Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 8 класс. Стили речи»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Урок русского языка в 8 классе.
Тема « Стили речи».
. Пивоварова Любовь Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №7 ЗМР РТ» ,
Тема: «Стили речи».
Тип урока: урок рефлексии.
Технология: урок разработан в системе традиционного обучения с опорой на технологию деятельностного метода.
Цель урока: помочь учащимся повторить и закрепить учебный материал о стилях речи.
повторить и систематизировать сведения о стилях, формировать умение работать и мыслить самостоятельно;
формировать умение читать и понимать текст, определять авторский замысел, формирование положительной мотивации изучения родного языка;
Целевой план действий для учащихся:
научиться различать стили речи и определять жанровые особенности текстов;
развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения ;
воспитывать сознательное отношение к языку как средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
Цели:
1. Образовательные:
- актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей;
- повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности;
воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение;
- воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
2. Развивающие:
- сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки;
- закрепить умение определять стиль речи.
3. Воспитательные:
- воспитание чувства патриотизма, любви к отечеству.
Задачи урока:
1) отличать тексты разных стилей речи, знать признаки при- сущие каждому стилю речи; 2) проанализировать текст публицистического стиля с точки зрения стиля, типа и жанра речи; 3) определять типы речи; 4) определять тему, идею и проблему текста; 5) уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;
Ход урока.
1.Мотивация учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Девизом сегодняшнего урока будут слова из китайской притчи
«Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму».
Как вы понимаете это высказывание?( Лучше увидеть и самому сделать, чем только слышать)
2. Актуализация.
Проверка дом. Задания по эталону- 1 группа; 2 группа – взаимопроверка ит.д.
Учитель. Кто выполнил верно? Какие затруднения и какого характера при выполнении домашнего задания испытали?
Ученики.
- Я не помню, как отличить стили от типов речи.
- Я помню, что есть описание, повествование, но относится ли это к стилям речи?
- Я помню, что есть художественный и публицистический стиль, но уже затрудняюсь, как их определить.
Учитель. Давайте вспомним алгоритм наших действий при определении стиля речи в тексте.
Найдите оценочную таблицу к 1 заданию.
Стили речи
Критерий 1
Критерий 2
Критерий 3
Критерий 4
Критерий 5
Разговорный
Художественный
Публицистический
Научный
Официально - деловой
Перед вами 5 стилей речи, которые мы определяем по 5 критериям. Впишите буквы указанных характеристик к соответствующему стилю.
Критерии определения стилей речи. (На каждой парте имеются распечатанные листы с критериями определения стилей речи)
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СТИЛЬ ТЕКСТА
1 .Внимательно прочитай текст.
2.Определи, где можно встретить этот текст:
а) беседа в непринужденной обстановке
б) это отрывок из художественной литературы
в) представляет из себя документ, инструкцию, памятку, деловую бумагу
г) встречается в научных трудах, учебниках, энциклопедиях, словарях; это лекция, доклад
д) используется в газетах, на радио, на телевидении; выступление на собраниях, митингах
ЕСЛИ СОМНЕВАЕШЬСЯ В ОТВЕТЕ, ТО
3.Определи задачи речи:
а) общение, обмен впечатлениями
б) нарисовать образную картину, изобразить предмет, передать эмоции и чувства автора
в) сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать рекомендацию, указания
г) сообщить теоретические и научные сведения, объяснить причины каких-либо явлений
д) воздействовать на широкие массы, сформировать правильное отношение к общественным проблемам
ЕСЛИ СНОВА СОМНЕВАЕШЬСЯ В ОТВЕТЕ
4.Выясни, характерна ли для текста
а) непринужденность, свобода в выборе слов и выражений
Учитель. Кто правильно определил , характеристики каких стилей соответствуют данным критериям?
Учитель на данном этапе фиксирует фамилии учащихся, чтобы впоследствии дать задания на ликвидацию этих пробелов.
3 этап. Локализации индивидуальных затруднений.
Прочитайте порядок стилистического анализа текста в учебнике на стр.28-29.
Внимательно прочитай текст.
Впишите в таблицу ваши ответы
1.Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место… 2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге; племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. 3. Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца… 4. Но в книге не одно прошлое: она составляет документ, по которому мы вводим во владения настоящего, во владения всей суммы истин и усилий, найденных страданиями и облитых иногда кровавым потом; она программа будущего. 5. Итак, будем уважать книгу! (А.Герцен)
Таблица к заданию №2. Самостоятельная работа.
Критерии
Ответы
1
Тема текста
2
Основная мысль
3
Ситуация общения
4
Задачи текста
5
Стиль текста
6
Языковые средства
7
Изобразительно-выразительные средства
4 этап . Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
Проверим свою работу по предложенному эталону
Эталон проверки.
Критерии
Ответы
1
Тема текста
Роль книги в жизни человека
2
Основная мысль
Нужно читать и беречь книгу как духовное завещание
3
Ситуация общения
Автор с широкой аудиторией, это может быть газетная статья или публичное выступление
4
Задачи текста
Задача автора воздействовать на слушателя или читателя
5
Стиль текста
Публицистический
6
Языковые средства
Особенности лексики: общественно-гражданская лексика (духовное завещание, человечество, люди, государство и т.д.) Использование несогласованных определений (жизнь человечества, программа будущего), однородных членов предложения ( учения- страсти, умы – сердца; завещание, совет,приказ), наличие причастных оборотов – 1,3 и 4 предложения. Наличие вводного слова и восклицательного предложения -5 предложение. Для усиления смысла используется повтор слов.
7
Изобразительно-выразительные средства
Средства выразительности воздействуют на читателя, среди них эпитеты (духовние завещание, кровавым потом) , метафоры ( книга- завещание, совет , приказ; передаваемый часовым, жизнь оседала в книге. Она росла вместе с человечеством).
Учитель. У кого работа выполнена верно?
У кого какой критерий анализа текста не определён или имеются ошибки?
У кого стиль речи определён верно, но слабая доказательная база?
Ученики. Я не смог определить ситуацию общения, для этого я должен вернуться к нашему 1 алгоритму.
- Я не смог определить задачу автора, также вернусь к 1 алгоритму , но к другому пункту
-Я забыл средства выразительности , для этого повторю ..и т. д.( ученики устанавливают , какие конкретно изученные понятия им нужно ещё раз осмыслить и понять)
5 этап реализации построенного проекта.
Группа учащихся, выполнивших самостоятельную работу верно, пишут сочинение на тему «Книга в моей жизни»
Остальные выполняют тренировочные задания.
Учитель. Кто не смог определить ситуацию общения. Задание на карточке №1
Карточка №1.
Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка? Сгруппируйте примеры в таком порядке: сначала те, которые обозначают неофициальную (непринужденную) обстановку, затем те, которые обозначают официальную (обстановку).
Дома, на работе, в школе на уроке, в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке в лесу, в магазине, в общественном транспорте, в гостях у знакомых, на собрании.
Учитель. Кто не смог определить задачу, поставленную автором текста. Задание на карточке №2
Карточка №2.
Как вы понимаете слова общение, сообщение, воздействие?
Сгруппируйте примеры в таком порядке выражения, которые обозначают процесс а) общения; б) сообщения; в) воздействия. Выделяя последнюю группу, имейте в виду, что воздействовать можно на поведение, на чувства, на воображение.
Отвечать урок, здороваться, делать замечание нарушителю дисциплины, делиться летними впечатлениями с товарищами, делать доклад в кружке, объяснять задачу однокласснику, приглашать ребят в поход, обсуждать с ними маршрут, давать сведения о местности, рассказывать сказку маме
Учащиеся работают по карточкам.
Ученики сверяют выполненные задания по карточкам с эталоном.
Эталон к карточке №1
Официальная обстановка- деловая, а неофициальная- свободная, непринуждённая.
Неофициальная –дома, в школе на перемене, на прогулке в лесу,в магазине, в гостях у знакомых
Официальная- на работе, в школе на уроке, на экскурсии в музее, на собрании
Сообщение – передача полезной информации (отвечать урок,делать доклад, объяснять задачу,давать сведения о местности.)
Воздействие – желание пробудить ответные чувства( делать замечание,приглашать в поход)
6 этап обобщения затруднений во внешней речи.
Учитель. Давайте проговорим в своих ответах , с какими затруднениями мы встретились в определении стилей речи и их аргументации.
Ученики. Нужно внимательно читать текст. Правильно определять , где можно встретить данный текст, определить задачу, которую ставит автор текста и тд.
7 этап Самостоятельная работа №2
Учебник стр 33-34 ,упр 39. Сделать анализ текста по плану учебника стр 28-29
Эталон проверки (упр. 39- задание3. Порядок стилистического анализа стр 28-29)
1.Тема текста- тайна слова, имеющего два разноязычных названия.
Основная мысль текста –влияние разных языков на лексику русского языка.
2 Тип речи – комбинированный.
Способ связи- цепная связь( повтор ключевого слова, замена его синонимом, повтор того или иного члена предложения).
3.Характеризуем ситуацию общения: автор, размышляя над интересным фактом, делится с читателем своими неожиданными открытиями. Задачи речи- создать картину, рассказать всем историю открытия, изобразить предмет, передать эмоции;
4Характеристика речи –непринуждённая, эмоциональная, образная.
5 Стиль речи – художественный, жанр текста – отрывок из рассказа или очерк.
6.Языковые средства, особенности речи: язык текста приближен к разговорному, поэтому имеются в тексте разговорные конструкции( «поди», «этим-то», «не в ногу с наукой шагают», «для пущей учёности»), соответствующая лексика («хлебная солома», «лежанки и печи», «ребятишки») Особенности синтаксиса : вопросно-ответная форма изложения, восклицательные предложения, диалог и прямая речь.
7Изобразительно-выразительные средства: эпитеты («певучие дудочки»), сравнение («в палец толщиной»), метафора и олицетворение («султаны выше его головы полощутся»)
8 этап включения в систему знаний.
Учащиеся, выполнившие работу без ошибок, пишут творческую работу на тему «Составь памятку по правильному обращению читателя с книгой»
Остальные учащиеся определяют стили речи указанных текстов.
1
Ветер - перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Сильный ветер с круговым движением воздуха называется вихрем.
2
Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце.
3
3автра ожидается переменная облачность. Ветер сильный, порывистый, местами достигающий 10-12 метров в секунду.
4.
Ну и ветрища на улице. Нос высунуть нельзя. Так и рвёт, и валит с ног. Сиди-ка лучше ты дома.
Ответы : 1 текст- научный
2- художественный
3 – официально-деловой
4- разговорный
Учитель .По 4 тексту. Указать разговорную лексику и определить её роль в тексте.
Ученик. Форма слова- ветрища, фразеологизм- высунуть нос, повелит.форма глагола с частицей –ка для смягчения
9 этап рефлексии учебной деятельности.
Группа с творческими заданиями осуществляют взаимопроверку работ и готовятся представлять лучшую.
Ученик. Я справился с задачей урока, научился не только определять стиль текста , но и аргументировать свой выбор, во второй самостоятельной работе я допустил только одну незначительную ошибку , последнее задание было безошибочным. Думаю мне можно поставить за урок «4»
Ученик. Я ошибки допускал по своей невнимательности, нужно читать текст более внимательно. К сожалению ошибки были ,можно поставить оценку «3»
Сдают оценочные листы.
Слушаем и оцениваем творческую работу по теме « Книга в моей жизни»
Слушаем и оцениваем творческую работу по теме « Памятка обращения читателя с книгой»