Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Омонимы"
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Омонимы"
Цели урока: - сформировать понятие об омонимах; - познакомить учащихся с видами омонимии: омофонами, омографами, омоформами;- развивать умение пользоваться ранее найденными способами при выходе к новым понятиям, делать выводы, оценивать работы товарища; - формировать культуру общения.
Формируемые УУД: Личностные: устойчивый познавательный интерес к русскому языку.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения, работать в группе. Познавательные: владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста, выразительного читать, строить устное и письменное высказывание, проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя.
Регулятивные: планирование самостоятельного выполнения заданий, выбор темпа работы, умение действовать самостоятельно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Омонимы"»
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема урока:
« Омонимы»
Провела:Кадиева Р.З.,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ№1»г.Избербаш
Тип урока: усвоение новых знаний
Форма урока: урок-путешествие.
Цели урока: - сформировать понятие об омонимах; - познакомить учащихся с видами омонимии: омофонами, омографами, омоформами;- развивать умение пользоваться ранее найденными способами при выходе к новым понятиям, делать выводы, оценивать работы товарища; - формировать культуру общения.
Формируемые УУД: Личностные: устойчивый познавательный интерес к русскому языку.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения, работать в группе. Познавательные: владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста , выразительного читать, строить устное и письменное высказывание, проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя.
Регулятивные: планирование самостоятельного выполнения заданий, выбор темпа работы, умение действовать самостоятельно.
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
- Хочу напомнить наш эпиграф к урокам: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни, чего нельзя было бы передать русским словом»,- говорил писатель К.Г.Паустовский.
- Как вы понимаете смысл высказывания К.Г.Паустовского?
-Какой из разделов лингвистики изучает словарный состав языка?
- Каким понятием мы называем богатство языка, то есть словарный состав?
-Верно. Молодцы. Мы продолжаем путешествовать по стране Лексика. Какие города этой страны мы посетили на прошлых уроках?
3. Постановка учебной задачи
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в некоторое царство, в некоторое государство, а в какое именно, вы вскоре узнаете. Сейчас мы проверим, весь ли багаж вы собрали в путь.
Задание 1
- Лексический диктант
1. Слова, близкие по лексическому значению.
2. Слова, имеющие несколько значений
3. Основная единица языка.
4. Слово, имеющие одно значение
5. Словарный состав языка.
6. Слова с противоположным лексическим значением.
7. В словосочетании золотые часы прилагательное употреблено в ……. (прямом) значении, а в словосочетании золотой характер – в …….. (переносном) значении.
- Какой вывод можно сделать? (Вывод: мы изучаем лексику)
Слайд 3 Перед вами 4 рисунка. Предлагаю вам поразмышлять и ответить на вопрос: «Почему слово капитан расположено между двумя рисунками слева, а рисунки справа имеют каждый свою подпись?»
Капитан – многозначное слово, в каждом его значении имеется сходство: главный в группе.
У предметов, называющихся крАнами, -никакого сходства в значении нет.
Шёл я с сумкой за плечом,
Вижу бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
-Какие одинаковые слова вы услышали?
-Чем они похожи и в чём отличие?
Учащиеся отмечают, что они одной и той же части речи, одинаково пишутся и произносятся.
Слайд 4 На доске появляется запись: синонимы… На доске написано слово ОМОС=одинаковый
- образуйте по аналогии то слово, которое обозначает открытое нами явление.
-ОМОНИМЫ
Одинаково нас пишут, Одинаково звучим, Но по смыслу, по значению Быть мы разными хотим. Мы ОМОНИМЫ, друзья, Путать нас ни с кем нельзя. ЛЕКСИКЕ мы верно служим, С языком всегда мы дружим.
Поэтому словаКРАН-1 и КРАН-2 называются омонимами.
Слово омоним – новое слово. Пополним им ваш лексикон.
- Итак, что мы будем сегодня изучать, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?
Добро пожаловать в царство омонимов!
Слайд 5- в рабочих листах запишите число. Тему урока.
- Как думаете, что сегодня предстоит выяснить?
-Какова цель урока?
- Цель урока - понять, какие слова являются омонимами...
- Вы должны выяснить, какие слова являются омонимами, познакомиться с разными видами омонимов, научиться находить омонимы в тексте, отличать омонимы и многозначные слова, уметь использовать омонимы в речи, а помогать нам будут наши помощники Мудрый учебник, словарик и компьюша. В конце урока мы с вами должны составить паспорт омонимов.
I.Формирование понятия «омонимы», отличие омонимов от многозначных слов.
- Возвращаемся в царство омонимов. Сценка
Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:
- А у меня дома овсянка.
- Подумаешь,- сказала Оля,- у меня дома тоже овсянка.
-Люблю я овсянку!- добавила Надя.
-И я люблю!- сказала Оля.
- Она желтая, красивая такая!
- И вкусная, особенно с молоком!
- Как это вкусная? Как это с молоком?
- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком
- Да ты про что говоришь?
- Как это про что? Про овсянку!
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?
- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!
- Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!
- А потом ко мне мою овсянку кушать!
Учитель:
- Почему подруги долго не понимали друг друга? (ответы учащихся)
Кажется, я слышу чей-то разговор:
- Это чужие, скорее принеси лук. Неизвестно ещё, зачем они оказались в нашем царстве.
- Хорошо, я мигом.
- Что ты мне принёс?
- Я принёс тебе лук. Ты же просил лук!
- Лук, лук… Я просил тебя принести лук со стрелами, а не луковицу с огорода. Всё, мы пропали: они направляются сюда
- Как вы считаете, почему они не поняли друг друга?
- Вы знаете, как называются такие слова?
-Так что же такое «омонимы»? Попробуйте сформулировать правило.
-Что это за слова? – откройте учебник на стр. 160
Задание 2. Слайд 6
- Выразительно прочитайте стихотворение Александра Шибаева и определите, есть ли в этом тексте омонимы.
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В нору норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если норки нет уж в норке
Может, норка возле норки?
Нет нигде.
Пропал и след.
Норка-здесь,
А норки нет!
- О чём это стихотворение?
- Назовите и выпишите слова-омонимы.
- Определите лексическое значение этих слов? - Какая книга помогает нам в определении лексического значения слова?
*Норка - хищное млекопитающее;
норка (от «нора») - временное или постоянное убежище, создаваемое животными в почве. - С точки зрения этимологии слово «нора» общеславянское - «скрываться, погружаться». Было такое выражение «понерети», т.е. «опуститься», «скрыться».
А слово «норка» заимствовано из финского языка - «горностай».
Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что по происхождению и по ЛЗ эти слова различные. - Какой сделаем вывод? (Это омонимы)
Слайд 7Записать слова в тетрадь, объясните, что вы представляете, когда читаете эти слова.
Наводящие вопросы:
1.Какой частью речи эти слова являются? 2.Одинаковы ли они по написанию и произношению?
3. Одинаково ли лексическое значение этих слов?
- Значит, перед нами …омонимы.
Лингвистический эксперимент по рядам
Слайд 8
- Перед вами рисунки. Ответьте на вопрос
-почему рисунок 1 и 2 ряда имеет одно название, а рисунки 3 ряда имеют каждый свою подпись?»
- нос - многозначное слово, в каждом его значении имеется сходство: находится впереди чего-либо
У предметов, называющихся экипажами, - никакого сходства в значении нет, у каждого слова своё лексическое значение (лёгкая повозка и команда корабля)
Слова экипаж-1 и экипаж-2 называются омонимами.
Работа с учебником и со словарём Работа по группам Слайд 9 найдите в толковом словаре слова, дайте определение. Составить предложения.
1 группа – Свет, клуб, 2 группа – дробь, ласка, 3 группа – мир, язык
- Как определить в словаре, что это омонимы?
-Лексическое значение омонимов раскрываются в разных словарных статьях, так как имеют разные лексические значения.
-Как даётся толкование многозначных слов?
-Толкование многозначных слов даётся в одной словарной статье под цифрами.
- Итак, в чём же сходства и отличия омонимов и многозначных слов Слайд 10
Задание 4.
- Выполним упражнение 354 (устно).
Выступление уч-ся
- А откуда берутся омонимы?
1) Заимствование. Например, в русском языке существовало слово «скат» -пологий спуск, а в скандинавских слово «skat(a)» - крупная рыба с плоским телом и острым хвостом. 2) Омонимы появляются из многозначных слов - одно из лексических значений многозначного слова переходит в самостоятельное слово. Значения многозначного слова связаны между собой, но среди них выделяется одно исходное, или первичное, значение, из которого «выросли» остальные. Представим себе в виде дерева значения слова чай: они связаны между собой, как бы растут друг из друга. 3) Словообразовательный (в результате словообразования). Например, суффикс -ник в русском языке обозначает предмет и называет человека по профессии. Проводник - «вещество, хорошо проводящее электрический ток, звук, теплоту». Проводник - «железнодорожный служащий, сопровождающий вагон». Посол - «должность дипломата», посол - «соление чего-либо» (образовано от глагола солить).
В нашем багаже заметно прибыло, а нам идти ещё далеко, давайте отдохнём.
Физминутка.
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь – богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
II. Классификация омонимов. Перед вами самая высокая гора царства омонимов. Поднявшись на неё, вы сможете узнать обо всех секретах этого государства.
Задание 5 (работа в парах). - Перед вами листы с упражнением (раздаточный материал). Найдите слова – омонимы. 1.Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот. 2. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь. 3. Подплываем к бе́регу — Я берегу́ эту книгу. - Какие особенности омонимов вы можете назвать?
Омонимы и многозначные слова одинаково____________________________
У омонимов лексическое значение _________________________________________
3. Журавль (птица) и журавль (колодец) – это____________________________________________
В толковом словаре одна словарная статья для_______________ и разные словарные статьи для ____
Сторожил (охранял) и старожил (старый человек) – это_______________________________________
- Итак, у вас остался не заполненным только паспорт омонимов. Вам нужно поставить какой – либо знак (плюс или минус) в колонку напротив определения. Проверка В результате получился паспорт омонимов. Слайд 18
- Ну что, ребята, вот мы и на вершине самой высокой горы царства омонимов.
- Омонимы нередко используются в художественной литературе как средство, усиливающее выразительность речи. Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели-юмористы. Эта игра слов называется необычным словом Каламбур. Именно в этом задании перед нами «каламбуры». Шуточные вопросы Слайд 19 (колодезный журавль, корень, швейную, из строительного, насекомое), Слайд 20 (кисть руки, по гимнастическому, губа-часть лица, из железнодорожного)