kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Суффикс" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку, "Школа 2100", 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Суффикс" 3 класс»













УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА



ТЕМА: «Суффикс и его роль в слове»

3 класс




























Пояснительная записка

Урок разработан на основе учебно-методического комплекта «Школа 2100». В составе УМК программу «Русский язык» представляют авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.

Уровень образования школьников: УМК «Школа 2100», 3 класс.

Урок дан по теме «Суффикс и его роль в слове». Данный урок в разделе «Части слова. Суффикс» первый.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Структура урока:

        • Орг.момент

        • Здоровьесберегающая минутка

        • Минутка чистописания

        • Словарная работа, выведение темы урока учащимися

        • Актуализация знаний

        • Физкультминутка на снятие мышечной усталости

        • Постановка проблемы

        • Решение проблемы. Исследование роли суффикса в слове

        • Релаксационная минутка

        • Обобщение изученного

        • Дифференцированная самостоятельная работа с фронтальной проверкой

        • Разноуровневая самостоятельная работа

        • Подведение итогов урока в проблемном диалоге

        • Рефлексия

На данном уроке развивались ОУУН учащихся:

1. На конкретном учебном материале раскрывается применение следующих логических операций:

    • сравнение

    • анализ

    • выделение главного

    • классификация

    • систематизация

    • обобщение

2. Формируется навык:

    • планирования предстоящих действий

    • самостоятельной работы

    • обобщенного способа организации деятельности учащихся

На данном уроке использовались репродуктивные, развивающие, проблемно поисковые, словесно-индуктивные, наглядно-индуктивные, исследовательские, практические методы. Их применение целесообразно и эффективно с учетом частичной дифференциации по уровню познавательных интересов.

При подготовке и проведении урока использовались следующие педагогические технологии: ИКТ, игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проблемное обучение.



Тема урока: «Суффикс и его роль в слове»

Цели:

  1. образовательные:

  • закрепить знания о корне, приставке, суффиксе, окончании;

  • углублять представления о значениях суффикса в слове;

  • развивать фонематический слух;

  • формировать навыки грамотного письма;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • формировать умение работать с текстом.

  1. воспитательные:

  • воспитывать любовь к животным;

  • содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

  • содействовать профилактике утомляемости учащихся;

  • прививать интерес к русскому языку.

  1. развивающие:

  • развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, логику, внимание, память;

  • развивать и обогащать речь учащихся;

  • развивать логическое мышление;

  • способствовать развитию эмоциональной сферы;

  • развивать коммуникативные умения.

Задачи:

  • актуализировать знания о составе слова и роли морфем;

  • организовать деятельность по определению роли суффикса в слове;

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

  • ценностное отношение к процессу определения роли суффикса;

  • осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного;

  • осознание практической важности суффикса для образования новых слов;

  • ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

  • осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

  • умение принимать и сохранять цель урока;

  • умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

  • умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

  • умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

  • умение разбирать слово по составу;

  • умение видеть роль суффикса;

  • умение применять знания в жизненных ситуациях;



Оборудование: мультимедийная установка, карточки для работы в группе, карточки-помощники, разноуровневые карточки для самостоятельной работы, костюм для ребёнка, исполняющего роль Суффикса.


1.Самоопределение к учебной деятельности.

СЛАЙД1

Сейчас у нас урок русского языка и этот урок проведу у вас я- меня зовут Эльмира Зуфаровна.

Слайд 2

Прежде чем начать урок, я бы хотела узнать ваше настроение? Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению.


Слайд 3 Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока .

«Если не лениться- можно многого добиться!»

- Как вы понимаете?

- Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи!

- Мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

Слайд 4

А с нами будет весёлый смайлик.

- Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага

учебной деятельности:

Слайд 5

I шаг II шаг


2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.


Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.

- Повторять будем всё подряд?

- Нет, только то, что нам необходимо.

3. Здоровьесберегающая минутка

- Вспомним правила посадки.

Дети хором читают стихотворение:

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

- Запишем сегодняшнюю дату. Обратите внимание на орфограммы.

4.Минутка чистописания.

С чего мы начинаем урок русского языка? (С минутки чистописания)

СЛАЙД 8 лЛл МмМ ЛЛлл мМмМ

- Зимний декабрьский ветер надул в вашем селе большие сугробы и, чтобы двигаться вперёд, мы должны эти сугробы преодолеть.

Напишите эти буквы, напоминающие зимний узор.

- Если вам понравилось- нарисуйте маленькое солнышко на полях.

5. Словарная работа

Загадки:

а) Шестой день недели (Суббота)

б) Я длинный и зеленый,

Вкусен я соленый,

Вкусен и сырой.

Кто же я такой? (Огурец)

в) Первый месяц осени (сентябрь)

г) То я в клетку, то в линейку

Написать по мне сумей-ка! (тетрадь)

д) Дорога или дорожка (обычно в саду, в парке), по обеим сторонам обсаженная рядами деревьев или кустарников (аллея)

Ребус

в) Следующее слово зашифровано в ребусе (СЛАЙД 9, слово «ветер»)

6. Выведение темы урока.

- А теперь по первым буквам написанных слов выведите тему сегодняшнего урока (состав)

- О чём будем говорить сегодня на уроке? (о составе слова)

7. Актуализация знаний.

7. 1. Различение понятий «часть речи» и «часть слова».

СЛАЙД 10

- Посмотрите на первое задание

- На какие группы можно разделить эти слова?

Даны понятия: существительное, корень, прилагательное, основа, окончание, глагол, приставка, суффикс, местоимение. Дети делят их на части речи и части слова.

- Проверим наше предположение

СЛАЙД 11

7.2. Актуализация знаний о ранее выученных частях слова.

-У каждого из вас на парте таблица. Заполните первую колонку в таблице. Напишите всё, что вам уже известно о приставке?

СЛАЙД 12



  1. Корень - это ………….

  2. Приставка- это

…..

  1. Окончание – это ……..

  2. Суффикс – это……



СЛАЙД 13 проверка по слайду


СЛАЙД 14 ЛЕСЕНКА УСПЕХА

Возьмите лесенку успеха и отметьте, на какой ступеньке вы себя

видите, на сколько вы хорошо знаете все части слова. (ЛЕСЕНКА УСПЕХА)

СЛАЙД 15

Учитель. Эпиграф сегодняшнего урока такой: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково»

- Скажите, а для чего мы изучаем части слова? (части слова надо знать, чтобы грамотно писать)

- Какие из частей слова образуют новые слова? (суффикс и приставка)

- А какая часть слова меняет форму слова? (окончание)

- С какими частями слова вы познакомились основательно? (с корнем, приставкой, окончанием)

- А о какой ещё мало знаем? (о суффиксе)

- Я вижу, что ребята вашего класса много знают о составе слова. Есть среди вас и особо интересующиеся русским языком. Сегодня мы послушаем мини-сочинения по теме «Состав слова».

(Детям за два дня до урока давалась творческая домашняя работа – написать сочинение о любой части слова, «оживив» её. Самые интересные работы зачитываются.

Определение задачи урока.

СЛАЙД 16

- Наша задача сегодня – исследовать суффикс, выявить его роль в русском языке и попробовать «оживить» его .

Напишем цель нашего урока на вторую колоночку в таблице.

СЛАЙД 17



  1. Корень - это ………….

  2. Приставка- это

…..

  1. Окончание – это ……..

  2. Суффикс – это……

Выявить роль суффикса в русском языке и попробовать «оживить» его



СЛАЙД 18 ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Физкультминутка на снятие мышечной усталости. Дети выполняют танцевальные движения под музыку

8. Работа по теме урока. Роль суффикса в слове.

8.1 Фронтальная работа с текстом

СЛАЙД 19

- Соберите из рассыпавшихся слов предложения :

под, скрипит, ногами, снежок, пушистый

холодок, зимний, румянит, щёки, детям

кружатся, воздухе, снежинки, в, пушистые

прилетели, из, снегири, дальних, краёв

Самопроверка

СЛАЙД 20

- Это текст? Как его можно озаглавить?

- Найдите однокоренные слова. Выпишите их. Выделим корень. Какое явление происходит в корне? (чередование).

- От какого слова произошли все эти слова? С помощью чего? (суффикса).

- А почему снегирь так назван? (В переводе с латыни имя звучит как «огненный». Такое название присвоили птичкам за ярко-красный оттенок.)

Воспитательный момент

СЛАЙД 21

- Прочитаем стихотворение о снегире

- Какова его главная мысль? (помогать зимой птицам)

-Что страшнее для птиц зимой: голод или холод? (Голод)

- Как мы им можем помочь?

- А хотите услышать, как поет снегирь? ( звук воспроизводится по щелчку)

Релаксационная минутка

СЛАЙД 22

- А теперь я предлагаю немного отдохнуть и послушать музыку Чайковского из цикла «Времена года»

Первичный вывод

СЛАЙД 23

- Итак, нам нужно сделать первый вывод по теме урока. Вернёмся к словам снежок, снежинки, снегири

- Что происходит со словом, если меняется суффикс?

Снежок, снежинки, снегири - меняется лексическое значение слова

СЛАЙДЫ 24

На слайде 24 оставляем только первый вывод по теме урока.

8.2. Дальнейшее исследование роли суффикса. Работа в группах

Задание для первой группы.

С помощью суффиксов образуйте названия профессий.

Учить + тель =

Перевод + чик =

Бетон + щик =


Задание для второй группы.

С помощью суффиксов образуйте ласковые слова.

Люд + очк =

Ваня + ечк =

Дед + ушк =


Задание для третьей группы.

С помощью суффиксов образуйте детёнышей животных.

