kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными места"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 ТЕМА: «Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными  места»  

 Цели: совершенствовать знания обучающихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений.

 Задачи:

                1)мотивационная: направить практическую деятельность обучающихся на подготовку к уроку развития речи (сочинению на тему: «Природа родного края»), а в перспективе — на подготовку  к ГИА;

               2)образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить СПП, определять виды придаточных, выполнять синтаксический разбор, ставить знаки препинания;

               3)развивающая: развивать интеллектуальные умения, анализировать, классифицировать и  систематизировать материал по синтаксису СПП, совершенствовать информационно-учебные  умения через применение компьютерных технологий, развивать творческие способности;

              4)воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, к  родной природе, музыке.

  Тип урока: урок изучения нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными места"»




Учитель: Блинкова А.П.


ТЕМА: «Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными места»

Цели: совершенствовать знания обучающихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений.

Задачи:

1)мотивационная: направить практическую деятельность обучающихся на подготовку к уроку развития речи (сочинению на тему: «Природа родного края»), а в перспективе — на подготовку к ГИА;

2)образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить СПП, определять виды придаточных, выполнять синтаксический разбор, ставить знаки препинания;

3)развивающая: развивать интеллектуальные умения, анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису СПП, совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий, развивать творческие способности;

4)воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, к родной природе, музыке.


Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-презентация с элементами проектно-исследовательской деятельности.

Оборудование: компьютер, диск с песней «На родной земле стою...»

Можно быть счастливым только

там, где ты родился и вырос

(Ю.В. Сергеев)


Ход урока

I Организационный этап.

1. Звучит запись песни «На родной земле стою...» (фрагмент)

2. Мотивация. Постановка темы. Цели, задачи урока. Обращение к эпиграфу. (слайд№1)

- Есть ли что-то общее в теме прозвучавшей песни, теме эпиграфа к уроку? (Тема родного края)

- Сегодня мы будем исследовать СПП с придаточными обстоятельственными места, а материалом послужат предложения по теме «Родной край, природа родного края».

(сообщается о предстоящем сочинении)

- Запись темы, эпиграфа.


II Этап проверки домашнего задания.

Дано было задание: (слайд№2)

- повторить все изученные виды придаточных (определительные, изъяснительные, обстоятельственные образа действия и степени)

- по группам: составить схемы указанных предложений, расставить знаки препинания, дать им характеристику.

У доски работают 3 человека.

  1. Детство — это путешествие, которое никому не удалось совершить дважды.

  2. Воздух так чист, что видна каждая ветка.

  3. В ясный день в лесу вы увидите, как осенняя паутина блестит на солнце.

Проверка д\з производится методом взаимопроверки и самоконтроля (слайд № 3 на экране)

1 гр. [….сущ], (с.с. которое…) – СПП с придаточным определительным

Какое?

2 гр. [..ук.сл. + прилаг.], (с.что…) – СПП с придаточным обстоятельственным

В какой степени? степени

3 гр. […глагол], (с.с. как….) – СПП с придаточным изъяснительным

Что?




III Актуализация знаний. Лингвистическая зарядка.

  1. Виды сложных предложений?

  2. Виды союзных предложений?

  3. Виды СПП? (3 группы)

  4. Союзные слова? (кто, что, какой, чей, который, сколько, куда, откуда и когда)

  5. В роли союзных слов выступают…( относительные местоимения, наречия).

  6. Какое средство связи можно опустить: союз или союзное слово? Как еще отличить союзы от союзных слов?

  7. Виды обстоятельств? Каким второстепенным членам предложения соответствуют изученные придаточные?

  8. Какие виды придаточных мы уже изучили?

  9. На какие вопросы отвечают придаточные степени и образа действия?


Проверка д\з производится методом взаимопроверки и самоконтроля (слайд № 3 на экране)


IV Этап усвоения новых знаний.

1. Ребята, первоначальное представление о СПП с придаточными обстоятельственными вы получили из нашей опорной таблицы (на 1 уроке).

Сегодня наша задача — исследовать всесторонне обстоятельственные придаточные места, научиться их отличать от других видов. Группа ребята получила опережающее задание: подготовить исследовательский мини-проект по данной теме.

2. Представление и защита мини-проекта с помощью презентации по следующему плану:

    • Тема. Цели. Задачи.

    • План-схема исследования

    • Объем исследования. Изученный материал.

    • Употребление в речи (в каких текстах, с какой целью используются)

    • Проблемы при изучении. (см. приложение, презентацию)

3. Защита проекта. Вопросы класса, учителя

4. Рецензия на проект (1-2 обучающихся)


Мини – проект «СПП с придаточными обстоятельственными места»

Цели: исследовать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными места

Объем материала, использованного для исследования:

  1. Параграф учебника №12

  2. Опорная таблица « Виды придаточных предложений»

  3. Опорная таблица «Подчинительные союзы и союзные слова»

  4. Учебная таблица « СПП с обстоятельственными придаточными»


Придаточные места

-соответствуют обстоятельствам места, следовательно, отвечают на вопросы:

Где? Куда? Откуда?

- относятся ко всему главному предложению;

- присоединяются союзными словами: где, куда, откуда;

  • в главном предложении могут быть указательные слова: там, туда, оттуда.

  • место придаточного: свободное

  • 1) [ ], ( ) 2) ( ), [ ] 3) […,( …), ...]

Обобщенная схема

  • где? куда? откуда?

  • [ сказуемое + ], (с.с. где, куда, откуда)

  • куда?

  • [Мы свернули налево, туда], (где [глаг. + указ. слово], (где).

  • блеснул огонек).

  • куда?

  • (Куда ветер дует в поднебесье),

  • [туда мчатся и тучки небесные]. (Куда), [указ.слово+глагол].

СПП с придаточными обстоятельственными места чаще всего используются в тексте-рассуждении, так как раскрывают информацию, данную в главном предложении. Делают нашу речь выразительнее, богаче, точнее.


Возможные проблемы при изучении

Различай!!!

  • 1.Мы любим дом (какой?), где любят нас.

[… сущ.], (где…) – придаточное определительное.

  • Где родился, там и пригодился.

  • (где…),[там…] – придаточное обстоятельственное места.


V Этап первичной проверки понимания изученного.

1. - К чему относятся обстоятельственные придаточные места?

- На какие вопросы отвечают?

- Чем присоединяются?

- Место придаточного предложения по отношению к главному.

2. Работа с предложением, вынесенным в качестве эпиграфа к уроку.

VI Этап закрепления полученных знаний. Применение знаний.

2. Тестирование по теме.

- В каких заданиях ГИА наша тема - «СПП с придаточными разных видов» находит отражение? (В-8)

- Вам предлагается задание на умение находить в тексте придаточные обстоятельственные места.

Тест.

Даны предложения. (слайд №4 )

  1. Да будет благословенно все, что тебя окружает.

  2. Распахни глаза, хоть на миг ощути, как прекрасна жизнь и Земля.

  3. Там, где глаз не мог уже отличить поле от неба, ярко мерцал огонек.

  4. Дождь шумел так звонко и музыкально, точно серебряный град падает на золотое блюдо.

  5. Небо было пурпурное, теплое, ласковое и манило туда, где оно касалось краем земли лугов.

6) Из лесного оврага, на дне которого бежал маленький родничок, неслось воркование диких голубей.

7)Живи заботой Родины, родной земли, что так щедра.

Задания к тесту:

    1. Найти СПП с обстоятельственными придаточными места, указать их номера. (3, 5)

    2. Указать номера предложений, в которых придаточные предложения стоят в середине главного. (3, 6)

    3. Указать номера предложений, в которых средством связи являются союзные слова. (1,2,3,5,6,7)

4. Указать номер предложения, в котором средством связи является союз (4)

VII Этап коррекции знаний.

- Какие ошибки были допущены? Исправление, объяснение учителя.


VIII Этап обобщения и систематизации знаний.

