kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по светской этике "Особенности морали"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №4

Тема: Особенности морали (« Ты о людских пороках не кричи!»)

 Цели:

  1. Воспитывать у учащихся умение жить в коллективе, уважать других людей; учить доброму отношению друг к другу;

  2. Повышать культурный уровень учащихся;

  3. Пробуждать и укреплять у учащихся внимательное и бережное отношение к окружающим людям.

Оборудование:  книги с басней И.А.Крылова «Зеркало и Обезьяна», иллюстрации к этой басне.

                                                           Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся.

Известный восточный поэт XIIIв. Саади прожил очень долгую жизнь и многое повидал на своем веку. Его стихи полны мудрости.

Дорогу правды сам найти старайся,

К ошибкам ближнего не придирайся

И о чужих пороках не кричи.

Сам на себя взгляни и замолчи…

Некоторые ребята очень любят поговорить о недостатках своих товарищей. Иногда заносчиво, насмешливо, хотя сами далеки от совершенства. И кто захочет с таким насмешником дружить?

 Недаром говорят в народе: «Скалозубы не бывают любы!»

Такому «разоблачителю» вряд ли поможет обиженный в трудную минуту!

А вы, ребята, сталкивались с такими людьми? Расскажите.

  1. Работа по теме урока.

Ø  Работа над басней.На эту тему известный баснописец Иван Андреевич Крылов написал басню «Зеркало и Обезьяна». Давайте прочитаем эту басню.

ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

"Смотри-ка",- говорит,- "кум милый мой!

Что это там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть".-

"Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"-

Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

               ____________

 

Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Я даже видел то вчера:

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают,

А он украдкою кивает на Петра.

 

Какова же мораль этой басни?

(«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборатиться?».)

- А что же такое мораль?(понятие)

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него общественного мнения.

Работа  над стихотворением.

Послушайте стихотворение Бориса Заходера «Очень вежливый Индюк». (Учитель читает стихотворение).

Объявился  в доме   вдруг

Очень вежливый индюк.

Раз по тридцать в день,   не реже,

Он кричал:    - эй вы, невежи!

Заходите, что ли, в гости -     поучиться

Веж- ли- вос- ти!

Я и сам,- кричал индюк,-   Доктор Вежливых Наук,

И жена моя - пример   замечательных манер:

Даже когда спит она,  видно, что воспитана!

Не стесняйся ты, осел!    Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь   как рыба?

Говори: "Приду, спасибо!"    Ты не будь свиньей, свинья,-  

   Ждет тебя моя семья!

Только раньше бы    умыла     ты свое свиное рыло!

Как ни бился он,  однако   так никто и не пришел -

Ни корова,  ни собака,  ни хавронья,  ни осел!

Посинел индюк от злости:  - не идут, нахалы, в гости!

Зря пропали все труды    все они - балды-балды!

И добавил   с высоты   своего величия:

- Не усвоили,  скоты,   правила приличия!

 

 Как этот Индюк высмеивает всех! А в результате – в гости к нему «так никто и не пришел – ни Корова, ни Собака, ни Хавронья, ни Осел!».

Ø  Зачитывание учеником строк из «Домостроя»

В старину наши предки строго следили, чтобы домашние не осуждали других людей, хозяевам рекомендовалось и от слуг того же требовать: «Слугам своим накажи не осуждать тех людей, у которых они были на людях, и что нехорошее видели – о том бы дома не сказывали. И о том, что случается дома, тоже бы людям не сказывали: с чем послан, о том и помни, а станут о чем ином спрашивать, не отвечай, и не знай, и не ведай того…» (Домострой. – М.: Сов. Россия, 1990 – с.149).

Ø  Зачитывание строк из Библии

Для наших предков и нормы морали имели силу божественных заповедей: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерой мерите, такою и вам будут мерить.» (Библия. Ев. Мф 7,2.).

В старину, вообще боялись очернить человека, нанести «урон чести и славе» другого. В общении всегда нужно быть тактичным, а к себе в десять раз требовательным, чем к другим.

- Так что ж, теперь и замечание никому не сделай, на недостатки не укажи!?

( Суждения детей)

Ø  Вывод учителя.

-Замечания делать можно, но лучше наедине, а не прилюдно. А если какой-то неэтичный поступок обсуждается в коллективе, то сначала нужно отметить хорошие, добрые поступки этого человека, а затем указать на его недостатки. Этим вы смягчите его вину.

-Нужно всегда поступать в соответствии с золотым правилом: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».  Одно дело – сделать замечание по поводу неэтичного поступка (тактично и уместно), другое – иметь привычку осуждать других, сплетничать или просто упражняться в остроумии по адресу робких, безответных ребят.

Вот такой совет Честерфилд давал своему сыну:

«Ты должен тщательным образом скрывать свое презрение к человеку, каким бы справедливым оно не было, если не хочешь нажить в нем непримиримого врага…. Если ты наделен остроумием, то употреби его на то, чтобы понравиться, а не на то, чтобы кого-то обидеть». И далее отец сыну советует придерживаться проверенного опытом жизни библейского изречения: «Не делай другому того, чего себе не желаешь». (Честерфилд. Письма сыну. // Воспитание школьников. – 1994. - №4 – с.40)

  1. Релаксация ( слушание муз.произ. П.И. Чайковского « Времена года. Весна»)

- Что вы представили, слушая музыку?

  1. Знакомство с новыми понятиями – материальная и духовная культура.

1. Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Материальная культура — это результат созидательной, практически-преобразовательной деятельности людей. Это освоенная и преобразованная людьми природа, средства производства, включая обработанную землю, добытые полезные ископаемые, орудия труда, механизмы, машины, оборудования, хозяйственные постройки, средства связи. Это способы производства, организация трудового процесса и процесса обмена результатами труда. Это средства потребления, включая продукты, одежду, предметы обихода, жилые и общественные постройки, места и средства ритуально-обрядовых действий, отдыха и развлечения, средства связи. Это властные структуры, политические системы, государственный порядок.

Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека. Подвидами материально-культурных феноменов являются:

К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание — то, что они значат для личности и общества.

Духовную культуру можно классифицировать так же, как и материальную, т. е. на основании степени творчески-преобразующей деятельности создавшего ее человека. Исходя из этого критерия, выделяют следующие подвиды духовной культуры:

Духовная культура — это результат познавательной деятельности людей. Это системы воспитания, правила поведения, нравственные нормы общения, этика и этикет. Это произведения искусства и литературы, художественные образы, эстетические ценности. Это поверья и вероучения, магия и религия. Это право и законы, идеалы общественных отношений, идеологии. Это система образования, научные и философские теории, истины научного познания.

В современном языке понятие «культура» употребляется в основном, в широком и узком значениях.

Однако, несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали, что:

1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта;

2) культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы;

3) культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него общественного мнения.

Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности квалифицируют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.

В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.

Ø  Работа с пособием.

Ø  Беседа.

- Как вы понимаете слова «материальная культура» и  «духовная культура»?

Ø  Работа в группах .

- Сопоставьте образцы материальной и духовной культуры.

Образцы материальной культуры

Образцы духовной культуры

Собор Василия Блаженного

Молитвы

Картины художников

Музыкальные произведения

театры

спектакли

библиотеки

Произведения Л.Н. Толстого

Ø  Проверка задания

  1. Итог урока.

Поэт и переводчик Борис Заходер в стихотворении «Сова» тактично намекает:

Мудрейшая птица на свете – Сова!

Все слышит, но очень скупа на слова.

Чем больше услышит –

Тем меньше болтает.

Ах, этого многим из нас не хватает!

Выучите, пожалуйста, наизусть эти мудрые стихи и вспоминайте их, когда вам захочется посудачить «о пороках ближнего своего».

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по светской этике "Особенности морали" »

Урок №4

Тема: Особенности морали (« Ты о людских пороках не кричи!»)

 Цели:

  1. Воспитывать у учащихся умение жить в коллективе, уважать других людей; учить доброму отношению друг к другу;

  2. Повышать культурный уровень учащихся;

  3. Пробуждать и укреплять у учащихся внимательное и бережное отношение к окружающим людям.

Оборудование:  книги с басней И.А.Крылова «Зеркало и Обезьяна», иллюстрации к этой басне.

  Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся.

Известный восточный поэт XIIIв. Саади прожил очень долгую жизнь и многое повидал на своем веку. Его стихи полны мудрости.

Дорогу правды сам найти старайся,

К ошибкам ближнего не придирайся

И о чужих пороках не кричи.

Сам на себя взгляни и замолчи…

Некоторые ребята очень любят поговорить о недостатках своих товарищей. Иногда заносчиво, насмешливо, хотя сами далеки от совершенства. И кто захочет с таким насмешником дружить?

Недаром говорят в народе: «Скалозубы не бывают любы!»

Такому «разоблачителю» вряд ли поможет обиженный в трудную минуту!

А вы, ребята, сталкивались с такими людьми? Расскажите.

  1. Работа по теме урока.

  • Работа над басней.На эту тему известный баснописец Иван Андреевич Крылов написал басню «Зеркало и Обезьяна». Давайте прочитаем эту басню.

ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА



Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

"Смотри-ка",- говорит,- "кум милый мой!

Что это там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть".-

"Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"-

Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

____________



Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Я даже видел то вчера:

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают,

А он украдкою кивает на Петра.



Какова же мораль этой басни?

(«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборатиться?».)

- А что же такое мораль?(понятие)

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него общественного мнения.

Работа над стихотворением.

Послушайте стихотворение Бориса Заходера «Очень вежливый Индюк». (Учитель читает стихотворение).

Объявился в доме вдруг

Очень вежливый индюк.

Раз по тридцать в день, не реже,

Он кричал: - эй вы, невежи!

Заходите, что ли, в гости - поучиться

Веж- ли- вос- ти!

Я и сам,- кричал индюк,- Доктор Вежливых Наук,

И жена моя - пример замечательных манер:

Даже когда спит она, видно, что воспитана!

Не стесняйся ты, осел! Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь как рыба?

Говори: "Приду, спасибо!" Ты не будь свиньей, свинья,-

Ждет тебя моя семья!

Только раньше бы умыла ты свое свиное рыло!

Как ни бился он, однако так никто и не пришел -

Ни корова, ни собака, ни хавронья, ни осел!

Посинел индюк от злости: - не идут, нахалы, в гости!

Зря пропали все труды все они - балды-балды!

И добавил с высоты своего величия:

- Не усвоили, скоты, правила приличия!



Как этот Индюк высмеивает всех! А в результате – в гости к нему «так никто и не пришел – ни Корова, ни Собака, ни Хавронья, ни Осел!».

  • Зачитывание учеником строк из «Домостроя»

В старину наши предки строго следили, чтобы домашние не осуждали других людей, хозяевам рекомендовалось и от слуг того же требовать: «Слугам своим накажи не осуждать тех людей, у которых они были на людях, и что нехорошее видели – о том бы дома не сказывали. И о том, что случается дома, тоже бы людям не сказывали: с чем послан, о том и помни, а станут о чем ином спрашивать, не отвечай, и не знай, и не ведай того…» (Домострой. – М.: Сов. Россия, 1990 – с.149).

  • Зачитывание строк из Библии

Для наших предков и нормы морали имели силу божественных заповедей: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерой мерите, такою и вам будут мерить.» (Библия. Ев. Мф 7,2.).

В старину, вообще боялись очернить человека, нанести «урон чести и славе» другого. В общении всегда нужно быть тактичным, а к себе в десять раз требовательным, чем к другим.

- Так что ж, теперь и замечание никому не сделай, на недостатки не укажи!?

( Суждения детей)

  • Вывод учителя.