Тигр + ёнок =

Волк + онок =

Слон + ёнок =


Задание для четвертой группы.

С помощью суффиксов образуйте новые слова.

Тигр + иц =

Слон + их =

Медведь + иц =

После выполнения задания в группах дети делают выводы о роли суффикса

8.3 Работа в парах

- Откройте учебник на странице 156. Сделайте в парах упражнение 196.

- Какой ещё вывод можем сделать?

Встретились однокоренные слова котик-котище. Суффикс изменил размер предмета

- Дополним схему на презентации:

8.4 Обобщение

- Соберем воедино наши выводы. Расскажите о роли суффикса

8.5 Образное представление морфемы

СЛАЙД 25

- Вернемся к нашей образной схеме. Если бы суффикс был живой, кем он мог бы быть? (Дети высказывают разные предположения, но большинство сошлось во мнении, что суффикс – это волшебник или фокусник, который может творить чудеса)

Запишем ключевые слова в 3 столбик нашей таблицы

СЛАЙД 26




1Корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов

2.Приставка- это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов

3.Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении

4.Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов

Выявить его роль в русском языке и попробовать «оживить» его

  1. меняет лексическое значение

  2. образует слова-названия профессий

  3. помогает назвать ласково

  4. меняет возраст

  5. меняет пол



8.6 Самостоятельная работа с самопроверкой по вариантам

СЛАЙД 27

Каждому варианту предлагается по три слова. Слабым детям даются карточки-помощники (Приложение 1)

После самопроверки разбирается каждое слово и выясняется, какую роль сыграл суффикс.

9. Самостоятельная работа по карточкам (Разноуровневые карточки представлены в Приложении 2)

- Ребята, я вам предлагаю два варианта карточек. Карточки со звездочкой попроще. С их помощью вы сможете получить «четыре». Карточки с солнышком посложнее. Выполнив верно задание, вы получите «пять». Выберите для себя ту, что вам подходит. Так как это первый урок по изучению роли суффикса в слове, отметки в журнал будут выставлены по желанию.

10. Подведение итогов урока.

СЛАЙД 33

- Расскажите, что вы узнали о суффиксе ?

- А теперь предлагаю поразмышлять над следующей проблемой. Представьте себе, что вдруг пропали суффиксы. Что бы случилось? (Предположения детей)

- К нам на урок пришел Суффикс.

(Заранее подготовленный ученик выступает в роли Суффикса).

-Давайте сравним свои размышления с его мыслями.

Суффикс:

Я, Суффикс, - настоящий волшебник!

Ведь мне по силам из простого дома сделать домик и даже домище. Огромного льва я легко превращаю в львёнка и львицу. Злое обращение к человеку с удовольствием меняю на доброе. Сравните: Генка – Геночка, Любка – Любушка. Могу неживой предмет превратить в живой: гора - горец.

Трудно пришлось бы людям, если бы я, суффикс, исчез! Все предметы стали бы одного размера, у животных пропали бы их детёныши, нельзя было бы ласково обратиться к собеседнику, трудно было бы оживить предметы.

11. Оценка работы учащихся

СЛАЙД 34

Морфологическая шарада.

Корень мой находится в ЦЕНЕ.

В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.

Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречаем,

Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

12. Домашнее задание. СЛАЙД 35

На выбор: упражнение 197 или мини-сочинение на тему «Суффикс»

13. Рефлексия СЛАЙД 36

- Оцените свою работу на уроке на лесенке успеха.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Игра «Найди свой кармашек».

(Ученики по одному выходят к доске, берут карточку с записанным на ней словом, но с пропущенным суффиксом, читают, называют суффикс, помещают в нужный кармашек.)




















Приложение 2



Замени словосочетание, одним словом. Выдели суффиксы.
Маленькая гора - _____________________________________________________

Детеныш льва – ______________________________________________________

Самка льва - _________________________________________________________





Подбери однокоренное слово, походящее к схеме:


Море –___________________________________________________


Берёзка-___________________________________________________


Двор-_____________________________________________________









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка "Суффикс" 3 класс

Автор: Цеподой Елена Петровна

Дата: 20.08.2018

Номер свидетельства: 476079

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка  3 класс  по теме «Правописание парных согласных»"
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokarusskoghoiazyka3klasspotiemiepravopisaniieparnykhsoghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "266856"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450263539"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "конспект урока русского языка в 6 классе Суффиксы -к- и -ск-"
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-suffiksy-k-i-sk"
    ["file_id"] => string(6) "259247"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448701781"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока русского языка. 4 класс"
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekturokarusskoghoiazyka4klass"
    ["file_id"] => string(6) "293330"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455458911"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Конспект урока русского языка 10 класс по теме "Трудные случаи написания н и нн в суффиксах разных  частей речи, презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(147) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-10-klass-po-tiemie-trudnyie-sluchai-napisaniia-n-i-nn-v-suffiksakh-raznykh-chastiei-riechi-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "216998"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433194731"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства