКСИКЕ мы верно служим,
 С языком всегда мы дружим.

Поэтому словаКРАН-1 и КРАН-2 называются омонимами.

Слово омоним – новое слово. Пополним им ваш лексикон.

- Итак, что мы будем сегодня изучать, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

Добро пожаловать в царство омонимов!

Слайд 5- в рабочих листах запишите число. Тему урока.

- Как думаете, что сегодня предстоит выяснить?

-Какова цель урока?

- Цель урока - понять, какие слова являются омонимами...

- Вы должны выяснить, какие слова являются омонимами, познакомиться с разными видами омонимов, научиться находить омонимы в тексте, отличать омонимы и многозначные слова, уметь использовать омонимы в речи, а помогать нам будут наши помощники Мудрый учебник, словарик и компьюша. В конце урока мы с вами должны составить паспорт омонимов.

I. Формирование понятия «омонимы», отличие омонимов от многозначных слов.

- Возвращаемся в царство омонимов. Сценка

Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь,- сказала Оля,- у меня дома тоже овсянка.

 -Люблю я овсянку!- добавила Надя.

 -И я люблю!- сказала Оля.

- Она желтая, красивая такая!

- И  вкусная, особенно с молоком!

- Как это вкусная? Как это с молоком?

- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

- Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне  мою овсянку слушать!

- А потом ко мне мою овсянку кушать!

Учитель:

- Почему подруги долго не понимали друг друга? (ответы учащихся)

Кажется, я слышу чей-то разговор:

- Это чужие, скорее принеси лук. Неизвестно ещё, зачем они оказались в нашем царстве.

- Хорошо, я мигом.

- Что ты мне принёс?

- Я принёс тебе лук. Ты же просил лук!

- Лук, лук… Я просил тебя принести лук со стрелами, а не луковицу с огорода. Всё, мы пропали: они направляются сюда

- Как вы считаете, почему они не поняли друг друга?

- Вы знаете, как называются такие слова?

-Так что же такое «омонимы»? Попробуйте сформулировать правило.

-Что это за слова? – откройте учебник на стр. 160

Задание 2. Слайд 6

- Выразительно прочитайте стихотворение Александра Шибаева и определите, есть ли в этом тексте омонимы.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В нору норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если норки нет уж в норке

Может, норка возле норки?

Нет нигде.

Пропал и след.

Норка-здесь,

А норки нет!

- О чём это стихотворение?

- Назовите и выпишите слова-омонимы.

- Определите лексическое значение этих слов? - Какая книга помогает нам в определении лексического значения слова?

*Норка - хищное млекопитающее;

норка (от «нора») - временное или постоянное убежище, создаваемое животными в почве. - С точки зрения этимологии слово «нора» общеславянское - «скрываться, погружаться». Было такое выражение «понерети», т.е. «опуститься», «скрыться».

А слово «норка» заимствовано из финского языка - «горностай».

Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что по происхождению и по ЛЗ эти слова различные. - Какой сделаем вывод? (Это омонимы)

Слайд 7 Записать слова в тетрадь, объясните, что вы представляете, когда читаете эти слова.

Наводящие вопросы:

1.Какой частью речи эти слова являются? 2.Одинаковы ли они по написанию и произношению?

3. Одинаково ли лексическое значение этих слов?

- Значит, перед нами …омонимы.

Лингвистический эксперимент по рядам

Слайд 8

- Перед вами рисунки. Ответьте на вопрос

-почему рисунок 1 и 2 ряда имеет одно название, а рисунки 3 ряда имеют каждый свою подпись?»

- нос - многозначное слово, в каждом его значении имеется сходство: находится впереди чего-либо

У предметов, называющихся экипажами, - никакого сходства в значении нет, у каждого слова своё лексическое значение (лёгкая повозка и команда корабля)

Слова экипаж-1 и экипаж-2 называются омонимами.

Работа с учебником и со словарём Работа по группам Слайд 9 найдите в толковом словаре слова, дайте определение. Составить предложения.

1 группа – Свет, клуб, 2 группа – дробь, ласка, 3 группа – мир, язык

- Как определить в словаре, что это омонимы?

-Лексическое значение омонимов раскрываются в разных словарных статьях, так как имеют разные лексические значения.

-Как даётся толкование многозначных слов?

-Толкование многозначных слов даётся в одной словарной статье под цифрами.

- Итак, в чём же сходства и отличия омонимов и многозначных слов Слайд 10

Задание 4.

- Выполним упражнение 354 (устно).

Выступление уч-ся

- А откуда берутся омонимы?

1) Заимствование. Например, в русском языке существовало слово «скат» -пологий спуск, а в скандинавских слово «skat(a)» - крупная рыба с плоским телом и острым хвостом.
2) Омонимы появляются из многозначных слов - одно из лексических значений многозначного слова переходит в самостоятельное слово. Значения многозначного слова связаны между собой, но среди них выделяется одно исходное, или первичное, значение, из которого «выросли» остальные. Представим себе в виде дерева значения слова чай: они связаны между собой, как бы растут друг из друга.
3) Словообразовательный (в результате словообразования). Например, суффикс -ник в русском языке обозначает предмет и называет человека по профессии. Проводник - «вещество, хорошо проводящее электрический ток, звук, теплоту». Проводник - «железнодорожный служащий, сопровождающий вагон». Посол - «должность дипломата», посол - «соление чего-либо» (образовано от глагола солить).

В нашем багаже заметно прибыло, а нам идти ещё далеко, давайте отдохнём.

Физминутка.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь – богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце - руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

II. Классификация омонимов. Перед вами самая высокая гора царства омонимов. Поднявшись на неё, вы сможете узнать обо всех секретах этого государства.

Задание 5 (работа в парах). - Перед вами листы с упражнением (раздаточный материал). Найдите слова – омонимы. 1.Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот.
2. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь.
3. Подплываем к бе́регу — Я берегу́ эту книгу.
- Какие особенности омонимов вы можете назвать?

Минутка для шутки.

Разгадайте загадки, ответы запишите. Разгадайте шарады Слайд 12-16(очки, нос, ключ, перо)

Итоговое задание! Слайд 17

Закрепление изученного материала

Письменный опрос на листочках

Закончите фразу

Омонимы и многозначные слова одинаково____________________________

У омонимов лексическое значение _________________________________________

3. Журавль (птица) и журавль (колодец) – это____________________________________________

В толковом словаре одна словарная статья для_______________ и разные словарные статьи для ____

Сторожил (охранял) и старожил (старый человек) – это_______________________________________

- Итак, у вас остался не заполненным только паспорт омонимов. Вам нужно поставить какой – либо знак (плюс или минус) в колонку напротив определения. Проверка В результате получился паспорт омонимов. Слайд 18

- Ну что, ребята, вот мы и на вершине самой высокой горы царства омонимов.

- Омонимы нередко используются в художественной литературе как средство, усиливающее выразительность речи. Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели-юмористы. Эта игра слов называется необычным словом Каламбур. Именно в этом задании перед нами «каламбуры». Шуточные вопросы Слайд 19 (колодезный журавль, корень, швейную, из строительного, насекомое), Слайд 20 (кисть руки, по гимнастическому, губа-часть лица, из железнодорожного)

Рефлексия деятельности

– Что узнали сегодня на уроке?

- Что было самым интересным?

– Какие трудности встретились?

Домашняя работа Слайд21.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Омонимы"

Автор: Кадиева Руманият Зубайруевна

Дата: 28.04.2024

Номер свидетельства: 649776

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – игра «В мире лексики» (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-urok-ighra-v-mirie-lieksiki-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "122129"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414157899"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока русского языка во 2-м классе (с презентацией) Тема: "Антонимы. Синонимы. Омонимы""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_vo_2_m_klassie_s_priezientatsiiei_tiema_antonim"
    ["file_id"] => string(6) "372587"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482429846"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства