kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Способы словообразования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок направлен на обобщение и ситематизацию знаний по теме "Словообразование"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Способы словообразования"»

Урок русского языка

Тема: Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи.

Цели: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме, умения определять способы образования слов.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы, целей.

III. Основная часть.

  1. Анализ контрольного диктанта.

  2. Запишите слова, образовывая с ними словосочетания. Что общего во всех этих словах? В каких частях слова (морфемах) находятся орфограммы?                  

 Ж..ЛТЫЙ, Ш..ЛКОВЫЙ, Ш..ПОТ;

                      КРЫЖ..ВНИК, Ш..В, Ш..РОХ;

                       Ш..КОЛАД, Ш..РТЫ, Ш..КИРОВАТЬ;

                       ДУРАЧ..К, ЛУЧ..М;

                       ПТИЦ..Й, ТУЧ..Й, СИТЦ..ВЫЙ.

3. Объяснение учебного материала

1.Проанализируйте схемы, определите, как образовано слово:

1)доверчивый← доверять  + -чив-

   – Как называется такой способ  образования слов?

                                                                    СУФФИКСАЛЬНЫЙ

2)беспорядок←бес- + порядок

   – Как называется такой способ образования слов?

                                                                     ПРИСТАВОЧНЫЙ

 3)безработица← без- +работа +-иц-

   – Как называется такой способ образования слов?

                                                      ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ

4)   вход←входить (а не приставочный, ход – не самое близкое однокоренное слово)

 – Как называется такой способ образования слов?

                                                      БЕССУФФИКСНЫЙ

4.Тренировочные упражнения.

Начертите табличку, запишите в столбики слова, оставляя верхнюю строку пустой.




вечерок

игрок

рынок

бугорок

ездок

хлопок

язычок

стрелок

песок

холодок

едок


ветерок




 – По какому принципу мы распределили слова в три группы? (ответы воспитанников) Что общего у всех этих слов? (они все одинаково оканчиваются)

 – Чем является -ок- в первом случае?  (суффикс с уменьшительно-ласкательным значением)

 – А во втором? ( суффикс в значении «тот, кто…»)

 – В третьем случае  ОК входит в состав корня.



5. Теоретический материал (продолжение)

К морфологическому способу образования слов относится и сложение:

  1. Сложение звуков ТЮЗ

  2. Сложение букв КГУ

  3. Сложение целых слов диван-кровать

  4. Сложение основ слов с соединительной гласной пешеход

  5. Сложение целого слова и части слова турпоход

  6. Сложение частей слова завуч

6. Тренировочные упражнения

Расшифровка аббревиатур (сложение начальных букв слов или их начальных звуков) (устно)

ОАО – открытое акционерное общество

ЭКГ – электрокардиограмма

УЗИ – ультразвуковое исследование

ВМФ – военно-морской флот

ВВС – военно-воздушные силы

ВДВ – воздушно-десантные войска

БМД – боевая машина десанта

БМП – боевая машина пехоты

ВУЗ – высшее учебное заведение

ТЮЗ – театр юного зрителя

7. Кроме морфологического способа образования слов, существует и неморфологический – это образование слов, в результате перехода одной части речи в другую, за счёт переосмысления понятия слова:

        У Лёни новенький (прил.) смартфон. – Двенадцатого ноября к нам в школу прибыл новенький (сущ.).

        Давайте подберём примеры (ответы)

                    (Н-р: Чайная посуда – чайная

                              Мороженое мясо – мороженое;

                        Гостиная комната – гостиная;

                        Ванная комната – ванная;

                        Приёмная комната – приёмная;

                        Докладная записка – докладная;

                        Комната учителей - учительская                        

Больной человек – больной.

8. Практические упражнения:

Клеветник, неприятный, нахлебник, свист (бессуффиксный), ЦУМ, пельменная, ССГПО, листовой, дедушка, подберезовик, РИИ, зелень.

  IV. Итог урока: 

  • Перечислите  способы образования слов в русском языке

V. Домашнее задание: придумать по 3 слова на каждый способ образования.

Образуйте от основ данных слов новые слова при помощи указанных приставок и суффиксов. Учтите, что иногда при образовании нового слова в основе может происходить чередование звуков (например: венец → подвенечный – ц//ч).

Уши (под- + -к-) _________________________

Уши (на- + -ник-) _________________________

Локоть (под- + -ник-) _________________________

Берёза (под- + -овик-) _________________________

Осина (под- + -овик-) _________________________

Морда (на- + -ник-) _________________________

Верх (с- + -у-_ _________________________

Таскать (вы- + -ива-) _________________________

Левый (с- + -а-) _________________________

Двое (у- + -и-) _________________________

Дорога (по- + -ник-) _________________________

Снег (под- + -ник-) _________________________

Школа (при- + -н-) _________________________

Облако (за- + -н-) _________________________

Колено (на- + -ник-) _________________________




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по теме: "Способы словообразования"

Автор: Смородина Галина Олеговна

Дата: 05.12.2022

Номер свидетельства: 619198

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка Словообразование. Обобщение. "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-slovoobrazovaniie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "166115"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422901096"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему "Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование» "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-sostav-slova-i-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "108003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403532989"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока по русскому языку "Морфемика и словообразование" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-morfiemika-i-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "141584"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418141285"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по русскому языку на тему "Словообразование имён существительных". "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slovoobrazovaniie-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "194421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427778263"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "конспект урока « Почему учим английский». "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-pochiemu-uchim-anghliiskii"
    ["file_id"] => string(6) "103513"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402589367"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства