Цели урока:познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним»$развивать умение подбирать антонимы к данному слову, использовать антонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка : "Антонимы"»
Урок по русскому языку в 5 классе.
Тема: «Антонимы»
Цель:
обучающие:
познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним»,
развивающие:
развивать умение подбирать к данному слову, использовать антонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
воспитательные:
способствовать развитию коммуникативных навыков; воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Методы работы:
словесные, наглядные, практические
Оборудование
учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал, презентация (см. Приложение1),
Инновационные технологии:
личностно -ориентированное обучение
объяснительно-иллюстративное обучение
Тип урока:
изучение нового материала.
Тема урока: «Антонимы»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока: познакомить учащихся с понятием «антонимы», с ролью антонимов в речи.
Планируемые результаты:
личностные: формировать интерес к русскому языку;
метапредметные: развивать логическое мышление: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли антонимов в речи
Формы работы:индивидуальная, работа в группах, коллективная
презентация по теме «Антонимы», карточки с заданиями.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний и умений.
Работа в группах
1 группа
В тексте найдите синонимы, объясните, для чего они употреблены автором.
Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в десять. Когда все белые распустятся, на реке начинается бал.
2.Дате определение синонимам.
2 группа
Лингвистический эксперимент.
Задание для 3-ей группы.
Найдите в этом тексте синонимы, замените слово изумрудная его синонимом зелёная. Как от этого изменится текст?
От сырости ёжится цапля,
Нахохлились кряквы, тихи.
Дрожит изумрудная капля
В зелёной ладошке ольхи.
3 группа.
Запишите синонимы, расположив слова по степени нарастания признака, действия.
1.Грусть, скорбь, печаль;
2.Ярость гнев, бешенство;
3. Гигантский, громадный, большой, огромный;
4.Улыбаться, хохотать, смеяться, хихикать;
Вывод. Синонимы передают тончайшие оттенки в характеристике предметов, их признаков, действий и благодаря этому позволяют наиболее точно выразить мысль.
-Терминологический диктант.(2 слайд)
1.Слова, имеющие одно лексическое значение.
2.Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написании, но разные по лексическому значению.
3.Слова, имеющие несколько лексических значений.
4.Основное лексическое значение слова.
5 Вторичное значение слова, которое возникло на основе прямого значения.
3. Определение темы урока. (3 слайд)
Чем по значению отличаются данные пары слов?
чудесный - удивительный
алый - красный
тёмный - светлый
аккуратный - неряшливый
Сегодня мы будем говорить о словах с противоположным значением.
Проблемная ситуация.Активизация знаний учащихся.
Вы знаете, как называются слова с противоположным значением? Нет, с этим термином вы ещё незнакомы.
нтоним – греческое слово: анти – приставка со значением
«противоположный», онима – «имя». Но любознательный человек
обязательно задаст вопрос: «Для чего, зачем нужны антонимы?»
Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более
яркой, богатой, выразительной
оним – греческое слово: анти – приставка со значением
«противоположный», онима – «имя». Но любознательный человек
обязательно задаст вопрос: «Для чего, зачем нужны антонимы?»
Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более
яркой, богатой, выразительной
нтоним – греческое слово: анти – приставка со значением
«противоположный», онима – «имя». Но любознательный человек
обязательно задаст вопрос: «Для чего, зачем нужны антонимы?»
Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более
яркой, богатой, выразительной
Запишите тему урока. «Антонимы»
Какова цель нашего урока?
Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи.
Объяснение нового материала
-Что такое антонимы?
-Что означает слово антоним, каково его происхождение? (слайд4)
-Могут ли быть антонимами слова разных частей речи? Работа с материалом учебника.
Вывод. Определение антонимов
4.Первичное закрепление(5,6 слайд)
-Найдите среди этих слов антонимы и запишите их попарно, обозначьте орфограммы в корне слова.
- Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях (7слайд):
Добрый друг - ………….. (злой враг)
Теплый день - ………….. (холодная ночь)
Хорошее начало - ………. (плохой конец)
Полезный труд - …………. (вредное безделье)
Утренний уход - ………….. (вечерний приход)
Последнее поражение - ………… (первая победа)
5.Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов.
Свежий (хлеб, журнал, ветер).
(Чёрствый, старый, тёплый).
Что необычного в задании?
Вывод.Если у слова несколько значений, у него может быть несколько антонимов.
- Игра «Кто больше». Записать пары антонимов ,обозначающие:
1ряд. Время
2 ряд. Пространство
3 ряд. Чувство, характер человека
Подобрать синонимы и антонимы к словам, составить 2 предложения с антонимами(8 слайд) 1. Радость 2. Жить 3. Красивый 4. Ловкость 1. Радость (синонимы): Веселье, восторг. (антонимы): горе, печаль. 2. Жить (синонимы): существовать. (антонимы): умирать. 3. Красивый (синоним): прекрасный. (антоним): уродливый. 4. Ловкость (синоним): проворность. (антоним): неуклюжесть. -Творческое задание . Проверка по эталону(9 слайд)
-Многие русские пословицы построены на противопоставлении
1 группа
-Вспомните вторую часть пословицы и допишите (10слайд)
Легко сказать, (да трудно доказать).
Вперёд беги, (а назад оглядывайся).
Мягко стелет, (да жёстко спать).
2группа
-Запишите пословицы, в которых попарно встречаются соединенные здесь слова (11 слайд)
Летом – зимой.
Ученье - неученье
Больше – меньше.
-Как образовано слово неученье?
3 группа.
-Используйте антонимы для толкования лексического значения слов.
1.Белый (снег)
2. Ясный (день)
3.Смелый ( человек)
Проверка по эталону
-Многие писатели используют в своих произведениях антонимы, которые делают речь богатой, яркой, выразительной.
1 вариант. Перед вами начало одного из стихотворений М. Цветаевой. Строчки растеряли слова. Ваша задача - восстановить текст. А помогут вам антонимы(11 слайд).
Полюбил богатый - ...
Полюбил ученый - ...
Полюбил румяный - ...
Полюбил хороший - ...
Золотой - полушку медную
-С какой целью М.Цветаева использовала пары антонимов?
2 вариант. Восстановите авторский текст, заменив выделенные слова антонимами (12 слайд) Было УЖЕ довольно ПОЗДНО, когда я УСНУЛ, но солнце заливало ЕЩЁ ТУСКЛЫМ светом всю комнату. МЕДЛЕННО одевшись, ПОДНЯЛСЯ я в сад, а оттуда в рощу. Я пробирался СЮДА, где РЕЖЕ зелень, где смолистее запах деревьев и куда ГРУСТНЕЕ заглядывал ЛУННЫЙ луч, ПЕЧАЛЯСЬ, что удалось там и сям пронизать мглистую густоту листьев. Было УЖАСНОЕ утро. ЯВНО пробираясь всё БЛИЖЕ и БЛИЖЕ, я вышел наконец на ЭТОТ ЦЕНТР рощи, к Москве-реке. Она текла шагов двести ПОЗАДИ, под горою. Было ещё довольно рано, когда я проснулся, но солнце заливало уже ярким светом всю комнату. Наскоро одевшись, спустился я в сад, а оттуда в рощу. Я пробирался туда, где гуще зелень, где смолистее запах деревьев и куда веселее заглядывал солнечный луч, радуясь, что удалось там и сям пронизать мглистую густоту листьев. Было прекрасное утро. Незаметно пробираясь всё дальше и дальше, я вышел наконец на другой край рощи, к Москве-реке. Она текла шагов двести впереди, под горою.
Рефлексия. Я научился на уроке..
Мы восстановили текст, автором которого является великий русский писатель Ф.М.Достоевский. Какие средства выразительности использовал автор в этом отрывке?
- Антонимы служат для связи предложений в тексте.
-У природы много недругов. Друзей должно быть значительно больше!
-Составьте текст, где предложения связаны при помощи антонимов.
Вывод. Закончи правильно. Антонимы - это слова _______части речи с_____ значением.
Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, ...
Итоги.
Рефлексия. Я сегодня научился на уроке… Мне трудно было… Домашнее задание. 1.Сочините сказку, используя синонимы и антонимы (1 вариант).
2.Составить 5 предложений с антонимами (2 вариант)