Урок русского языка. 2 класс. УМК Школа России.
Тема: Родственные слова.
1.Мобилизующий этап. 1 слайд.
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать.
И друг другу помогать.
2.Минутка чистописания. 2 слайд.
а з г
м
и а н
-Из данных букв выберите ту, которая обозначает гласный звук и указывает на мягкость согласных звуков. (буква и).
Пишем три заглавных и три строчных буквы и.
-Запишем соединения с буквами согласного парного звонкого звука.
(би, ди, ги. Зи, ви, жи)
-Указывает ли звук «и» в последнем соединении на мягкость согласного?
-Почему?
3.Словарная работа. Слайд 3.
-Составьте из рассыпавшихся букв слово. (магазин)
(Слово магазин к нам пришло из арабского языка и означало «склад»).
-Подчеркните орфограммы.
-Подберите родственные слова. (магазинчик, магазинный)
-Докажите, что это родственные слова.
-Составьте с этим словом предложение.
-Что такое предложение?
-Подчеркните грамматическую основу предложения.
4. Постановка учебной задачи.
-Вы, наверное уже догадались по какой теме мы будем продолжать работать.
-Назовите её.
-Чему мы будем учиться на уроке?
5.Работа над новым материалом. Закрепление.
1)Слайд 4 с изображением рыб.
-Назовите одним словом.
-К слову рыба подберите однокоренные слова.
(рыба, рыбка, рыбёшка, рыбалка, рыбак, рыбачить)
-Докажите, что это родственные слова.
2)Слайд 5. Что это?
-К слову лес подберите родственные слова.
(лес, лесок, лесной, лесник)
-Докажите, что это однокоренные слова.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
3)Работа с учителем. Слайд 6.
-Прочитайте. Распределите слова по группам. Как называются слова каждой группы? Почему?
(Гриб, гора, грибной, садовый, горка, грибок, грибник, сад, садик, горный)
гриб гора сад
грибной горка садовый
грибок горный садик
грибник
4)Работа в парах. Слайд 7.
-Прочитайте. Напишите, устранив в каждом ряду лишнее слово. Ответ обоснуйте.
1.нос, носильщик, носик, носатый;
2.час, часок, часть, часовщик;
3.гусь, гусята, гусеница, гусыня;
4.циркуль, цирк, цирковой, циркач.
-Проверка.
5)Самостоятельная работа. Слайд 8.
-Прочитайте. Докажите, что это текст.
-Выпишите из данного текста родственные слова.
Снежинки родились в облаках высоко над землёй. Они медленно опускались на землю. Красив снежный хоровод! А ты любишь первый снежок?
-Проверка.
6.Рефлексия. Слайд 9.
-Какие слова мы называем родственными словами?
-Что такое корень слова?
-Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я научился………
Мне понравилось……………………….
Было трудно…………………………………