kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Звездное небо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе. Раздел "Астрономия: звезды и созвездия" по теме "Звездное небо"

Выбор целей обучения основан на рекомендациях программы обновленного содержания образования и адаптирован к  теме данного урока. Это позволило запланировать работу по развитию четырех видов речевой деятельности учащихся( слушания, говорения, чтения и письма), интегрировать оценивание достижений учащихся в план и реализовать на протяжении всего урока формативное  оценивание, реализовать на практике принципы дифференциации. Принцип спиральности программы  и наличие сквозных тем способствовали организации деятельности учащихся с опорой на их опыт и усвоенные ранее знания. Использование активных форм организации познавательной деятельности учащихся способствовало развитию критического мышления учащихся. Использование критериев успешности, отраженных в плане, создало ситуацию успеха на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Звездное небо"»

Краткосрочный план урока


Раздел: «Астрономия: звезды и созвездия»

Школа: КГУ «Средняя школа №3 им Д Кунаева» города Риддера Восточно-Казахстанской области

Дата:

Ф.И.О. учителя: Моталёва Татьяна Петровна

КЛАСС: 5

Количество

присутствующих: 24

Количество

отсутствующих: 0

Тема урока : «Звездное небо»

Цели обучения, которые

необходимо достичь на

данном уроке

Ч2 : определять основную мысль текста на основе содержания и композиции;

Ч3: понимать применение прямого и переносного значения слов, многозначных слов, олицетворений ,использованных автором

Ч4: различать типы и стили текстов

СГ2: определять тему и основную мысль ,опираясь на вопросы

СГ7: строить высказывания определенного типа последовательно с четкой структурой;

П4: создавать тексты –повествования и описания с учетом целевой аудитории

СРН2: использовать слова с прямым и переносным значением, многозначные слова

Цели урока

Все учащиеся смогут:

усвоить специальную лексику по теме , отвечать на вопросы по просмотренному видео, знать понятия «синоним», «многозначное слово», «переносное значение»; уметь писать творческую работу, представляя себя на месте звезды с учетом целевой аудитории, строить высказывания определенного типа последовательно с четкой структурой;.

Большинство учащихся смогут:

уметь составлять рассуждение и повествование на заданную тему, аргументируя свое мнение, сопровождая примерами из дополнительных источников, определять в тексте средства художествнной выразтельности, задавать друг другу вопросы.

Некоторые учащиеся смогут:

использовать при написании своих письменных работ отрывки из изученных материалов в тезисной форме, составлять синквейн,

Языковая цель

Учащиеся могут: 1) строить высказывания определенного типа последовательно, с четкой структурой 2) писать творческую работу , представляя себя на месте звезды 3) использовать специальную лексик по теме «Звездное небо», знать правописание словарных слов, имен собственных, падежных окончаний существительных, -тся,-ться в глаголах

Ключевые слова и фразы:

тема, астрономия, космос , планета,галактика, шокирующее видео

Полезные фразы для диалога/письма:

Вопросы для обсуждения:

- какие ассоциации у вас вызывает СС «звездное небо»?

- какие планеты нам известны?

- как называется наша галактика?

-почему людям нужно беречь свою планету?

Можете ли вы сказать, почему..?

-Солнце греет, а звезды нет? –Чем отличается галактика от вселенной? Как называется наша галактика?

Предыдущее обучение

Учащиеся владеют специальной лексикой по теме. Усвоены лингвистические понятия тема, многозначные и однозначные слова, олицеворения, правописание падежных окончаний существительных иприлагательных, -тся,-ться в глаголах, правописание имен собственных, составление синквейна, написание писем в разных стилях.

План

Планируемое

время

Запланированная деятельность

Ресурсы


Начало урока

0-4 мин






1 мин



1 мин


3 мин






2 мин

1)деление на группы: проводится способом свободного выбора с опорой на стратегию «Пазл». Каждый ребенок выбирает кусочек картинки определенного цвета, объединяются по цвету и складывают картинку –звезда. Формируется группа. Здесь же сразу сообщается ученикам , что оценивание их работы будет проводится при помощи мленьких звездочек, которые находятся на их столах.

2) создание эмоционального настроя : просмотр видеоролика « виды звездного неба+очень красивая музыка»

У: Красиво, правда ребята? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

3) открытие темы урока самими учениками: «Звездное небо»

4) создание ассоциативного ряда по теме: задание по группам: записать за одну минуту как можно больше имен существительных, которые имеют отношение к СС «звездное небо».

У: У кого 5 слов? У кого 7? Все молодцы, каждый заслужил звездочку.ФО учителем.

Сратегия «Карусель»: передают выполненное задание по часовой стрелке, каждая группа дополняет( по полминутке)

5) Словарная работа: зачитывает слова одна из групп. Выбирая из перечисленного списка, записываем в словарики словарные слова: планета, галактика, орбита, звезда, если учащиеся не называют, то наводящими вопросами определяем название науки, изучающей звезды, и записываем слово «астрономия».

У: Как называют людей, котрые изучают звездное небо?

При помощи чего они изучают?

У: Ученые- астрономы изучают звездное небо при помощи мощных микроскопов, которые приближают к нам звезды. Благодаря им люди владеют знаниями о космосе. Итак, что мы знаем о космосе. Внимание на экран.

На столах стикеры-звездочки небольшого размера




https://www.youtube.com/watch?v=OTCb5NOE2m8








Лист бумаги, фломастеры

















видеоролик «Планета Земля. Шокирующая правда о вселенной»








Учебник «Русский язык для 5 класса», издательство «Мектеп»












Карточки с мини -текстами и картинками



Критерии оценивания
























Схема солнечной системы на ватмане

( лестница успеха)

Середина урока

4мин


5 мин










7 мин










10 мин









1) просмотр видеоролика «Планета Земля. Шокирующая правда о вселенной»

Задание: внимательно смотреть, чтобы потом смогли ответить на вопросы по содержанию видео.

2) организация беседы по просмотренному материалу по стратегии «Кофейная палочка».

3) Беседа. У: Назовите лексическое значение слова «шокирующее»? Почему это видео «шокирующее»? Что поразило вас больше всего?

Примерные ответы должны свестись к тезису: Земля огромная по сравнению с человеком, но она совсем маленькая в рамках вселенной, она прекрасна, на ней есть жизнь и ее надо беречь.

4) Работа с учебником, выполняют упр 482. Задание: записать предложение, вствить пропущенные орфограммы. Самопроверка по образцу учителя. Беседа в парах: объясняют правописание -ться,-тся, находят в тексте упражнения олицетворенния, обозначающие «действия» звезд. Взаимооценивание в парах.

5) У: звездное небо привлекало внимание не только ученых, но и художников, поэтов и писателей, и просто людей, которые в большинстве своем очень любят смотреть на звездное небо и сравнивать со звездами какие-то другие предметы.

Задание: каждой группе открыть конверт на столе, прочитать мини-текст, ответить на вопросы и на основной вопрос «По какому признаку люди называют предметы «звездой»?. Итогом работы должен быть связный ответ- рассуждение, записанный на листе.(4-5 предложений). Здесь же в конверте даны критерии, по которым вас будут оценивать другие группы. (см приложение 2). Спикер каждой группы представляет свой ответ, остальные группы оценивают ответ и дарят свою звезду. ФО группой

6) У: Звездное небо всегда привлекает взоры людей и мы смотрим вверх. А каково им, звездам, смотреть на нас? Что они видят вокруг,внизу? Им наверняка хочется пообщаться. Представьте, что вы звезда, напишите письмо о том, что вы видите оттуда, сверху? Каждая группа выполняет задание письменно, обращаясь 1)к Земле , 2)к другой Звезде, 3)к Солнцу, 4)к людям Земли. В процессе работы учитель оказывает затрудняющимся учащимся поддержку в виде карточки с вопросами. Готовое письмо группа читает, ФО другими группами , дарят звездочки.

5 мин


У: Посчитайте ваши звездочки. У кого сколько ? Молодцы!

У: Со звездным небом у людей связано множество примет. Какие? Одна из них: когда падает звезда ,нужно загадываеть желание. Вы верите в эту примету? Тогда закрывайте глаза, и пока падает звезда, загадывайте желание, запишите его на обратной стороне любой из ваших зведочек. Оно обязательно исполнится, потому что недалеко от нашей Солнечной системы образовалась новая галактика из звезд учеников 5 «А» класса. Прикрепите вашу звездочку на доску. Но!! Чем больше у вас звездочек, полученных за урок, тем ближе вы к Солнцу. Желание обязательно сбудется.

Рекомендуемое домашнее задание: большинство учащихся выпоняют упр 485, некоторые составят синквейн со словами космос, Земля.

Дополнительная информация


Дифференциация – как вы

будете предоставлять

больше поддержки? Какие

задания вы будете давать


Оценивание – как вы

планируете отслеживать

прогресс/знания учащихся?


Междисциплинарные связи

здоровье и безопасность

поддержка ИКТ

Ценности

Дифференциация в процессе работы над эссе, при прослушивании видеоролика ( поддержка визуалов и аудиалов), дифференцированное домашнее задание


В процессе урока прослеживалось

ФО учителем в виде похвалы и вручения звездочки;

ФО оценивание группой,

Самопроверка и взаимопроверка в парах в процессе работы с упражненим учебника

Критериальное оценивание в процессе работы с

мини- текстом

.

Содержание видео и текстов иллюстрирует междисциплинарную связь с предметом «Познание мира».Создание комфортной психологической обстановки на уроке способствует coхранению эмоционального здоровья учеников. Беседы об уважении к труду астрономов, космонавтов, об ответственности каждого человека за состояние планеты способствуют формированию нравственных ценностей. Поддержка ИКТ осуществлялась просмоторм видео роликов.

Реализация идей программы обновленного образования в КСП. (Выводы по микропреподаванию)


Выбор целей обучения основан на рекомендациях программы обновленного содержания образования и адаптирован к теме данного урока. Это позволило запланировать работу по развитию четырех видов речевой деятельности учащихся( слушания, говорения, чтения и письма), интегрировать оценивание достижений учащихся в план и реализовать на протяжении всего урока формативное оценивание , реализовать на практике принципы дифференциации. Принцип спиральности программы и наличие сквозных тем способствовали организации деятельности учащихся с опорой на их опыт и усвоенные ранее знания. Использование активных форм организации познавательной деятельности учащихся способствовало развитию критического мышления учащихся. Использование критериев успешности, отраженных в плане, создало ситуацию успеха на уроке.



Приложение 1


Работа с текстом

Критерии оценивания :

Верно закончил предложение – 1 звезда

Правильно вставил пропущенные орфограммы – 1 звезда

Ответил на вопрос – 1 звезда

Задал «тонкий» вопрос -1 звезда

Задал «толстый» вопрос-1звезда

Итог- 5 звезд

Неверно закончил предложение - минус 1 одна звезда

Допустил ошибку, вставляя пропущенные буквы- минус 1звезда

Приложение 2

Работа по карточкам

Критерии оценивания

  1. Определили стиль текста, ответили предположительно из какого источника он взят – 1 звезда

  2. Определили по какому признаку предмет назван «звездой»- 1 звезда

  3. Ответ был правильный – 1звезда

  4. Ответ был связный, доказательный, уверенный.-1звезда



Карточка №1 Прочитайте текст



1) Деревья и Цветы очень любили Жабу. Они спорили как её называть. Тогда ученый скворец сказал: « Мы будем называть ее Звездочкой, потому что она напоминает звездочку. Посмотрите, какие у нее лучистые глаза!» ( по Б. Заходеру)



  1. Определите стиль текста, из какого источника он взят

  2. Объясните значение слова «лучистые»

  3. По какому признаку персонажи называют жабу Серой Звездочкой ?



Карточка №2 Прочитайте текст



Название цветка астра восходит к греческому слову aster, что значит «звезда». Слово aster есть в словах астрономия, астрология. ( «Словопедия»)



  1. Определите стиль текста, из какого источника он взят

  2. Похожа ли астра на звезду?

  3. По какому признаку этот цветок назван астрой ?



Карточка №3 Прочитайте текст



Пуансетия – цветок с красными, розовыми листьями –прицветниками. Она цветёт зимой, поэтому ее покупают на Рождество и на Новый год. Отсюда второе название пуансетии- Рождественская звезда.



  1. Определите стиль текста, из какого источника он взят?

  2. Похожа ли пуансетия на звезду? Что похоже?

  3. По какому признаку этот цветок назван Рождественской звездой ?

Карточка №4 Прочитайте текст

Морские звезды — это морские беспозвоночные, относящиеся к классу иглокожих. Они имеют оригинальную форму: они имеют от 5 до 40 конечностей (лучей). Морские звезды - очень подвижные животные, но они умеют только быстро ползать по дну, а вот плавать они не могут.





1)Определите стиль текста из какого источника он взят?

2)По какому признаку это морское животное названо звездой ?

3) Слово «звезда»- однозначное или многозначное ?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Звездное небо"

Автор: Моталёва Татьяна Петровна

Дата: 08.11.2018

Номер свидетельства: 484442

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по русскому языку на тему изменение имен прилагательных по родам. "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-izmienieniie-imien-prilaghatiel-nykh-po-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "141019"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418049966"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект и презентация к уроку русского языка в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-i-priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "120099"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413614873"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по познанию мира "Ближе к планетам" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-blizhie-k-planietam"
    ["file_id"] => string(6) "198448"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428407825"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи"."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-imia-sushchiestvitiel-noie-i-iegho-rol-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "303869"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457616403"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по русскому языку "Имя существительное"."
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-imia-sushchiestvitiel-noie-2"
    ["file_id"] => string(6) "303877"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457617057"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства