Запишите число, классная работа. Прочитайте предложение, запишите его. Художник рисует осень красками. Мы ей очень рады! - Разберите его по членам предложения. (Учащиеся дают определение подлежащему и сказуемому) - С какой трудностью вы столкнулись? -Для чего нужны второстепенные члены предложения? (для дополнения главных членов предложения, для распространения предложений) - Какую учебную проблему будем решать на уроке? -Давайте порассуждаем. - От какого слова мы задаем вопросы? - Какой частью речи выражено сказуемое? - Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения. - Как могли бы подчеркнуть? - Как называются вопросы, которые мы задаем к существительным осень, красками, к местоимению нему? - От слова задаем вопрос к зависимому. (Рисую стрелочку, записываю наверху вопрос. (На доске)). - Какими частями речи выражены зависимые слова? -Что мы уже установили для этого второстепенного члена? -Что нам еще нужно установить? Определение темы урока - А есть ли какие-то предположения, как называется этот второстепенный член? - Итак, какая тема нашего урока? (Записываем тему на доске и в тетрадях). Определение целей урока -Какие цели поставим на урок? Давайте проанализируем образование слова дополнение. Полн(ый) – До-полн-И-ть – дополн- ЕНИ-е Работа в группах 1 группа формулирует определение дополнения. 2 группа составляет алгоритм нахождения дополнения. Те члены предложения, которые отвечают на вопросы косвенных падежей, зависят от глагола или другого существительного, называются дополнением. а) найду в предложении слово, обозначающее действие предмета, то есть глагол- сказуемое; б) поставлю от него вопросы косвенных падежей, то есть чего? чему? кем? о чём? и др.; в) определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают предмет; г) если есть, это дополнение. (каждому ученику раздается алгоритм рассуждения) - Кого считают мастерами письменной и устной речи? (писателей и поэтов) - Ребята, а есть среди вас те, кому нравится осень? Известно, что осень была любимым временем года многих людей творческих, а особенно ее любил А.С.Пушкин, у него есть такие строки: Унылая пора! очей очарованье! (на слайд) Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса… На фоне осеннего пейзажа портрет А.С Пушкина. Коротко вспоминаем этого поэта, о чем он писал. - Как описывает А.С. Пушкин осень? Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась… Найдите дополнения. - На какие вопросы они отвечают? (графическое оформление вопросов) - Как называются эти второстепенные члены? (графическое оформление дополнений как членов предложений) - Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, с которым связано действие или признак. Дополнения обычно выражаются именем существительным или местоимением в косвенном падеже. |