Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Роль языка в жизни общества"»
Русский язык, 10 класс
Тема: Роль языка в жизни общества
Цель урока: сформировать у обучающихся представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Задачи:
формировать умение опознавать и анализировать языковые факты;
развивать умение работать с текстом и извлекать из него необходимую информацию;
совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки в создании устных и письменных высказываний школьников;
прививать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний.
Оборудование: портрет Д.С.Лихачева, отпечатанный экземпляр текста по Д.С.Лихачеву и тест для каждого ученика.
Ход урока
Запись/распечатка на доске:
Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает.
Д.С.Лихачев
Организационный момент
Мотивация учебной деятельности
Проблемный вопрос:
- Что такое язык? Какие важные жизненные понятия и ассоциации связаны для вас с языком?
3. Актуализация опорных знаний
3.1. Беседа с обучающимися
Из-за сложившейся проблемной ситуации в нашем регионе сегодня огромное значение придается русскому языку на государственном уровне. Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян и язык общения 160 народов и национальностей не только в России, но и в других странах. Это один из шести рабочих языков ООН. Это язык великой русской литературы, это первый язык общения в космосе и это наш с вами родной язык, который в 2020 году объявлен единственным государственным языком ЛНР.
Работа с доской
Обратите внимание на высказывание о русском языке на доске. Как вы понимаете это высказывание? Автор цитаты – Д.С.Лихачев. Что мы знаем о нем?
Сообщение обучающегося
Краткая справка о Д.С.Лихачеве и реклама книги «Письма о добром и прекрасном».
Практическая часть урока
Анализ предложения, синтаксический разбор
Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает.
- Какие виды сказуемых встретились в этом предложении?
- Какие виды сказуемых вы знаете?
- Как называется предложение, в котором есть только один главный член?
- Какие виды односоставных предложений вы знаете?
- Какие способы связи слов могут быть в словосочетании?
4.2. Запишите примеры словосочетаний из предложения.
(Согласование: большая ценность; управление: ценность народа, пишет на котором)
4.3. Работа с текстом
4.3.1. Выразительное чтение
1. Самая большая ценность народа - его язык, на котором он пишет, говорит, думает.
2. Думает!
3. Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
4. Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
5. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит.
6. Язык человека – точный показатель человеческих качеств, его культуры.
7. А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами».
8. Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения.
9. Это свидетельствует о психологической незащищенности человека, его слабости.
10. По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов.
11. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
12. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
13. Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.
14. О русском языке как о языке народа писалось много.
15. Это один из совершеннейших языков мира, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в 19 веке лучшую в мире литературу и поэзию. 16. Тургенев говорил о русском языке: «… нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!». (По Д.С.Лихачеву)
4.3.2. Беседа
- Назовите стиль и тип текста.
- Сформулируйте проблемы, поставленные автором текста. Запишите их тезисно.
(Вся жизнь человека проходит через родной язык. Язык человека – показатель его культуры. Русский язык - один из совершеннейших языков мира.)
4.3.3. Работа с 14 предложением: О русском языке как о языке народа писалось много.
Подчеркните грамматическую основу, назовите вид предложения по составу и тип сказуемого (безличное, простое глагольное сказуемое).
4.4. Тестовая работа:
1. Укажите верную характеристику 7 предложения:
а) сложное с подчинительной и бессоюзной связью
б) простое с однородными членами
в) сложносочиненное
г) сложноподчиненное
2. Какое сочетание слов является грамматической основой в одной из частей сложного 4 предложения:
а) эмоции, ощущения окрашивают
б) подталкивают мысль
в) эмоции, ощущения окрашивают или подталкивают
г) окрашивают то или подталкивают
3. Какие предложения (6 – 10) являются сложными:
а) 6, 7
б) 10
в) 8, 9
г) 7
4. Укажите правильную морфологическую характеристику слова развивавшийся из 14 предложения
а) действительное причастие
б) прилагательное
в) страдательное причастие
г) деепричастие
Из предложения 10 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом (по-настоящему).
6. В каком предложении (7 -11) есть однородные подлежащие. Напишите номер этого предложения (7).
5. Домашнее задание
В тетради записаны тезисы статьи Лихачева. Это и есть проблемы, которые поднимает автор статьи. Ваша задача - прокомментировать одну из названных проблем. Это должно быть сочинение-рассуждение. Для аргументации своих утверждений вы можете использовать цитаты.