1. Запись предложения

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». (Д.С. Лихачев)

2. Задания на коммуникативную компетентность (в плане подготовки к выполнению задания С1 в рамках ГИА

- Вспомните основные способы сжатия текста? (упрощение, исключение, обобщение, замена)

- Примените к данному предложению названные способы. (Это может быть упрощение или обобщение, так как здесь 2 ряда однородных членов предложения)

- Как будет выглядеть текст в сжатом виде? (Любовь к родине начинается с малого — с любви к своему дому, к своей школе.)





IX Этап подготовки к выполнению домашнего задания.

- Да, действительно, любовь к Родине начинается с малого.....

(Звучит снова фрагмент песни «На родной земле стою.....»

Релаксация.

- Представьте, что вы летаете... и вам захотелось полететь туда, где вы часто любите бывать.

Опишите с помощью СПП с придаточными места любимое место, уголок родного края (речка, лес, озеро, роща, парк и т. д.) Это и будет вашим д\заданием.


Х Подведение итогов урока.

Учитель оценивает работу класса, отдельных учеников, комментирует оценки.

XI Рефлексия.

Обучающимся предлагается оценить свою работу на уроке, свои знания по теме:

    • красным кружочком («5»)

    • синим («4»)

    • желтым («3»)

    • зеленым («2»)

(На доску прикрепляются цветные магнитики)

Продолжить фразы:

  • Сегодня на уроке мне понравилось......

  • Сегодня меня на уроке огорчило.......

  • Сегодня на уроке я понял, что......

  • В дальнейшем я хотел бы, чтобы.....


XII Притча «Все в ваших руках»


Приложение

Презентация














Презентация к уроку.


Слайд №1 Тема, цели, задачи, эпиграф (см. конспект)


Слайд №2 Задание по группам: составить схемы указанных предложений, расставить знаки препинания, дать им характеристику.

1 группа. Детство — это путешествие, которое никому не удалось совершить дважды.

2 группа. Воздух так чист, что видна каждая ветка.

3 группа. В ясный день в лесу вы увидите, как осенняя паутина блестит на солнце.


Слайд №3 Проверь себя







Слайд №4 Тестирование

1)Да будет благословенно все, что тебя окружает. (К. Паустовский)

2)Распахни глаза, хоть на миг ощути, как прекрасна жизнь и Земля.

3)Там, где глаз не мог уже отличить поле от неба, ярко мерцал огонек.

4)Дождь шумел так звонко и музыкально, точно серебряный град падает на золотое блюдо.

5)Небо было пурпурное, теплое, ласковое и манило туда, где оно касалось краем земли лугов.

6) Из лесного оврага, на дне которого, бежал маленький родничок, неслось воркование диких голубей.

7)Живи заботой Родины, родной земли, что так щедра.


Слайд №5 Взаимопроверка

      1. 3,5

      2. 3,6

      3. 1,2,3,5,6,7

      4. 4






Слайд №6

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается

с малого — с любви к соей семье, к своему жилищу, к своей школе». (Д.С. Лихачев)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Блинкова Антонина Павловна

Дата: 10.10.2018

Номер свидетельства: 480205

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока по русскому языку для 9 класса по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины» "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-9-klassa-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "237501"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444323346"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными "
    ["seo_title"] => string(78) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-obstoiatiel-stviennymi-1"
    ["file_id"] => string(6) "155629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421307764"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Разработка урока по теме: сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными "
    ["seo_title"] => string(93) "razrabotka-uroka-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-nieskol-kimi-pridatochnymi"
    ["file_id"] => string(6) "169986"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423491077"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект-урока "СПП с придаточными изъяснительными""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt_uroka_spp_s_pridatochnymi_iziasnitiel_nymi"
    ["file_id"] => string(6) "460145"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1519811360"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "СПП с придаточными времени и места."
    ["seo_title"] => string(33) "sppspridatochnymivriemieniimiesta"
    ["file_id"] => string(6) "292044"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455209532"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства