Конспект урока "Пунктуация в простом и сложном предложениях"
Конспект урока "Пунктуация в простом и сложном предложениях"
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Тип урока: обобщение, закрепление и применение знаний на практике
Цели и задачи:
Образовательные: закрепить навыки постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях; умения работы по пунктуации текста.
Познавательные: Дать понятие о том, что знание теоретического материала по теме и практическое усвоение темы урока взаимосвязаны.
Воспитательные: воспитывать интерес к пунктуации текста; воспитание внимательного, вдумчивого чтения. Воспитание взаимопомощи, сотрудничества; способствовать ориентации в мире знаний.
Развивающие: повышать внимание учащихся к пунктуации текста; совершенствовать пунктуационную грамотность; развивать навыки пунктуационного анализа прозаического текста, формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.
Оборудование: слайды, карточки,
Технология развития критического мышления
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Пунктуация в простом и сложном предложениях"»
МБОУ “Маттинская средняя общеобразовательная школа им.Е.Д.Кычкина”
Тема открытого урока:
Пунктуация в простом и сложном предложениях.
Выполнила: Черкашина Е.Н.,
учитель русского языка и литературы
2018г.
План-конспект
урока русского языка в 11 классе
Тема урока: Пунктуация в простом и сложном предложениях.
Тип урока: обобщение, закрепление и применение знаний на практике
Цели и задачи:
Образовательные: закрепить навыки постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях; умения работы по пунктуации текста.
Познавательные: Дать понятие о том, что знание теоретического материала по теме и практическое усвоение темы урока взаимосвязаны.
Воспитательные: воспитывать интерес к пунктуации текста; воспитание внимательного, вдумчивого чтения. Воспитание взаимопомощи, сотрудничества; способствовать ориентации в мире знаний.
Развивающие: повышать внимание учащихся к пунктуации текста; совершенствовать пунктуационную грамотность; развивать навыки пунктуационного анализа прозаического текста, формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.
Оборудование: слайды, карточки,
Технология развития критического мышления
План урока:
Организационная часть. Целеполагание.
Актуализация знаний. Повторение теоретического материала по пунктуации.
Практическая часть.
Рефлексия.
Эпиграф:
"Знаки препинания - это как нотные знаки,
они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться".
К. Паустовский.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня в рамках педагогического субботника буду вести урок русского языка я, учитель МСОШ им.Е.Д. Кычкина Екатерина Николаевна. Мне очень приятно познакомиться с вами.
1. Мобилизующий этап
- Начнем урок. Нам нужна грамматическая тема. Тема урока кроется в этом метком выражении. Небольшие вещи которые ты сделаешь сегодня возможно принесут огромные плоды в будущем. (Имеет значение то, что ты делаешь именно прямо сейчас – из кинофильма «Падение Черного ястреба»)
- Что вы скажете по этому поводу?
- Прочитайте. Чего не хватает?
- Поставим знаки препинания. Нам теперь понятна мысль высказывания.
- Толкование высказывания
- Понравилось высказывание?
Тема: Пунктуация в простом и сложном предложениях.
- у каждого своя цель на этом уроке. Но основные цели сформулируем с помощью слов:
Вспомнить …
Узнать …..
Закрепить ….
Цели:Вспомнить правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях.
Узнать для себя новые сведения о пунктуации
Закрепить навыки постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях; умения работы по пунктуации текста.
11. Актуализация знаний. Теоретическая часть.
Пунктуация русского языка - это очень объемная, серьёзная тема. Многие ученики допускают ошибки, недочеты. Есть такие, которые совершенно не ставят знаки препинания, как это было до 15 века на Руси. А как у вас дела обстоят?
- Вот интересно, каким образом вы ставите знаки препинания? Что надо знать и уметь, чтобы правильно ставить знаки? Мозговую атаку сделаем.
(ответы записываются на доске. По смыслу, интонации, правилам).
- Вы совершенно верно назвали все принципы пунктуации. Давайте, повторим
Принципы пунктуации (слайды 1, 2,3,4).
• Грамматический (синтаксический) принцип. Употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу именно грамматическим (синтаксическим) принципом, ставятся по правилам.
(Знаки в конце предложения, в неполном предложении, между подлежащим и сказуемым, при обособленных членах, вводных словах, знаки между частями сложного предложения, между однородными членами и т.п.).
• Интонационный принцип. Знаки в предложении ставятся в соответствии с особенностями интонации.
Интонацией обусловлен выбор точки или восклицательного знака в конце предложения (невосклицательная или восклицательная интонация), выбор запятой или восклицательного знака после обращения, постановка интонационного тире и др.
• Смысловой (логический) принцип. Знаки в предложении ставятся в соответствии с оттенками смысла. Применяется тогда, когда возможны варианты смысла.
- Какие знаки можно ставить по смысловой нагрузке в этом предложении? (Работа на карточке. Проверка по слайду)
Этот человек не раз говорил брату Антон никогда не был учителем.
