Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лицей с кадетскими классами имени Г.С.Шпагина»
г. Вятские Поляны Кировской области
КОНСПЕКТ УРОКА
РУССКОГО ЯЗЫКА
ДЛЯ 8 КЛАССА:
«Однородные и неоднородные определения»
Автор:
учитель русского языка и литературы
Горынцева Юлия Вячеславовна.
2020 г.
Тема урока: «Однородные и неоднородные определения»
Класс 8
Предмет: русский язык.
Цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Цели по содержанию:
1) образовательная (познавательные УУД): повторить сведения об однородных членах предложения, знать признаки однородных определений.
2) развивающая (познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД): научиться различать однородные и неоднородные определения, расставлять знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями; уметь оценивать свои учебные результаты.
3) воспитательная (личностные УУД): развитие творческих способностей при использовании однородных определений в речи.
ФОПД: фронтальная, индивидуальная, парная.
Тип урока: изучение нового материала.
Технология: формирования учебных задач, элементы РКМЧП.
Этапы урока:
1 Оргмомент.
2 Целеполагание и мотивация.
3 Актуализация.
4 Первичное усвоение материала.
5 Осознание и осмысление учебной информации.
6 Первичное закрепление материала.
7 Рефлексия.
8 Информация о домашнем задании.
Презентация к уроку (см. Приложение к уроку)
ХОД УРОКА
1. Оргмомент (слайд 1)
Приветствие. Сегодня на уроке мы проведём небольшое лингвистическое исследование. Прошу настроиться на серьёзную работу и плодотворное сотрудничество.
2. Целеполагание и мотивация.
Опишите ваше настроение. Какие части речи вы использовали для описания? Какие это члены предложения? Для чего используем их в речи?
Что такое цель? Какие бывают цели? Что является для вас на любом уроке ближней целью? (усвоить материал, приобрести знания и умения? Что будет являться дальней целью? (применение знаний, полученных на уроке, в дальнейшей деятельности).
3. Актуализация.
Чтобы приступить к новой теме, вспомним изученное об однородных членах предложения. Ваши знания нам сегодня пригодятся:
? Какие члены предложения называются однородными?
? Какие члены предложения могут быть однородными?
? Как связаны между собой однородные члены предложения?
? Какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения?
4. Первичное усвоение материала.
Обратите внимание на предложения на слайде (слайд 2)
За рекой росли дубовые, пихтовые леса.
За рекой росли густые пихтовые леса.
Возникают ли у вас какие-нибудь вопросы по данным предложениям? (Почему в 1 предложении стоит запятая, а во втором нет). На этот вопрос мы и попытаемся сегодня найти ответ.
Найдите в данных предложениях определения. Предположите, почему в 1 предложении есть запятая, а во 2 нет. (в 1 случае определения однородные, во 2 случае неоднородные)
Сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь (слайд 3).
Чему вы должны научиться на уроке? (слайд 4)
- различать однородные и неоднородные определения;
- правильно ставить знаки препинания.
Проанализируйте предложения (слайд 5) с точки зрения находящихся в них однородных членов. Докажите, что в 1 предложении определения действительно однородные:
- отвечают на один вопрос;
- относятся к одному слову;
- можно поставить союз И;
- характерна интонация перечисления;
- одинаково характеризуют предмет;
Что вы сейчас перечисляли? (признаки языкового термина)
5. Осознание и осмысление учебной информации.
Работа в парах (слайд 6).
У вас на парте лежат разрезанные полоски (см. Приложение к уроку). Попробуйте разобраться в примерах и разграничить однородные и неоднородные определения.
Проверим, что получилось (слайд 7).
Скажите, по какому признаку определяли однородные определения. (цвет, размер, вкус, форма, материал). Как называются эти характеристики у однородных членов? (обобщающие слова, т.е.общее родовое понятие). Какой знак стоит между однородными определениями? Каким союзом его можно заменить?
Сделайте вывод, какие определения называются однородными? (слайд 8)
6. Первичное закрепление материала.
Вспомните, что такое эпитет? Где и кем чаще всего используются эпитеты?
Когда определения являются эпитетами, они тоже называются однородными. (слайд 9).
Давайте попробуем побывать в роли писателей и посоревноваться в подборе точных, ярких эпитетов – определений.
Перед вами отрывок текста, написанный И. А. Буниным (см. Приложение к уроку), мастером художественного слова (слайд 10). Ваша задача: на место пропусков вставить определения и подумать, какие они будут – однородные или неоднородные?
Проверим (слайд 11).
7. Рефлексия.
Что я знаю об однородных и неоднородных определениях? (слайд 12).
Удалось ли нам реализовать цели урока? (слайд 13).
Оцените уровень усвоения знаний по теме, выполнив задание (см. Приложение к уроку): расставьте знаки препинания, отметьте номера предложений с однородными определениями (слайд 14).
Проверьте себя (слайд 15), поставьте оценку. Выразите своё отношение к своему результату: что получилось/не получилось? Почему? Над чем нужно работать?
8. Домашнее задание: найдите в художественной литературе или составьте сами 10 предложений с однородными и неоднородными определениями.
Я благодарю вас за работу и надеюсь, что вы будете использовать в своей речи однородные и неоднородные определения, следуя словам К. Г. Паустовского: «Для всего в русском языке есть великое множество слов…».