- Работать сегодня вы будете в группах. Какие правила сотрудничества вы должны помнить? Задания: 1. Подберите к выделенным словам в предложениях синонимы, выражающие то или иное понятие сильнее, ярче, образнее. - Возле Ялты пошел грозовой дождь (хлынул) - Глаза его расширились от страха (от ужаса) -Лето стояло жаркое (знойное) -В кухне скоро возникла ссора (вспыхнула) - С волнением следили за нашими действиями ребята (с замиранием сердца) Вопросы учителя: - Как называется средство выразительности речи, которое вы сейчас назвали? - Вспомните, что такое «фразеологизм?» В рабочих тестах вы затруднялись найти фразеологизмы ,поэтому сегодня закрепляем знания. 2. Найдите фразеологизмы в предложениях и замните и менее выразительными словами: - Они трудились, не разгибая спины до самого вечера. - Он вовремя прикусил язык, чуть не проговорившись брату. - Немало было забот у отца, пока не поставил сына на ноги. - Весна уж не за горами. - Нам не давали покоя ни днем, ни ночью. Какой вывод можно сделать, сравнивая данные записи? 3. Составить пары предложений со свободными сочетаниями слов и фразеологизмами, используя следующие выражения: - На руках носить - Много воды утекло - Намылить голову - Спустя рукава - Заварить кашу Вопрос: - Нужны ли фразеологизмы в речи? Их назначение? От слов к тексту. Чем обладает текст в отличие от слова? Каждой группе дан один и тот же текст «Первый снег». Выполните анализ текста, его языковых особенностей. - Чтение текста вслух - Анализ текста: 1 группа. Озаглавить текст. Определить тип и стиль текста, его тему и основную мысль. 2 группа. Определить микротемы (составить цитатный план) 3 группа. Найти в тексте тропы. Какое значение имеет фразеологизм? 4 группа. Определить фигуры речи. 5 группа. Сочинение-рассуждение с опорой на текст «Какое настроение передает автор?» Выступления учащихся по заданной теме. Корректировка результатов ,анализ и оценка собственной деятельности. |