-Замечания делать можно, но лучше наедине, а не прилюдно. А если какой-то неэтичный поступок обсуждается в коллективе, то сначала нужно отметить хорошие, добрые поступки этого человека, а затем указать на его недостатки. Этим вы смягчите его вину.

-Нужно всегда поступать в соответствии с золотым правилом: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».  Одно дело – сделать замечание по поводу неэтичного поступка (тактично и уместно), другое – иметь привычку осуждать других, сплетничать или просто упражняться в остроумии по адресу робких, безответных ребят.

Вот такой совет Честерфилд давал своему сыну:

«Ты должен тщательным образом скрывать свое презрение к человеку, каким бы справедливым оно не было, если не хочешь нажить в нем непримиримого врага…. Если ты наделен остроумием, то употреби его на то, чтобы понравиться, а не на то, чтобы кого-то обидеть». И далее отец сыну советует придерживаться проверенного опытом жизни библейского изречения: «Не делай другому того, чего себе не желаешь». (Честерфилд. Письма сыну. // Воспитание школьников. – 1994. - №4 – с.40)

  1. Релаксация ( слушание муз.произ. П.И. Чайковского « Времена года. Весна»)

- Что вы представили, слушая музыку?

  1. Знакомство с новыми понятиями – материальная и духовная культура.

1. Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.



Материальная культура — это результат созидательной, практически-преобразовательной деятельности людей. Это освоенная и преобразованная людьми природа, средства производства, включая обработанную землю, добытые полезные ископаемые, орудия труда, механизмы, машины, оборудования, хозяйственные постройки, средства связи. Это способы производства, организация трудового процесса и процесса обмена результатами труда. Это средства потребления, включая продукты, одежду, предметы обихода, жилые и общественные постройки, места и средства ритуально-обрядовых действий, отдыха и развлечения, средства связи. Это властные структуры, политические системы, государственный порядок.

Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека. Подвидами материально-культурных феноменов являются:

К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание — то, что они значат для личности и общества.

Духовную культуру можно классифицировать так же, как и материальную, т. е. на основании степени творчески-преобразующей деятельности создавшего ее человека. Исходя из этого критерия, выделяют следующие подвиды духовной культуры:

Духовная культура — это результат познавательной деятельности людей. Это системы воспитания, правила поведения, нравственные нормы общения, этика и этикет. Это произведения искусства и литературы, художественные образы, эстетические ценности. Это поверья и вероучения, магия и религия. Это право и законы, идеалы общественных отношений, идеологии. Это система образования, научные и философские теории, истины научного познания.

В современном языке понятие «культура» употребляется в основном, в широком и узком значениях.

Однако, несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали, что:

1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта;

2) культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы;

3) культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.





Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него общественного мнения.

Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности квалифицируют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.

В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.

  • Работа с пособием.

  • Беседа.

- Как вы понимаете слова «материальная культура» и «духовная культура»?

  • Работа в группах .

- Сопоставьте образцы материальной и духовной культуры.

Образцы материальной культуры

Образцы духовной культуры

Собор Василия Блаженного

Молитвы

Картины художников

Музыкальные произведения

театры

спектакли

библиотеки

Произведения Л.Н. Толстого

  • Проверка задания

  1. Итог урока.

Поэт и переводчик Борис Заходер в стихотворении «Сова» тактично намекает:

Мудрейшая птица на свете – Сова!

Все слышит, но очень скупа на слова.

Чем больше услышит –

Тем меньше болтает.

Ах, этого многим из нас не хватает!

Выучите, пожалуйста, наизусть эти мудрые стихи и вспоминайте их, когда вам захочется посудачить «о пороках ближнего своего».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по светской этике "Особенности морали"

Автор: Яско Елена Анатольевна

Дата: 25.08.2014

Номер свидетельства: 112795

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Конспект урока "Добро и зло". "
    ["seo_title"] => string(27) "konspiekt-uroka-dobro-i-zlo"
    ["file_id"] => string(6) "151303"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420665134"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства