Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Суффикс" 3 класс»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
ТЕМА: «Суффикс и его роль в слове»
3 класс
Пояснительная записка
Урок разработан на основе учебно-методического комплекта «Школа 2100». В составе УМК программу «Русский язык» представляют авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.
Уровень образования школьников: УМК «Школа 2100», 3 класс.
Урок дан по теме «Суффикс и его роль в слове». Данный урок в разделе «Части слова. Суффикс» первый.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Структура урока:
Орг.момент
Здоровьесберегающая минутка
Минутка чистописания
Словарная работа, выведение темы урока учащимися
Актуализация знаний
Физкультминутка на снятие мышечной усталости
Постановка проблемы
Решение проблемы. Исследование роли суффикса в слове
Релаксационная минутка
Обобщение изученного
Дифференцированная самостоятельная работа с фронтальной проверкой
Разноуровневая самостоятельная работа
Подведение итогов урока в проблемном диалоге
Рефлексия
На данном уроке развивались ОУУН учащихся:
1. На конкретном учебном материале раскрывается применение следующих логических операций:
сравнение
анализ
выделение главного
классификация
систематизация
обобщение
2. Формируется навык:
планирования предстоящих действий
самостоятельной работы
обобщенного способа организации деятельности учащихся
На данном уроке использовались репродуктивные, развивающие, проблемно поисковые, словесно-индуктивные, наглядно-индуктивные, исследовательские, практические методы. Их применение целесообразно и эффективно с учетом частичной дифференциации по уровню познавательных интересов.
При подготовке и проведении урока использовались следующие педагогические технологии: ИКТ, игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проблемное обучение.
Тема урока: «Суффикс и его роль в слове»
Цели:
образовательные:
закрепить знания о корне, приставке, суффиксе, окончании;
углублять представления о значениях суффикса в слове;
развивать фонематический слух;
формировать навыки грамотного письма;
обогащать словарный запас учащихся;
формировать умение работать с текстом.
воспитательные:
воспитывать любовь к животным;
содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
актуализировать знания о составе слова и роли морфем;
организовать деятельность по определению роли суффикса в слове;
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
ценностное отношение к процессу определения роли суффикса;
осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного;
осознание практической важности суффикса для образования новых слов;
ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
умение принимать и сохранять цель урока;
умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
умение разбирать слово по составу;
умение видеть роль суффикса;
умение применять знания в жизненных ситуациях;
Оборудование: мультимедийная установка, карточки для работы в группе, карточки-помощники, разноуровневые карточки для самостоятельной работы, костюм для ребёнка, исполняющего роль Суффикса.
1.Самоопределение к учебной деятельности.
СЛАЙД1
Сейчас у нас урок русского языка и этот урок проведу у вас я- меня зовут Эльмира Зуфаровна.
Слайд 2
Прежде чем начать урок, я бы хотела узнать ваше настроение? Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению.
Слайд 3 Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока .
«Если не лениться- можно многого добиться!»
- Как вы понимаете?
- Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи!
- Мы с вами будем находиться в учебной деятельности.
Слайд 4
А с нами будет весёлый смайлик.
- Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага
учебной деятельности:
Слайд 5
I шаг II шаг
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.
- Повторять будем всё подряд?
- Нет, только то, что нам необходимо.
3. Здоровьесберегающая минутка
- Вспомним правила посадки.
Дети хором читают стихотворение:
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
- Запишем сегодняшнюю дату. Обратите внимание на орфограммы.
4.Минутка чистописания.
С чего мы начинаем урок русского языка? (С минутки чистописания)
СЛАЙД 8 лЛл МмМ ЛЛлл мМмМ
- Зимний декабрьский ветер надул в вашем селе большие сугробы и, чтобы двигаться вперёд, мы должны эти сугробы преодолеть.
Напишите эти буквы, напоминающие зимний узор.
- Если вам понравилось- нарисуйте маленькое солнышко на полях.
5. Словарная работа
Загадки:
а) Шестой день недели (Суббота)
б) Я длинный и зеленый,
Вкусен я соленый,
Вкусен и сырой.
Кто же я такой? (Огурец)
в) Первый месяц осени (сентябрь)
г) То я в клетку, то в линейку
Написать по мне сумей-ка! (тетрадь)
д) Дорога или дорожка (обычно в саду, в парке), по обеим сторонам обсаженная рядами деревьев или кустарников (аллея)
Ребус
в) Следующее слово зашифровано в ребусе (СЛАЙД 9, слово «ветер»)
6. Выведение темы урока.
- А теперь по первым буквам написанных слов выведите тему сегодняшнего урока (состав)
- О чём будем говорить сегодня на уроке? (о составе слова)
7. Актуализация знаний.
7. 1. Различение понятий «часть речи» и «часть слова».
СЛАЙД 10
- Посмотрите на первое задание
- На какие группы можно разделить эти слова?
Даны понятия: существительное, корень, прилагательное, основа, окончание, глагол, приставка, суффикс, местоимение. Дети делят их на части речи и части слова.
- Проверим наше предположение
СЛАЙД 11
7.2. Актуализация знаний о ранее выученных частях слова.
-У каждого из вас на парте таблица. Заполните первую колонку в таблице. Напишите всё, что вам уже известно о приставке?
СЛАЙД 12
Корень - это ………….
Приставка- это
…..
Окончание – это ……..
Суффикс – это……
СЛАЙД 13 проверка по слайду
СЛАЙД 14 ЛЕСЕНКА УСПЕХА
Возьмите лесенку успеха и отметьте, на какой ступеньке вы себя
видите, на сколько вы хорошо знаете все части слова. (ЛЕСЕНКА УСПЕХА)
СЛАЙД 15
Учитель. Эпиграф сегодняшнего урока такой: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково»
- Скажите, а для чего мы изучаем части слова? (части слова надо знать, чтобы грамотно писать)
- Какие из частей слова образуют новые слова? (суффикс и приставка)
- А какая часть слова меняет форму слова? (окончание)
- С какими частями слова вы познакомились основательно? (с корнем, приставкой, окончанием)
- А о какой ещё мало знаем? (о суффиксе)
- Я вижу, что ребята вашего класса много знают о составе слова. Есть среди вас и особо интересующиеся русским языком. Сегодня мы послушаем мини-сочинения по теме «Состав слова».
(Детям за два дня до урока давалась творческая домашняя работа – написать сочинение о любой части слова, «оживив» её. Самые интересные работы зачитываются.
Определение задачи урока.
СЛАЙД 16
- Наша задача сегодня – исследовать суффикс, выявить его роль в русском языке и попробовать «оживить» его .
Напишем цель нашего урока на вторую колоночку в таблице.
СЛАЙД 17
Корень - это ………….
Приставка- это
…..
Окончание – это ……..
Суффикс – это……
Выявить роль суффикса в русском языке и попробовать «оживить» его
СЛАЙД 18 ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Физкультминутка на снятие мышечной усталости. Дети выполняют танцевальные движения под музыку
8. Работа по теме урока. Роль суффикса в слове.
8.1 Фронтальная работа с текстом
СЛАЙД 19
- Соберите из рассыпавшихся слов предложения :
под, скрипит, ногами, снежок, пушистый
холодок, зимний, румянит, щёки, детям
кружатся, воздухе, снежинки, в, пушистые
прилетели, из, снегири, дальних, краёв
Самопроверка
СЛАЙД 20
- Это текст? Как его можно озаглавить?
- Найдите однокоренные слова. Выпишите их. Выделим корень. Какое явление происходит в корне? (чередование).
- От какого слова произошли все эти слова? С помощью чего? (суффикса).
- А почему снегирь так назван? (В переводе с латыни имя звучит как «огненный». Такое название присвоили птичкам за ярко-красный оттенок.)
Воспитательный момент
СЛАЙД 21
- Прочитаем стихотворение о снегире
- Какова его главная мысль? (помогать зимой птицам)
-Что страшнее для птиц зимой: голод или холод? (Голод)
- Как мы им можем помочь?
- А хотите услышать, как поет снегирь? ( звук воспроизводится по щелчку)
Релаксационная минутка
СЛАЙД 22
- А теперь я предлагаю немного отдохнуть и послушать музыку Чайковского из цикла «Времена года»
Первичный вывод
СЛАЙД 23
- Итак, нам нужно сделать первый вывод по теме урока. Вернёмся к словам снежок, снежинки, снегири
- Что происходит со словом, если меняется суффикс?
Снежок, снежинки, снегири - меняется лексическое значение слова
СЛАЙДЫ 24
На слайде 24 оставляем только первый вывод по теме урока.
8.2. Дальнейшее исследование роли суффикса. Работа в группах
Задание для первой группы.
С помощью суффиксов образуйте названия профессий.
Учить + тель =
Перевод + чик =
Бетон + щик =
Задание для второй группы.
С помощью суффиксов образуйте ласковые слова.
Люд + очк =
Ваня + ечк =
Дед + ушк =
Задание для третьей группы.
С помощью суффиксов образуйте детёнышей животных.
Тигр + ёнок =
Волк + онок =
Слон + ёнок =
Задание для четвертой группы.
С помощью суффиксов образуйте новые слова.
Тигр + иц =
Слон + их =
Медведь + иц =
После выполнения задания в группах дети делают выводы о роли суффикса
8.3 Работа в парах
- Откройте учебник на странице 156. Сделайте в парах упражнение 196.
- Какой ещё вывод можем сделать?
Встретились однокоренные слова котик-котище. Суффикс изменил размер предмета
- Дополним схему на презентации:
8.4 Обобщение
- Соберем воедино наши выводы. Расскажите о роли суффикса
8.5 Образное представление морфемы
СЛАЙД 25
- Вернемся к нашей образной схеме. Если бы суффикс был живой, кем он мог бы быть? (Дети высказывают разные предположения, но большинство сошлось во мнении, что суффикс – это волшебник или фокусник, который может творить чудеса)
Запишем ключевые слова в 3 столбик нашей таблицы
СЛАЙД 26
1Корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов
2.Приставка- это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов
3.Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении
4.Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов
Выявить его роль в русском языке и попробовать «оживить» его
меняет лексическое значение
образует слова-названия профессий
помогает назвать ласково
меняет возраст
меняет пол
8.6 Самостоятельная работа с самопроверкойпо вариантам
СЛАЙД 27
Каждому варианту предлагается по три слова. Слабым детям даются карточки-помощники (Приложение 1)
После самопроверки разбирается каждое слово и выясняется, какую роль сыграл суффикс.
9. Самостоятельная работа по карточкам (Разноуровневые карточки представлены в Приложении 2)
- Ребята, я вам предлагаю два варианта карточек. Карточки со звездочкой попроще. С их помощью вы сможете получить «четыре». Карточки с солнышком посложнее. Выполнив верно задание, вы получите «пять». Выберите для себя ту, что вам подходит. Так как это первый урок по изучению роли суффикса в слове, отметки в журнал будут выставлены по желанию.
10. Подведение итогов урока.
СЛАЙД 33
- Расскажите, что вы узнали о суффиксе ?
- А теперь предлагаю поразмышлять над следующей проблемой. Представьте себе, что вдруг пропали суффиксы. Что бы случилось? (Предположения детей)
- К нам на урок пришел Суффикс.
(Заранее подготовленный ученик выступает в роли Суффикса).
-Давайте сравним свои размышления с его мыслями.
Суффикс:
Я, Суффикс, - настоящий волшебник!
Ведь мне по силам из простого дома сделать домик и даже домище. Огромного льва я легко превращаю в львёнка и львицу. Злое обращение к человеку с удовольствием меняю на доброе. Сравните: Генка – Геночка, Любка – Любушка. Могу неживой предмет превратить в живой: гора - горец.
Трудно пришлось бы людям, если бы я, суффикс, исчез! Все предметы стали бы одного размера, у животных пропали бы их детёныши, нельзя было бы ласково обратиться к собеседнику, трудно было бы оживить предметы.
11. Оценка работы учащихся
СЛАЙД 34
Морфологическая шарада.
Корень мой находится в ЦЕНЕ.
В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречаем,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
12. Домашнее задание.СЛАЙД 35
На выбор: упражнение 197 или мини-сочинение на тему «Суффикс»
13. РефлексияСЛАЙД 36
- Оцените свою работу на уроке на лесенке успеха.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Игра «Найди свой кармашек».
(Ученики по одному выходят к доске, берут карточку с записанным на ней словом, но с пропущенным суффиксом, читают, называют суффикс, помещают в нужный кармашек.)
Приложение 2
Замени словосочетание, одним словом. Выдели суффиксы. Маленькая гора - _____________________________________________________
object(ArrayObject)#894 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(239) "Конспект урока русского языка 10 класс по теме "Трудные случаи написания н и нн в суффиксах разных частей речи, презентация к уроку "
["seo_title"] => string(147) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-10-klass-po-tiemie-trudnyie-sluchai-napisaniia-n-i-nn-v-suffiksakh-raznykh-chastiei-riechi-priezientatsiia-k-uroku"
["file_id"] => string(6) "216998"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1433194731"
}
}