Актуализация знаний | - Сегодня мы с вами будем много писать, поэтому проведем пальчиковую гимнастику: Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших) Будем листья собирать. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки) Листья берёзы (Вновь загибают пальчики, начиная с больших) Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме красивый букет отнесём. Мы с вами провели гимнастику, а для того чтобы выработать навык красивого письма, проведем минутку чистописания. Открываем тетради. Отступаем одну строчку от последний записи, по центру пишем: 17 декабря. В следующей строчке: Классная работа. Обратите внимание, что в слове «классная» удвоенный согласный «с». Кто записал, руку на локоток. В пальчиковой гимнастике мы собирали листья. Скажите, а где растут листья, о которых мы говорили? Верно. Пропишем строчку слово ДЕРЕВО. Помним, что дерево – словарное слово, пишется с буквами «е». Разделим слово на слоги. Сколько слогов? Как определили? Поставьте в слове ударение. Что для этого нужно сделать? На какой слог падает ударение? Верно. Подчеркнем безударную гл. е, и запомним её. | Слушают Выполняют пальчиковую гимнастику Записывают число, классная работа. На деревьях 3 слога, в слове 3 гласных, сколько гласных столько и слогов. Позвать слово, деерево. Слог – де. | Регулятивные Личностные |
Определение темы урока | Скажите, из каких частей состоит дерево? Хорошо, дерево мы можем разобрать на несколько частей. Сейчас я хочу поиграть с вами в игру, называется «Верите ли вы?» Я вам называю высказывание, если вы мне верите, то хлопаете один раз, если не верите, то топаете один раз. Мы с вами сказали, что дерево можно разобрать на части А верите ли вы, что слово тоже можно разобрать на части? Верите ли вы, что у слов бывают родственники? Верите ли вы, что у слов, как у растений есть корень? Верите ли вы, что некоторые слова растут из одного корня? Хорошо, на все эти вопросы мы ответим во время урока. Предположите, как будет звучать тема урока, если речь пойдет о слове, его частях, о том, как разобрать и собрать слово? Ребята, сегодня мы начинаем с вами новый раздел, называется он «Состав слова». Тема урока звучит так «Как собрать и разобрать слово». | Корень, ствол, крона Играют Пробуют сформулировать тему | Личностные Регулятивные Познавательные |
Практическая деятельность Физминутка | Откройте учебник на с. 42. Прочитаем сообщение профессора Самоварова. Какой секрет открыл профессор? Верно. Почему надо знать эти части? О чём спросила Аня? Прав ли Ваня? Мы с вами сегодня убедимся, что Ваня поторопился с ответом, и узнаем, из каких частей ещё может состоять слово. Выполним упр. 56 на стр.42 Отступите строчку от последней записи и напишите упр.56 Прочитайте песенку. (Имя), прочитай нам песенку. Эта песня похожа на колыбельную. К кому обращены слова в песенке? Как по –разному называют кота? Сходны ли эти слова по значению? Посмотрите, имеют ли они общую часть в написании? Какая часть повторяется в каждом слове? Хорошо, выпишем эти слова. (Имя), у доски, все остальные в тетрадях. Записываем в одну строчку, через запятую. Котя, котенька, коток, котик. Как вы думаете, можем ли мы их назвать словами- родственниками? Почему? Верно. В этом их сходства. Возьмите простые карандаши и подчеркните общую часть в этих словах. Ребята, какую часть мы подчеркнули во всех словах? Знаем, как она называется? Кто может помочь? Смотрим на сообщение Самоварова на стр. 43, прочитаем его О чём рассказал профессор? Как называется общая часть родственных слов? Как по-другому называются родственные слова? Что поняла Аня? Верно ли Ваня подобрал однокоренные слова с корнем свет? (Свет, светить, светлый) (свет-состояние против-е темноте, светить-излучать свет, светлый) Назовите корень в выписанных вами словах. Молодцы. Давайте выделим этот корень. Верно, ребята, корень в словах выделяется графически - дугой. (демонстрирую на доске) Молодцы, прежде чем продолжить, выполним физминутку: Все встали, подровнялись. Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись, давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, 2, 3! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись Продолжаем работать. Итак, мы с вами выяснили, что слово можно разобрать на части. Слова, которые имеют общую часть и близки по значению, называются родственными или по-другому однокоренными. Общая часть родственных слов – корень. Для закрепления изученного материала выполним упр. 57 на стр.43. Отступите строчку от последней записи и напишите упр. 57 Вам необходимо прочитать слова. Распределить их в три группы и выписать, так же мы выделим корень в словах. С красной строки, через запятую пишем первую группу слов с корнем -дар-: Сходны ли эти слова по значению? Дарить – отдавать что-то безвозмездно. Подарочный – сервиз, например, годный для подарка, служащий подарков. Подарок – даримая вещь. Данные слова являются родственными. Какую общую часть имеют при написании? Следовательно, какой корень в этих словах? Выделите графически корень. Как мы выделяем? Слова с корнем –винт- Проводится аналогичная работа: определяют значение (родственные или нет), находят общую часть (корень), выделяют корень. Слова с корнем –бок- Проводится аналогичная работа: определяют значение (родственные или нет), находят общую часть (корень), выделяют корень. (ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ МАЛО ВРЕМЕНИ, РАБОТАЮТ ПО РЯДАМ – 1 ряд с корнем дар, 2 ряд с корнем винт, 3 ряд с корнем бок) У доски работают три человека. (каждому выписывает слова с определённым корнем) Записали, проверим. Молодцы, вы верно разделили слова по группам и выделили общую часть –корень. | Читают 1)Слова можно разбить на части 2)Чтобы понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать 3)Из каких частей состоит слово 4)Частично, т.к. он ещё пока не знает, о каких частях сказал профессор. Читает К коту Котя, котенька, коток, котик. Да, эти слова сходны по значению. (обозначают различные формы названия кота) Да имеют, повторяется часть – кот. Слова имеют общую часть и общее значение Котя, котенька, коток, котик. Общую-кот Нет Профессор Самоваров ответы детей Корень Однокоренные Родственные Слова как бы вырастают из одного слова Да верно- потому что они имеют общий корень и значение Кот Выделяют корень Выполняют Слушают Записывают Дарить, подарочный, подарок. Сходны. Приводят примеры почему. Дар Корень -дар- Дугой Винтить, винтовой Боковой, боковина Работают у доски и в тетради | Личностные Предметные Регулятивные Коммуника- тивные Познавательные |
Осуществление контроля Оценивание учащихся | Чтобы узнать, как хорошо вы усвоили тему урока проведём игру «Верите ли вы?» и узнаем, изменились ли ваши ответы. А верите ли вы, что слово тоже можно разобрать на части? С какой частью слова мы сегодня познакомились? Верите ли вы, что у слов бывают родственники? Какие слова наз-ся родственными? Верите ли вы, что у слов, как у растений есть корень? Корень- это что? Верите ли вы, что некоторые слова растут из одного корня? Хорошо, всё верно, молодцы. За работу на уроке отметку получают те, кто работал у доски: «5» - выполнено без ошибок «4» -допущена 1 ошибка «3»- 2 и более ошибок Те, кто активно работал на уроке и при выполнении заданий не допускал ошибок. Открыли дневники, я пройду и проставлю отметки. | Слушают Верим С корнем Верим Слова, которые имеют общую часть и близки по значению, называются родственными или по другому однокоренными. Верим Это общая часть родственных слов. Верим, родственные слова как бы вырастают из одного корня. | Личностные Регулятивные |