(1. «Этот человек, — не раз говорил брату Антон, — никогда не былучителем».
2. Этот человек не раз говорил брату: «Антон никогда не был учителем».
Этот человек, не раз говорил брату Антон, никогда не был учителем).
Слайд 5. Функции знаков препинания
Разделительная;
выделительная;
эмоционально-экспрессивная;
смыслоразличительная.
Слайд 6. Разделительные знаки - одиночные, их роль - обозначать границы между однородными членами предложения; простыми предложениями в составе сложного; отделить слова автора от прямой речи; одно независимое предложение от другого.
Слайд 7. Выделительные знаки - двойные (парные), их роль - выделять различные синтаксические конструкции внутри предложений:
причастные обороты;
деепричастные обороты;
сравнительные обороты;
прямая речь;
обращения;
вставные и вводные конструкции;
приложения. Слайд 8. Эмоционально-экспрессивная функция знаков
выражает вопрос или сомнение;
подчеркнуть внезапность события;
Подчеркнуть интонационную паузу;
внести значение недоговоренности, незаконченности мысли, вызванной эмоциональным состоянием;
подчеркнуть двойное значение слов, ироническое значение,
противоположное значение и т.п.
Слайд 9. Смыслоразличительная функция знаков
Тире в БСП помогает передать различные смысловые оттенки (быструю смену событий, время, следствие, условие, противопоставление). Многоточие обозначает пропуск в части цитируемого текста. Двоеточие предупреждает о последующем разъяснении и пояснении.
Вывод. Таким образом, мы повторили теоретические сведения о пунктуации. Они важны, нужны нам? Для чего? Составим синквейн.
(Знаки препинания.
Многофункциональные, выразительные.
Завершают, выделяют, разделяют.
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
Ясность.)
111. Практическая часть
1. 15, 16, 17, 18, 19 задания экзамена по русскому языку на правильную постановку знаков препинания. На какие правила?
15 задание - пунктуация в ССП и простое предложение с однородными членами.
16 задание - знаки препинания в предложениях с обособленными членами
17 задание - знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически
не связанные с членами предложения. Вводные слова и предложения; обращения, междометия.
18 задание - знаки препинания в СПП
19 задание - знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Вывод:
- какой пунктуационный принцип в основном преследуется в этих заданиях? (грамм. принцип)
- какие функции знаков подчеркиваются в этих заданиях (Выделительные, разделительные).
2. Хотелось бы остановиться на некоторых моментах, которые составляют трудности. Поработаем в парах. 7 пар - 7 заданий на различные правила по пунктуации.
Почему не ставится запятая? (карточки)
Ни свет ни заря
Ни то ни сё
Ни шатко ни валко
И туда и сюда
И так и сяк
ни себе ни людям
ни жив ни мертв
В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы матч.
Когда состоится заседание кафедры и какова повестка дня?
Пусть кончится зима и наступит весна.
Как ярко светит солнце и как ласков летний ветерок!
Мороз и солнце…
Мальчик бежал по коридору сломя голову.
Будем работать засучив рукава
Эпоха, начавшаяся после открытий Галилео Галилея и завершив работами Исаака Ньютона, обозначила важный поворот в истории человечества.
Его работа действительно интересна. (Действительно (=в самом деле), его работа интересна.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что если у вас будет уважительное отношение к другим, то придёт память на правила хорошего поведения…
- пары рассказывают.
Вывод. Ученик делает общий вывод, когда знаки не ставятся.
3. Работа по тексту. Проанализируем пунктуацию художественного текста из рассказа И.А.Бунина
«Косцы».
- Чтение текста.
- Сделайте, пожалуйста, общую пунктуационную характеристику текста.
Какие пунктуационные особенности текста вы подметили? Назовите примеры.
- Порядок пунктуационного разбора
Объяснить условия (грамматические, смысловые, интонационные) постановки знаков препинания.
Дать характеристику знакам препинания по их употреблению (одиночные, повторяющиеся, парные).
Охарактеризовать знаки препинания по их функции (разделительные, выделительные)
Сформулировать правило постановки знаков препинания.
Работаем в парах. Текст И.А.Бунина имеет непростую пунктуационную организацию. Найдите в нем предложения простые; осложненные обособленными членами предложения; однородными членами.
Промежуточная рефлексия. Обсудите полученные результаты. С какими проблемами вы встретились? Можно использовать такую работу как один из видов работы по подготовке к экзаменам. - Показ работы в парах.
Д.З. Составьте по аналогии задания 15, 16, 17, 18, 19
1V. Рефлексия:
Что повторили и закрепили?
Что вам более понравилось на уроке?
Что более запомнилось?
Над чем нужно поработать?
Что же нового вы открыли для себя?
Каким вы увидели себя на уроке?
Смогли ли вы добиться «своих целей»?
Мне понравилось с вами работать. На уроке работали старательно. Поддержали меня очень. Видно, и чувствуется, что вы хорошо готовитесь к экзаменам. Я желаю вам больших успехов на экзаменах и поступить в этом году в желаемые учебные заведения.