kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка : "Антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:познакомить учащихся  со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним»$развивать   умение подбирать антонимы к данному слову, использовать антонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка : "Антонимы"»

Урок по русскому языку в 5 классе.



Тема: «Антонимы»

Цель:

обучающие:

познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним»,




развивающие:

развивать умение подбирать к данному слову, использовать антонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;


воспитательные:


способствовать развитию коммуникативных навыков; воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Методы работы:

словесные, наглядные, практические

Оборудование

учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал, презентация (см. Приложение1),


Инновационные технологии:

личностно -ориентированное обучение

объяснительно-иллюстративное обучение

Тип урока:

изучение нового материала.















Тема урока:   «Антонимы»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока: познакомить учащихся с понятием «антонимы», с ролью антонимов в речи.

Планируемые результаты:

личностные: формировать интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать логическое мышление: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли антонимов в речи

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.


Оборудование:

презентация по теме «Антонимы», карточки с заданиями.

                                                                Ход урока.

 1. Организационный момент.

 2. Актуализация опорных знаний и умений.

Работа в группах

1 группа

В тексте найдите синонимы, объясните, для чего они употреблены автором.

Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в десять. Когда все белые распустятся, на реке начинается бал.

2.Дате определение синонимам.

2 группа

Лингвистический эксперимент.

Задание для 3-ей группы.

Найдите в этом тексте синонимы, замените слово изумрудная его синонимом зелёная. Как от этого изменится текст?

От сырости ёжится цапля,

Нахохлились кряквы, тихи.

Дрожит изумрудная капля

В зелёной ладошке ольхи.

3 группа.

Запишите синонимы, расположив слова по степени нарастания признака, действия.

1.Грусть, скорбь, печаль;

2.Ярость гнев, бешенство;

3. Гигантский, громадный, большой, огромный;

4.Улыбаться, хохотать, смеяться, хихикать;

Вывод. Синонимы передают тончайшие оттенки в характеристике предметов, их признаков, действий и благодаря этому позволяют наиболее точно выразить мысль.

 -Терминологический диктант.(2 слайд)

1.Слова, имеющие одно лексическое значение.

2.Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написании, но разные по лексическому значению.

3.Слова, имеющие несколько лексических значений.

4.Основное лексическое значение слова.

5 Вторичное значение слова, которое возникло на основе прямого значения.

 3. Определение темы урока. (3 слайд)

Чем по значению отличаются данные пары слов?

чудесный - удивительный

алый - красный

тёмный - светлый

аккуратный - неряшливый

Сегодня мы будем говорить о словах с противоположным значением.

Проблемная ситуация. Активизация знаний учащихся.

Вы знаете, как называются слова с противоположным значением? Нет, с этим термином вы ещё незнакомы.

нтоним – греческое слово: анти – приставка со значением

«противоположный», онима – «имя». Но любознательный человек

обязательно задаст вопрос: «Для чего, зачем нужны антонимы?»

Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более

яркой, богатой, выразительной

оним – греческое слово: анти – приставка со значением

«противоположный», онима – «имя». Но любознательный человек

обязательно задаст вопрос: «Для чего, зачем нужны антонимы?»

Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более

яркой, богатой, выразительной

нтоним – греческое слово: анти – приставка со значением

«противоположный», онима – «имя». Но любознательный человек

обязательно задаст вопрос: «Для чего, зачем нужны антонимы?»

Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более

яркой, богатой, выразительной

Запишите тему урока. «Антонимы»

Какова цель нашего урока?

Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи.

Объяснение нового материала

-Что такое антонимы?

-Что означает слово антоним, каково его происхождение? (слайд4)

-Могут ли быть антонимами слова разных частей речи? Работа с материалом учебника.

Вывод. Определение антонимов

4.Первичное закрепление(5,6 слайд)

-Найдите среди этих слов антонимы и запишите их попарно, обозначьте орфограммы в корне слова.

Благородный, дальний, вверх, нападать, взлетать, вниз, низкий, близкий, садиться, вчера, приближаться, завтра, удаляться, защищать


- Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях (7слайд):

Добрый друг - ………….. (злой враг)

Теплый день - ………….. (холодная ночь)

Хорошее начало - ………. (плохой конец)

Полезный труд - …………. (вредное безделье)

Утренний уход - ………….. (вечерний приход)

Последнее поражение - ………… (первая победа)


5.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов.

Свежий (хлеб, журнал, ветер).

(Чёрствый, старый, тёплый).

Что необычного в задании?

 Вывод.Если у слова несколько значений, у него может быть несколько антонимов.

- Игра «Кто больше». Записать пары антонимов ,обозначающие:

1ряд. Время

2 ряд. Пространство

3 ряд. Чувство, характер человека

Подобрать синонимы и антонимы к словам, составить 2 предложения с антонимами(8 слайд) 1. Радость
2. Жить
3. Красивый
4. Ловкость 1. Радость (синонимы): Веселье, восторг. (антонимы): горе, печаль.
2. Жить (синонимы): существовать. (антонимы): умирать.
3. Красивый (синоним): прекрасный. (антоним): уродливый.
4. Ловкость (синоним): проворность. (антоним): неуклюжесть. -Творческое задание . Проверка по эталону(9 слайд)

-Многие русские пословицы построены на противопоставлении

1 группа

-Вспомните вторую часть пословицы и допишите (10слайд)

Легко сказать, (да трудно доказать).

Вперёд беги, (а назад оглядывайся).

Мягко стелет, (да жёстко спать).

2группа

-Запишите пословицы, в которых попарно встречаются соединенные здесь слова (11 слайд)

Летом – зимой.

Ученье - неученье

Больше – меньше.

-Как образовано слово неученье?

3 группа.

-Используйте антонимы для толкования лексического значения слов.

1.Белый (снег)

2. Ясный (день)

3.Смелый ( человек)

Проверка по эталону

-Многие писатели используют в своих произведениях антонимы, которые делают речь богатой, яркой, выразительной.

1 вариант. Перед вами начало одного из стихотворений М. Цветаевой. Строчки растеряли слова. Ваша задача - восстановить текст. А помогут вам  антонимы(11 слайд).

Полюбил богатый - ...  

Полюбил ученый - ...

Полюбил румяный - ...

Полюбил хороший - ...

Золотой - полушку медную

-С какой целью М.Цветаева использовала пары антонимов?

2 вариант. Восстановите авторский текст, заменив выделенные слова антонимами (12 слайд)
Было УЖЕ довольно ПОЗДНО, когда я УСНУЛ, но солнце заливало ЕЩЁ ТУСКЛЫМ светом всю комнату. МЕДЛЕННО одевшись, ПОДНЯЛСЯ я в сад, а оттуда в рощу. Я пробирался СЮДА, где РЕЖЕ зелень, где смолистее запах деревьев и куда ГРУСТНЕЕ заглядывал ЛУННЫЙ луч, ПЕЧАЛЯСЬ, что удалось там и сям пронизать мглистую густоту листьев. Было УЖАСНОЕ утро.
ЯВНО пробираясь всё БЛИЖЕ и БЛИЖЕ, я вышел наконец на ЭТОТ ЦЕНТР рощи, к Москве-реке. Она текла шагов двести ПОЗАДИ, под горою.
Было ещё довольно рано, когда я проснулся, но солнце заливало уже ярким светом всю комнату. Наскоро одевшись, спустился я в сад, а оттуда в рощу. Я пробирался туда, где гуще зелень, где смолистее запах деревьев и куда веселее заглядывал солнечный луч, радуясь, что удалось там и сям пронизать мглистую густоту листьев. Было прекрасное утро.
Незаметно пробираясь всё дальше и дальше, я вышел наконец на другой край рощи, к Москве-реке. Она текла шагов двести впереди, под горою.

Рефлексия. Я научился на уроке..

Мы восстановили текст, автором которого является великий русский писатель Ф.М.Достоевский. Какие средства выразительности использовал автор в этом отрывке?

- Антонимы служат для связи предложений в тексте.

-У природы много недругов. Друзей должно быть значительно больше!

-Составьте текст, где предложения связаны при помощи антонимов.

Вывод. Закончи правильно. Антонимы - это слова  _______части речи с_____   значением.

Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, ...

Итоги.

Рефлексия. Я сегодня научился на уроке… Мне трудно было… Домашнее задание. 1.Сочините сказку, используя синонимы и антонимы (1 вариант).

2.Составить 5 предложений с антонимами (2 вариант)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка : "Антонимы"

Автор: Дзестелова Лариса Викторовна

Дата: 12.04.2019

Номер свидетельства: 506900

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – игра «В мире лексики» (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-urok-ighra-v-mirie-lieksiki-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "122129"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414157899"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока   русского языка в 8 классе по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение» "
    ["seo_title"] => string(109) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-po-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-dopolnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "126275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415131609"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства