kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка 8 класс. Стили речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка 8 класс. Стили речи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 8 класс. Стили речи»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»







Урок русского языка в 8 классе.





Тема « Стили речи».



. Пивоварова Любовь Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №7 ЗМР РТ» ,



















Тема: «Стили речи».

Тип урока: урок рефлексии.

Технология: урок разработан в системе традиционного обучения с опорой на технологию деятельностного метода.

Цель урока: помочь учащимся повторить и закрепить учебный материал о стилях речи.

повторить и систематизировать сведения о стилях, формировать умение работать и мыслить самостоятельно;

формировать умение читать и понимать текст, определять авторский замысел, формирование положительной мотивации изучения родного языка;



Целевой план действий для учащихся:

  • научиться различать стили речи и определять жанровые особенности текстов;

  • развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения ;

  • воспитывать сознательное отношение к языку как средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

Цели:

1. Образовательные:

 - актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей;

- повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности;

воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение;

-  воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

2. Развивающие:

- сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки;

- закрепить умение определять стиль речи.

3. Воспитательные:

- воспитание чувства патриотизма, любви к отечеству.


Задачи урока:

1) отличать тексты разных стилей речи, знать признаки при- сущие каждому стилю речи;
2) проанализировать текст публицистического стиля с точки зрения стиля, типа и жанра речи;
3) определять типы речи; 
4) определять тему, идею и проблему текста; 
5) уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;



Ход урока.

1.Мотивация учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Девизом сегодняшнего урока будут слова из китайской притчи

«Скажи мне – и я забуду;

покажи мне – и я запомню;

дай сделать – и я пойму».

Как вы понимаете это высказывание?( Лучше увидеть и самому сделать, чем только слышать)

2. Актуализация.

Проверка дом. Задания по эталону- 1 группа; 2 группа – взаимопроверка ит.д.

Учитель. Кто выполнил верно? Какие затруднения и какого характера при выполнении домашнего задания испытали?

Ученики.

- Я не помню, как отличить стили от типов речи.

- Я помню, что есть описание, повествование, но относится ли это к стилям речи?

- Я помню, что есть художественный и публицистический стиль, но уже затрудняюсь, как их определить.

Учитель. Давайте вспомним алгоритм наших действий при определении стиля речи в тексте.

Найдите оценочную таблицу к 1 заданию.

Стили речи

Критерий 1

Критерий 2

Критерий 3

Критерий 4

Критерий 5

Разговорный






Художественный






Публицистический






Научный






Официально - деловой








Перед вами 5 стилей речи, которые мы определяем по 5 критериям. Впишите буквы указанных характеристик к соответствующему стилю.

Критерии определения стилей речи. (На каждой парте имеются распечатанные листы с критериями определения стилей речи)

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СТИЛЬ ТЕКСТА



1 .Внимательно прочитай текст.

2.Определи, где можно встретить этот текст:

а) беседа в непринужденной обстановке

б) это отрывок из художественной литературы

в) представляет из себя документ, инструкцию, памятку, деловую бумагу

г) встречается в научных трудах, учебниках, энциклопедиях, словарях;
это лекция, доклад

д) используется в газетах, на радио, на телевидении; выступление на собраниях,
митингах

ЕСЛИ СОМНЕВАЕШЬСЯ В ОТВЕТЕ, ТО

3.Определи задачи речи:

а) общение, обмен впечатлениями

б) нарисовать образную картину, изобразить предмет, передать эмоции и чувства автора

в) сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать рекомендацию,
указания

г) сообщить теоретические и научные сведения, объяснить причины каких-либо явлений

д) воздействовать на широкие массы, сформировать правильное отношение к
общественным проблемам

ЕСЛИ СНОВА СОМНЕВАЕШЬСЯ В ОТВЕТЕ

4.Выясни, характерна ли для текста

а) непринужденность, свобода в выборе слов и выражений

б) образность, эмоциональность, наглядная представляемость

в) официальность, точность, бесстрастность

г) обобщенность, точность, доказательность, неэмоциональность

д) злободневность, страстность, призывность, яркость

ЧТОБЫ УБЕДИТЬСЯ В ПРАВИЛЬНОСТИ ОТВЕТА

5. При необходимости определи жанр текста

а) письмо, дневниковая запись, анекдот, заметки в записной книжке, спор,
напутствие, чей-то портрет и т.п.

б) отрывок из рассказа, повести, басни, сказки, поэмы, оды; клятва, присяга, гимн,
загадка, пословица, поговорка, мемуары

в) инструкция, отчет, деловое письмо, биография, правила, объявление, заявление,
расписка, справка, памятка

г) научная статья, рецензия, отзыв, описание опыта, статья в словаре, энциклопедии;
аннотация

д) заметка, репортаж, очерк, фельетон, статья, листовка

Эталон проверки:





Стили речи

Критерий 1

Критерий 2

Критерий 3

Критерий 4

Критерий 5

Разговорный

а

а

а

а

а

Художественный

б

б

б

б

б

Публицистический

д

д

д

д

д

Научный

г

г

г

г

г

Официально-деловой

в

в

в

в

в



Учитель. Кто правильно определил , характеристики каких стилей соответствуют данным критериям?

Учитель на данном этапе фиксирует фамилии учащихся, чтобы впоследствии дать задания на ликвидацию этих пробелов.

3 этап. Локализации индивидуальных затруднений.

Прочитайте порядок стилистического анализа текста в учебнике на стр.28-29.

Внимательно прочитай текст.

Впишите в таблицу ваши ответы


1.Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место… 2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге; племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. 3. Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца… 4. Но в книге не одно прошлое: она составляет документ, по которому мы вводим во владения настоящего, во владения всей суммы истин и усилий, найденных страданиями и облитых иногда кровавым потом; она программа будущего. 5. Итак, будем уважать книгу! (А.Герцен)

Таблица к заданию №2. Самостоятельная работа.

Критерии

Ответы

1

Тема текста


2

Основная мысль


3

Ситуация общения


4

Задачи текста


5

Стиль текста


6

Языковые средства


7

Изобразительно-выразительные средства




4 этап . Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Проверим свою работу по предложенному эталону

Эталон проверки.



Критерии

Ответы

1

Тема текста

Роль книги в жизни человека

2

Основная мысль

Нужно читать и беречь книгу как духовное завещание

3

Ситуация общения

Автор с широкой аудиторией, это может быть газетная статья или публичное выступление

4

Задачи текста

Задача автора воздействовать на слушателя или читателя

5

Стиль текста

Публицистический

6

Языковые средства

Особенности лексики: общественно-гражданская лексика (духовное завещание, человечество, люди, государство и т.д.) Использование несогласованных определений (жизнь человечества, программа будущего), однородных членов предложения ( учения- страсти, умы – сердца; завещание, совет,приказ), наличие причастных оборотов – 1,3 и 4 предложения. Наличие вводного слова и восклицательного предложения -5 предложение. Для усиления смысла используется повтор слов.

7

Изобразительно-выразительные средства

Средства выразительности воздействуют на читателя, среди них эпитеты (духовние завещание, кровавым потом) , метафоры ( книга- завещание, совет , приказ; передаваемый часовым, жизнь оседала в книге. Она росла вместе с человечеством).



Учитель. У кого работа выполнена верно?

У кого какой критерий анализа текста не определён или имеются ошибки?

У кого стиль речи определён верно, но слабая доказательная база?

Ученики. Я не смог определить ситуацию общения, для этого я должен вернуться к нашему 1 алгоритму.

- Я не смог определить задачу автора, также вернусь к 1 алгоритму , но к другому пункту

-Я забыл средства выразительности , для этого повторю ..и т. д.( ученики устанавливают , какие конкретно изученные понятия им нужно ещё раз осмыслить и понять)

5 этап реализации построенного проекта.

Группа учащихся, выполнивших самостоятельную работу верно, пишут сочинение на тему «Книга в моей жизни»

Остальные выполняют тренировочные задания.

Учитель. Кто не смог определить ситуацию общения. Задание на карточке №1

Карточка №1.

Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка?
Сгруппируйте примеры в таком порядке: сначала те, которые обозначают
неофициальную (непринужденную) обстановку, затем те, которые обозначают
официальную (обстановку).

Дома, на работе, в школе на уроке, в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке в лесу, в магазине, в общественном транспорте, в гостях у знакомых, на собрании.

Учитель. Кто не смог определить задачу, поставленную автором текста. Задание на карточке №2

Карточка №2.

  1. Как вы понимаете слова общение, сообщение, воздействие?

Сгруппируйте примеры в таком порядке выражения, которые обозначают процесс а) общения; б) сообщения; в) воздействия. Выделяя последнюю группу, имейте в виду, что воздействовать можно на поведение, на чувства, на воображение.



Отвечать урок, здороваться, делать замечание нарушителю дисциплины, делиться летними впечатлениями с товарищами, делать доклад в кружке, объяснять задачу однокласснику, приглашать ребят в поход, обсуждать с ними маршрут, давать сведения о местности, рассказывать сказку маме

Учащиеся работают по карточкам.

Ученики сверяют выполненные задания по карточкам с эталоном.


Эталон к карточке №1



Официальная обстановка- деловая, а неофициальная- свободная, непринуждённая.

Неофициальная –дома, в школе на перемене, на прогулке в лесу,в магазине, в гостях у знакомых

Официальная- на работе, в школе на уроке, на экскурсии в музее, на собрании

Эталон к карточке №2.

Общение- разговор( здороваться,делиться летними впечатлениями, обсуждать маршрут,рассказать сказку маме)

Сообщение – передача полезной информации (отвечать урок,делать доклад, объяснять задачу,давать сведения о местности.)

Воздействие – желание пробудить ответные чувства( делать замечание,приглашать в поход)



6 этап обобщения затруднений во внешней речи.

Учитель. Давайте проговорим в своих ответах , с какими затруднениями мы встретились в определении стилей речи и их аргументации.

Ученики. Нужно внимательно читать текст. Правильно определять , где можно встретить данный текст, определить задачу, которую ставит автор текста и тд.

7 этап Самостоятельная работа №2

Учебник стр 33-34 ,упр 39. Сделать анализ текста по плану учебника стр 28-29

Эталон проверки (упр. 39- задание3. Порядок стилистического анализа стр 28-29)

1.Тема текста- тайна слова, имеющего два разноязычных названия.

Основная мысль текста –влияние разных языков на лексику русского языка.

2 Тип речи – комбинированный.

Способ связи- цепная связь( повтор ключевого слова, замена его синонимом, повтор того или иного члена предложения).

3.Характеризуем ситуацию общения: автор, размышляя над интересным фактом, делится с читателем своими неожиданными открытиями. Задачи речи- создать картину, рассказать всем историю открытия, изобразить предмет, передать эмоции;

4Характеристика речи –непринуждённая, эмоциональная, образная.

5 Стиль речи – художественный, жанр текста – отрывок из рассказа или очерк.

6.Языковые средства, особенности речи: язык текста приближен к разговорному, поэтому имеются в тексте разговорные конструкции( «поди», «этим-то», «не в ногу с наукой шагают», «для пущей учёности»), соответствующая лексика («хлебная солома», «лежанки и печи», «ребятишки») Особенности синтаксиса : вопросно-ответная форма изложения, восклицательные предложения, диалог и прямая речь.

7Изобразительно-выразительные средства: эпитеты («певучие дудочки»), сравнение («в палец толщиной»), метафора и олицетворение («султаны выше его головы полощутся»)

8 этап включения в систему знаний.

Учащиеся, выполнившие работу без ошибок, пишут творческую работу на тему «Составь памятку по правильному обращению читателя с книгой»

Остальные учащиеся определяют стили речи указанных текстов.

1

Ветер - перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Сильный ветер с круговым движением воздуха называется вихрем.

2

Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце.

3

3автра ожидается переменная облачность. Ветер сильный, порывистый, местами достигающий 10-12 метров в секунду.

4.

Ну и ветрища на улице. Нос высунуть нельзя. Так и рвёт, и валит с ног. Сиди-ка лучше ты дома.

Ответы : 1 текст- научный

2- художественный

3 – официально-деловой

4- разговорный

Учитель .По 4 тексту. Указать разговорную лексику и определить её роль в тексте.

Ученик. Форма слова- ветрища, фразеологизм- высунуть нос, повелит.форма глагола с частицей –ка для смягчения

9 этап рефлексии учебной деятельности.

Группа с творческими заданиями осуществляют взаимопроверку работ и готовятся представлять лучшую.

Ученик. Я справился с задачей урока, научился не только определять стиль текста , но и аргументировать свой выбор, во второй самостоятельной работе я допустил только одну незначительную ошибку , последнее задание было безошибочным. Думаю мне можно поставить за урок «4»

Ученик. Я ошибки допускал по своей невнимательности, нужно читать текст более внимательно. К сожалению ошибки были ,можно поставить оценку «3»

Сдают оценочные листы.

Слушаем и оцениваем творческую работу по теме « Книга в моей жизни»

Слушаем и оцениваем творческую работу по теме « Памятка обращения читателя с книгой»

Учащиеся оценивают творческие задания одноклассников, выставляют оценки.

Домашнее задание. Упр 40 –1группа -.анализ текста( план стр28-29)

2 группа- задание 2 к упр 40

3 группа- подберите ( или составьте сами) тексты на одну тему, но разных стилей
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока русского языка 8 класс. Стили речи

Автор: Пивоварова Любовь Николаевна

Дата: 26.12.2019

Номер свидетельства: 533664

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект  урока русского языка в 6 классе  «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-obuchieniie-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-na-linghvistichieskuiu-tiemu"
    ["file_id"] => string(6) "235688"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443795995"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока. Русский язык. 5 класс. Тема урока: "Глагол как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkii-iazyk-5-klass-tiema-uroka-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "221128"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435058227"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "138008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417457190"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства