Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе "Дополнение"»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Дополнение".
Учитель: Нартова Елена Александровна
1.Предмет: русский язык
2.Класс: 5
3. Автор УМК: УМК для 5 класса образовательных учреждений авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.
4. Тема урока: "Второстепенные члены предложения. Дополнение".
5. Тип урока: Урок открытия нового знания.
6. Цель урока: познакомить с дополнением как второстепенным членом и способами его выражения, графическим обозначением, употреблением в творчестве русских поэтов.
7. Задачи урока:
Формировать умение находить дополнения в предложениях и верно графически обозначать их.
Развивать навыки использования дополнений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
8. УУД:
личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;
коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других
9. Планируемые результаты:
учащиеся должны знать
определение понятия «дополнение», способ выражения дополнения, графическое обозначение дополнения как члена предложения;
должны уметь
находить дополнения в предложениях; верно обозначать дополнение как член предложения, распространять предложения дополнениями.
Этап мотивации
На уроке постараемся быть внимательными, активными, трудолюбивыми
«Не говори – не умею, а говори – научусь!»- Только изучая русский язык с желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Личностные (Л): формирование положительного настроя
Коммуникативные (К): умение работать в классном коллективе
Регулятивные (Р): самостоятельная организация своего рабочего места
2.Актуализация знаний:
1) Каллиграфическая минутка
2) Один ученик записывает на доске все падежи с вопросами
3) Предложение записано на доске.
Задание: вставить пропущенные буквы, найти грамматическую основу, охарактеризовать предложение (Один работает у доски самостоятельно, используя алгоритм рассуждения)
Маленький мальчик пишет брату письмо карандашом.
4)Остальные ребята выписывают все словосочетания, выполняют разбор
(Р):самоконтроль: учатся находить верный ответна поставленную задачу;(К):Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; Познавательные (П): поиск необходимой информации
3. Постановка учебной задачи
-В предложении мы подчеркнули грамматическую основу, но другие члены остались неподчеркнутыми. Как называются такие члены предложения?
-О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
-Помните ли из начальной школы, на какие группы делятся все второстепенные члены предложения?
- Какой частью речи выражено сказуемое?
-Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения от сказуемого
- Как называются такие вопросы? (Для чего вспоминали падежи?)
От слова задаем вопрос к зависимому. (Рисую стрелочку, записываю наверху вопрос на доске).
- Какими частями речи выражены зависимые слова?
-Что они обозначают? (предмет)
Задача этих второстепенных членов предложения – дополнить сказуемое
Давайте проанализируем образование слова дополнение.
Полн(ый) – До-полн-И-ть – дополн- ЕНИ-е
-Какой второстепенный член предложения нас сегодня интересует?
4. Открытие учащимися нового знания
Работа по теме урока;
Ответы на вопросы учителя, работа с учебником (чтение учебного материала о дополнении)
Итак,
-На какие вопросы отвечает дополнение?
-Какие падежи называем косвенными?
Сверим ваши формулировки с учебным материалом (Учебник, стр. )
-Какая информация была в ответах наших не указана, но вы её нашли в учебнике?
Ответы уч-ся на вопросы.
Чтение материала в учебнике.
(Л): умение следовать в поведении моральным и этическим нормам.
(К): инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
(Р): оценивание полученного результата и адекватного* формулирования их в устной речи
5.Первичноезакрепление
(каждому ученику раздается алгоритм рассуждения)
Найди грамматическую основу.
Найди слово, от которого зависит ВЧП
Выясни, что оно обозначает?
Поставь вопрос к дополнению.
Какой частью речи дополнение выражено?
(Р): сравнение своего ответа с правильным; проговаривание вслух последовательности действий; формирование познавательной инициативы.
(К): умениевыражать свои мысли с достаточной полнотой; умение понимать и слушать речь других;
(П): построение логической цепи рассуждений.
6. Применение полученного знания
1.Запись четырёх предложений
Я играю с другом.
Ученик читает книгу.
Летом мы собирали грибы и ягоды.
В огороде все собирают урожай.
Товарищи вели беседу.
Разобрать предложения по ЧП, применяя алгоритм.
Выполнение теста со взаимопроверкой
1. Дополнение – это…
А. Второстепенный член предложения.
Б. Главный член предложения.
В. Часть речи.
2. Дополнение отвечает на вопросы…
А. КТО? ЧТО?
Б. Косвенных падежей.
В. КАКОЙ? ЧЕЙ?
3. Дополнение обозначает…
А. Предмет.
Б. Признак предмета.
В. Действие предмета.
Работа в парах. Самостоятельная работа. Вставить слова- дополнения, подчеркнуть дополнения.