Основная образовательная цель: совершенствование умения находить грамматическую основу предложения; знакомство с односоставными и двусоставными предложениями.
Тип урока:комбинированный
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Подлежащее и сказуемое"»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дохновичская средняя общеобразовательная школа» Стародубского муниципального округа Брянской области
Конспект урока по русскому языку
в 5 классе по теме:
«Подлежащее и сказуемое»
»
подготовила:
учитель русского языка и литературы
Емельяненко Екатерина Викторовна
с. Дохновичи 2023
Тема:«Грамматическая основа предложения»
Основная образовательная цель: совершенствование умения находить грамматическую основу предложения; знакомство с односоставными и двусоставными предложениями.
Тип урока:комбинированный
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие.
-Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть, и мне не терпится поскорее начать наш урок! Какое настроение вы хотите взять с собой на урок?(веселое, радостное, печальное)
-Чтобы поднять друг другу настроение, давайте порадуем себя теплыми, добрыми словами.
На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово,
Что дать нам напиться.
-Посмотрите в глаза друг другу и порадуйте парой добрых слов!
-А теперь с хорошим настроением можем начать наше занятие!
2.Постановка темы и целей урока.
-Сегодня у нас не просто урок, а урок- путешествие. У каждого из вас на столе лежит карта(Приложение 1), в которой отмечены места, которые мы должны посетить. А чтобы узнать, как называется наш маршрут, давайте отгадаем загадки.
-Этот главный член найду, Две черты я проведу. Он в основе есть, скажу я, Называется…(сказуемое)
- Я его в основе встречу,
Подчеркну одной чертой.
На вопрос «Кто?», «Что?» ответит
Этот главный член. Какой?(подлежащее)
- Я главные члены ищу в предложении.
Подлежащего нет, где-то спряталось снова.
Оно со сказуемым в соединении
Составляет... (грамматическую основу)
-Итак, как вы думаете, как называется наше путешествие? (грамматическая основа)
-Напишите название «Грамматическая основа»на карте и во время путешествия не забывайте отмечать наши остановки!
-Ребята, а как вам кажется, зачем мы отправляемся в это путешествие? Может быть останемся дома? Вдруг нас ожидают опасности? (дети размышляют)
- Правильно, ребята, если сидеть на одном месте можно столько нового и интересного пропустить. Нужно постоянно куда-то двигаться, развиваться, пытаться узнавать что-то новое и интересное. И сегодня мы вспомним с вами, что такое подлежащее, сказуемое, грамматическая основа предложения, вспомним, как ее находить, и узнаем что-то новое про этот раздел русского языка.
3. Актуализация опорных знаний.
-Итак, первая остановка у нас состоится в интереснейшем месте под названием «Верно-неверно». Я читаю утверждение, а вы должны ответить верно или не верно это утверждение. В своих тетрадях вы пишите «да» или «нет». Потом мы проверим, можем ли мы двигаться дальше.
1. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, называется фонетика.
2. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
3. По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и невосклицательные.
4. Словосочетание состоит из двух слов: главного и зависимого.
5. «Природа расцветает» - это словосочетание.
- А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга, выставьте баллы за работу. (количество баллов по количеству правильных ответов).
-Отметим эту остановку на карте, укажите и ваш балл за эту работу.
4. Совершенствование знаний и умений .
-Следующая остановка называется «Я много знаю, потому что много читаю» (работа с текстом).
- Девочки и мальчики, обратите внимание на ваших партах есть карточки с текстом. Именно работа с текстом поможет нам продвинуться в нашем путешествии.
(1)Мы входим в зелёную чащу.(2) Останавливаемся и замираем от восторга.(3) Ровными рядами стоят высокие сосны. (3)Редкий луч солнца льётся через густую зелень. (4)Тишь и глушь в лесу.
Задания к тексту:
Прочитайте текст ( чтение вслух).
Определите тему текста, его основную мысль.
Озаглавьте текст ( размышления вслух, приходим к одному варианту).
Вставьте пропущенные буквы и объясните свой выбор (работа с орфограммами).
Подчеркните в каждом предложении подлежащее сказуемое.
Определите, чем выражены главные члены предложения.
-Отмети на карте, что мы преодолели этот участок пути!
5. Физкультминутка.
Следующая остановка «Здоровье – это важно»
Я буду читать вам слова однокоренные словам «лес» и «море». Если вы слышите слово однокоренное слову «лес», то приседаете, если однокоренное слову «море», то хлопаете в ладоши, а если слышите слово с совсем другим корнем, то прыгаете.
-Ребята, когда вы работали с текстом, ничего не показалось вам странным?
- Да, ребята, у нас есть предложения, в которых только один главный член предложения. Как мы называем такие предложения? (двусоставные и односоставные)
- Итак, отмечаем следующую остановку – «И один в поле воин»
- Как вы думаете, почему я дала такое название? ( потому что и один главный член предложения может передать смысл).
- Чтобы выполнить следующее задание нашего маршрута, необходимо поделиться на группы. ( дети делятся на три группы и получают дифференцированное задание)
Первая группа «Творческие люди», вторая группа «Десант для повторения», «Любители письма»
Первая группа получает задание написать мини-сочинение (6-7пр.) об осени. Их задача использовать разные виды предложений: двусоставные и односоставные.
Вторая группа делает по очереди синтаксический разбор предложений под руководством учителя. (1.А вот сидит на дубе и громко воркует чудесный голубь.2. Солнце поднималось над деревьями и успело высушить дождь. 3. Лучи солнца пробиваются сквозь густую зелень листвы.)
Третья группа работает над упражнением из учебника.
- Давайте послушаем сочинения наших творцов.
-Ну что же ребята наше путешествие подошло к концу. Давайте подведем итог нашей прогулки.
-Отметим на карте наши впечатления.
7.Домашнее задание.
8. Выставление оценок. Самых активных учащихся оценить. Собрать тетради на проверку.