- уметь правильно произносить согласные звуки давать характеристику согласному звуку;
- уметь определять согласный звук в слове и вне слова, распознавать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки;
- иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в парах.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный беседа | 1 мин | - Доброе утро, ребята сейчас у нас урок русского языка, проверьте свою готовность к уроку. Готовы начать урок? | Готовят рабочее место - Настраиваются на работу -да | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа Практический: каллиграфическое упражнение Игровой: «угадай слово» | 1 мин 2 мин | Минутка чистописания. -Ребята, с чего обычно начинается урок русского языка? -Верно. А для чего нам нужна минутка чистописания? Что мы на ней делаем? - Кто скажет, какое сегодня число? - Верно. Сегодня у нас пятое октября. Классная работа. Откройте тетради и запишите число. Не забывайте, что в слове «классная» удвоенная буква –с. Кто записал, руку на локоток. -Давайте перед тем как начать нашу минутку чистописания, мы с вами вспомним правила правильной посадки. -Покажите-ка мне, как нужно правильно сидеть? Как нужно правильно класть тетрадь? И как правильно держать ручку? Молодцы. Сидим ровно, спинку держим прямо, не сутулимся. Угол тетради смотрит в живот. Ручку держим правильно. -Пишем под диктовку. Сегодня тёплый денёк. Сеня и Люся идут к реке. Там из земли бьют ключи. Хорошо летом! Словарная работа. -Ребята, что мы делаем после минутки чистописания? -Верно. Вставим буквы. картина | ворона | девочка | баран | шалаши | сапоги | капуста | яблоня | ребята | суббота | грач | город | ученица | воробей | собака | рябина | ученик | тетрадь | -Молодцы. Запишите эти слова к себе в тетрадь. Соблюдайте правильное соединение букв в словах. Подчеркните орфограммы. | -с минутки чистописания -вырабатываем красивый почерк - 24апреля - Повторяют правила правильной посадки - Пишут под диктовку -проводим словарную работу - это словарное слово, его написание надо запомнить - безударная непроверяемая гласная в корне слова (слов.слово) Подчеркивают орфограммы | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: смысловое чтение как осмысление цел чтения. П: смысловое чтение как осмысление цел чтения. П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. |
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа | 3 мин | - Спросил однажды звук капризно: «Как мне узнать про этот признак? Я мягкий? Твёрдый? Знать хочу! Когда ответ я получу?» Как определить твёрдость и мягкость согласных? –А графически как мы это обозначаем? -Ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? С какой буквой и каким звуком мы будем сегодня работать? - Ребята, подумайте, чему мы будем учиться на уроке? | - Слушают учителя - Мягкие согласные зелёной точкой и гласные, обозначающие эту мягкость, красной точкой, твердые согласные синей точкой -Тема урока «Звук Согласные звуки». 1) различать согласные звуки и буквы 2) Научиться определить, согласный звук, роль согласных звуков | П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели П: смысловое чтение как осмысление цел чтения. |
IV. «Открытие» нового знания Словесный – беседа, объяснение; Частично-поисковый –анализ языкового материала; Наглядный – демонстрация слайда; Работа с книгой – чтение и изучение; Практический – Комментированное письмо; морфологическое упражнение. Работа с книгой Практический: упражнение (лексич., устн.,коллект., тренир.,словесное, зрительное, продуктивное) | 15 мин | - Что вы можете сказать о согласных звуках? - А сейчас вспомним , что мы знаем о согласных? – Назовите согласные звуки. – Какие из них всегда твёрдые? – Какие являются всегда мягкими? – Назовите пары по глухости – звонкости – Какие согласные не имеют парных глухих (звонких)? - Отгадайте загадку: Живёт в норке. Грызёт корки. Короткие ножки. Боится кошки. - Рассмотрите картинку (На картинке мышь ест сыр.). Произнесите слова-названия изображённых предметов. - Произнесите только согласные звуки в том порядке, как они идут в словах. (Ребята поворачиваются друг к другу, смотрят на положении губ во время произнесения звуков.) - Свободно ли проходит воздух при произнесении данных звуков? Какие преграды встречает струя воздуха? - А из чего состоит каждый согласный звук? - Итак, согласные звуки состоят из шума или из шума и голоса. Это ещё один из главных признаков согласных звуков. - Придумайте предложение со словами «мышка», «сыр» по картинке. – Запишем предложение: Мышка любит сыр.Какие правила будете соблюдать? - Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки. - Разделите слова на слоги. Попробуйте прочитать слоги без гласных звуков. Что наблюдаем? - Согласный звук может образовать слог только вместе с гласным. Это третий главный признак согласных звуков. - Подведём итог нашей работы. Откроем учебник на с.74. Прочитайте заголовок. (Выстраивается вторая часть таблицы.) - Нашли мы ответ на данный вопрос? - Вы должны запомнить 3 признака согласных звуков. Как отличить согласный звук от гласного? | Гласные звуки | Согласные звуки | Гласный звук состоит только из голоса. | Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса. | При произнесении гласного звука воздух проходит свободно, без преград. | При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). | Гласный звук образует слог. | Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком. | -Молодцы, ребята. | - Слушают учителя - Отвечают на вопросы - согласные звуки образуются благодаря преграде, возникающей во рту во время прохождения воздушного потока. - Согласный ( при произн. струя воздуха встр. преграду), звонкий (закрывая уши мы слышим вибрацию) мягкий звук - мышка - При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). Это один из главных признаков согласных звуков, - Произносится каждый звук и делается вывод - Читают задание - Согласный звук может образовать слог только вместе с гласным. - Да -Подбираем слова-родственники -Подчеркивают букву - Работа с таблицей | П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Динамическая пауза Практический | 1 мин | - Раз, два – стоит ракета, Три, четыре – самолёт. Раз, два – хлопок в ладоши, А потом на каждый счёт. Раз, два, три, четыре – Руки выше, плечи шире. Раз, два, три, четыре – И на месте походили. -Молодцы, все справились. | Повторяют движения | Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Практический: Конструирование, составление предложений и обобщение Словесный: беседа | 4 мин | -Мы немного размялись. Давайте продолжим нашу работу. -Откройте рабочие тетради на с.38 и прочитайте упр. 1 (спрашиваю одного ученика вслух) -Повторите задание, что нужно сделать? -Приступайте. Правильность выполнения упражнения проверим коллективно. - Молодцы, ребята! | -изменить слова так, чтобы в них появился звук Й + составить 3-4 предложения с получившимися словами | П: смысловое чтение как осмысление цел чтения. К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками |
VI. Включение в систему знаний. Практический: доп.задание Словесный: беседа VII. Самостоятельная работа с взаимопроверкой Практический: работа в парах | 7 мин | -Ребята, на экране вы видите несколько слов. - Как мы уже обсуждали, правильно и чётко учат нас произносить звуки скороговорки. - Послушайте скороговорку, постарайтесь понять её смысл, выделите согласные звуки, которые услышите в скороговорке. Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня. - О ком скороговорка? - Что делал Сеня, для чего? - Куда Сеня носил сено? - Что такое «сени»? - Где можем узнать значение слова? - Какие согласные звуки услышали в словах скороговорки? - В каких словах [c][c´][н][н´]? - Эта скороговорка записана в учебнике в упр.2 с.74- Может ли один согласный звук изменить значение слова? - Прочитайте внимательно ещё одну скороговорку про Сеню. - Что вызвало улыбку? В каком слове нужно заменить согласный звук, чтобы получилось слово-название рыбы? - Спишите скороговорку. Подчеркните буквы согласных звуков. - Сделаем вывод: может ли один согласный звук изменить значение слова? - Поиграем в игру. У вас в конверте слова. Соберите в паре группы слов, которые отличаются одним согласным звуком. - Значения всех ли слов вы понимаете? (том – отдельная книга какого-либо сочинения; ком – кусок чего-нибудь мягкого, рыхлого; кок – повар на корабле; кочка – бугорок на лугу, на болоте; пора – время, срок.) - Запишите слова любой группы. Подчеркните букву, которой различаются записанные слова | - Обобщают изученный материал. - Слушают учителя - Отвечают на вопросы - Толковый словарь. Сени – в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Сени использовались для хозяйственных нужд, а летом и для ночлега - У Сени и Сани в сетях дом с усами. - У Сени и Сани в сетях сом с усами - Делают вывод о проделанной работе Взаимопроверка с другими парами после выполненной работы. | Р: осуществление итогового контроля; Р: оценка-выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П: смысловое чтение как осмысление цел чтения. К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: беседа | 3 мин | -Ребята, наш урок подошел к концу. Пора подводить итоги нашего урока. -Какую тему мы сегодня изучали? -Какую цель мы ставили в начале урока? -Мы достигли эту цель? -Мы научились слышать в словах звук Й? -Молодцы! -У кого возникли трудности в понимании этой темы? - Запишите домашнее задание с доски -Спасибо за урок, до свидания! | Анализируют свою работу на уроке. - Тема урока «Звук Согласные звуки». 1) различать согласные звуки и буквы 2) Научиться определить, согласный звук, роль согласных звуков Высказываются -да Высказываются Записывают домашнее задание | Р: оценка результатов работы П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия |