kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: " Имя существительное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме : " Имя существительное". Технологическая карта уроков составлена по УМК Школа России в соответствии с ФГОС 2-го поколения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: " Имя существительное"»

Технологическая карта урока 


Описание урока/занятия

Предмет/класс

Русский язык, 2

Тема

Имя существительное как часть речи

УМК

Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса: 2 ч. – М: «Просвещение», 2018.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Формы организации познавательной деятельности

Подводящий диалог, индивидуальная, фронтальная, групповая

Цель урока

Познакомить учащихся с именем существительным как частью речи.

Задачи урока


  1. Познакомить с основными признаками имен существительных (на какие вопросы отвечает, что обозначает);

  2. Учить различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

  3. Формировать умение различать имена существительные от других частей речи;

  4. Создать на уроке ситуацию психологического комфорта, для усвоения новых знаний:

5. Воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока


Предметные:

  • Знать:

- что обозначают имена существительные;

- на какие вопросы отвечают имена существительные;

- как подчеркиваются и как подписываются сокращенно имена существительные.

  • Уметь:

- распознавать имена существительные среди других частей речи;

- правильно задавать вопросы к именам существительным (кто? что? к кому? о чём? и др.);

- правильно употреблять в речи мена существительные.

Личностные:

формировать чувства гордости за свою Родину;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- высказывать свое предположение (версию)

  • Познавательные УУД

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт 

  • Коммуникативные УУД

- уметь высказывать свое мнение;

- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре

Предметные:

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;

- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры;

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета;

- осознания безошибочного письма как одного из проявления собственного уровня культуры;

- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка;

- формирование умений анализировать основные единицы языка.

Дидактическая структура урока.









1. Дидактическая структура урока

I. Организационный момент.

II. Словарная работа

III. Минутка чистописания

IV. Актуализация опорных знаний

V. Самоопределение к деятельности

VI. Систематизация знаний по теме

VII. Расширение знаний по теме «Имя существительное как часть речи»

VIII. Физминутка «Берегите глаза!»

IХ. Закрепление полученных знаний

Х. Подвижная физминутка

XI. Самостоятельная работа

XII. Итог урока. Рефлексия

XIII. Домашнее задание

Оборудование и материалы

Компьютер,мультимедиа проектор, словарь Ожегова С.И., листы индивидуальных достижений, карточки для работы всей команды, таблица «Анализ индивидуальной деятельности по теме «Имя существительное».

Используемые образовательные ресурсы

Печатные:

Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса: 2 ч. – М: «Просвещение», 2014.

Канакина В.П. Русский язык: Рабочая тетрадь для 2 класса, часть 2. - М: «Просвещение», 2014.

Анащенко С.В., Бантова М.А., Бельтюклва Г.В. и др. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы – М: «Просвещение», 2012


Используемые педагогические технологии, методы и приемы


- системно-деятельностный подход





Конспект урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся


  1. Организационный момент

Цель - включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Руки, ноги, голова,

Плечи, пояс и спина-

Все имеет имена

Все готовы сей же миг изучать родной язык?


Дети выполняют движения, отвечают на вопрос учителя.

II. Словарная работа

Цель - повторение изученных «зимних» слов.

- Проверьте по плакату свою посадку при письме.


- Запишите слова. Что общего у этих слов?

- Какой общей темой они объедены?

- Какой месяц сейчас идет?

- Что вы можете рассказать об этом месяце?


- Русский советский живописец Игорь Эммануилович Грабарь свои впечатления от февраля перенес на холст. На картине «Февральская лазурь» он изобразил февральское утро, морозный воздух, лазурное (определение дано на слайде) небо, березовую рощу и глубокие сугробы снега. Образ настоящей русской зимы.


- Русский композитор Петр Ильич Чайковский февраль ассоциировал с веселым праздником Масленицы (определение дано на слайде). И свои чувства выразил в музыке. Послушайте.

- Февраль – это удивительный месяц, который становится завершающим аккордом злобной и ненасытной зимы. В одни дни зима запугивает прохожих морозами, вьюгами, а в другие дни зима балует солнечной погодой и красивыми пейзажами. Февраль - самый короткий, но самый вьюжный зимний месяц. В народе о нём говорят: месяц лютый, солнце на лето поворачивает, зиму замыкает, весну строит.


Принимают правильную осанку при письме

- Это словарные слова

- Зима

- Февраль

- В феврале 28 дней или 29 дней. Если 29 дней - такой год называется високосный. Февраль - это последний зимний месяц.


Рассматривают картину И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»






Слушают музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Февраль. Масленица».





  1. Минутка чистописания

Цель - формирование каллиграфического навыка письма

- Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать первую букву в названии последнего месяца зимы. Догадались, что эта за буква?


(Включить показ написания буквы Фф.)

- Буква ф.

Прописывают буквы Фф.

  1. Актуализация знаний

Цель - повторение изученного материала, подведение под тему урока

- Из чего состоит наша речь?


- Из чего состоят предложения?

- На прошлых уроках мы с вами некоторые слова объединили в большие группы. Какие это группы?


- Как называются вместе эти группы слов?

- Из предложений, тесно связанных между собой.

- Из слов

- Имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

- Части речи.

V. Самоопределение к деятельности

Цель: самостоятельное определение темы урока и формулирование задач урока.

- Сегодня мы с вами приступим к более подробному изучению одной из частей речи.

- Догадайтесь, какую часть речи мы с вами будем изучать несколько уроков.


«Логическая пятиминутка»


Цель: Определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или

процесс от других вещей

или процессов.


Сегодня вы услышите интересный рассказ, после чего вам предстоит

ответить на вопрос КТО ЭТО?


Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо внимательно слушать и

запоминать опорные

слова, называющие предметы, признаки и действия, по которым легко

узнать объект.


Итак, слушайте:


Гуляло по лесу Большое-лохматое.


Залезло оно в малинник, ягоды с кустов сгребает, себе в рот запихивает.


Затрещали кусты, зашелестели: «Кто это? Кто это?»


Не отвечает Большое-лохматое.


Жара его разморила, в речку загнала.


Лапами Большое-лохматое машет, головой трясет, плывет - карасей пугает.


Забеспокоились караси, губами зашлепали: «Кто это? Кто это?»


Не отвечает Большое-лохматое.


Медком лакомится, на пчел рычит, от них лапами отмахивается.


А пчелы вокруг вьются, жужжат: «Кто это? Кто это?»


Итак, вы догадались, кто это? Верно, это медведь (Появляются две

картинки). Но медведи бывают белые и бурые. О каком именно

медведе вы слушали рассказ? О буром. По каким словам-

предметам, признакам и действиям вы это определили?


Предметы: по лесу, малинник, пчёлы, мёдом. Признаки: большое,

лохматое. Действия: гуляло, залезло, лакомится, рычит. Соединим всё

вместе - получим медведя.


Вывод: Устанавливая существенные признаки изучаемого объекта, мы легко

определяем сам объект.

Итак, слово медведь и другие слова появились на слайде, по ним догадайтесь, о какой части речи пойдем сегодня речь.


-Почему не все сектора на круге «Части речи» подписаны?

- Сегодня мы с вами вспомним, что мы уже знаем об имени существительном и откроем еще некоторые тайны этой части речи.

- Вот перед вами Снеговик в роли имени существительного. Посмотрите, сколько нам предстоит узнать об этой удивительной части речи. (Снеговик будет приходить на протяжении всех уроков по данной теме)

- Что нам нужно вспомнить об имени существительном?

(На доске появляется схема.)















































- Имя существительное









- На какие вопросы отвечает имя существительное и что обозначает.

VI. Систематизация знаний по теме.

Цель – систематизировать уже полученных знаний об имени существительном.

- Проведем исследование.

- Вспомните, на какие вопросы отвечает имя существительное. Прочитайте слова и задайте к каждому слову вопрос.


- Сделайте вывод. На какие вопросы отвечают имена существительные?

(Заполнить схему на доске)

- Посмотрите, все эти слова превратились в картинки. Скажите, что обозначают эти слова?

(Заполнить схему на доске)

- Сформулируйте правило «Имя существительное»?

- Я слово удивительное,-

Сказало существительное.

Обозначаю я предмет,-

Всему опора спору нет:

Ведь солнце, воздух и вода,

Земля, леса и города.

Заводы, люди и планеты-

Всё это разные предметы.

Значит, я всех важней,

Значит, я всех, всех нужней!

( П. Чесноков)

По частоте употребления имена существительные занимают первое место.

Читают слова и задают вопросы:

Снег – что?, санки – что?, воробей – кто?, лыжи – что?, Снегурочка – кто?


- Кто? Что?


- Предметы



- Формулируют правило.


VII. Расширение знаний по теме «Имя существительное как часть речи».

Цель – организовать практическую работу с целью расширений знаний об имени существительном

1- Посмотрите на слова (зима, за зиму, к зиме, от зимы, с зимой, о зиме).

- Что можно сказать о них?

- К какой части речи относятся эти слова?

- Задайте вопросы к этим словам.

- Вы сказали, что это существительные, тогда почему они отвечают на другие вопросы? (Закрыть экран).

- Ответить на этот вопрос вам поможет учебник. Стр. 46 «Обрати внимание»

- Какой секрет о существительном мы узнали?

(Заполнить схему на доске)



- Кто знает, почему имя существительное получило такое название?

- А вот имя существительное о себе сказало так:

"Давно живу я в мире этом,

Даю названья всем предметам".

- Добавлю: … предметам, которые существуют в окружающем нас мире. Их с каждым годом становится больше. Почему?

- Например, когда мои бабушка и дедушка были маленькими, такого слова как «компьютер» не существовало, а когда родилась я, не было слова «смартфон»

(Показать картинку.)

(Смартфо́н (англ. smartphone — умный телефон) — мобильный телефон, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера)

-Почему?

- Можете сейчас ответить на вопрос: почему существительных становится больше?

2. - А только ли предметы обозначает имя существительное?

Прочитайте об этом в учебнике на стр. 47 «Страничка для любознательных».

- Что еще может обозначать имя существительное?


Это существительные, форма одного слова зима.

- Это существительные?

Задают вопросы с помощью учителя.



- Имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? или что?, но и на другие вопросы: (чего?) зимы; (чему?) зиме; (о чем?) о зиме.












- Не было еще этих предметов.

- Придумывают новые предметы, дают им название.

Рассказывают то, о чем прочитали на стр. 47 «Значения имен существительных»

VIII. Физминутка

Цель - обеспечить эмоциональную и мышечную разгрузку учащихся.


Дети выполняют подвижную физминутку под музыку.

IX. Закрепление полученных знаний

Цель: развивать умения применять новые знания при решении учебно-практических задач;

выявить проблемы осмысления изученного материала, для дальнейшей коррекции.

-Я предлагаю закрепить полученные знания об имени существительном.

1 Выполнение упражнения из учебника стр. 46 упр. 76 ( коллективная работа)


.


2.Работа по учебнику стр. 46 упр. 77 - самостоятельная работа.



Выполняют самостоятельно, взаимопроверка


3.Работа в группе.


Работают в группе.


- Подбери имя существительные к признакам:

Предмет –

Явления природы –

Люди –

Животные –

Географические названия –

События –

Состояние человека –

Качества человека –


4. Игра «Заберите с собой только имена существительные»


5. Послушайте песню «Из чего же?» и мальчики выписывают, из каких предметов сделаны девочки, а девочки – из чего сделаны мальчики.











Дети находят имена существительные и «складывают» их в портфель


Дети выписывают из песни имена существительные (в начальной форме или в той, в которой стоят слова в песни) проверяют себя по слайду. Самооценка.


X. Итог урока. Рефлексия.

Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке

Мне было легко……

Мне было трудно……

Я не понял…..

Я поняла….

Мне было интересно…..



XI. Домашнее задание

Всем Учебник с. 45, правило.

На выбор

I. Придумать интересное задание для своих одноклассников по имени существительному (кроссворды, ребусы и т.д.)

II. Написать своё имя полностью и на каждую букву своего имени записать по 2 существительных, одно – должно отвечать на вопрос КТО?, другое – на вопрос ЧТО?


Записывают домашнее задание




3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: " Имя существительное"

Автор: Жуковская Татьяна Николаевна

Дата: 18.02.2021

Номер свидетельства: 573562

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Конспект урока русского языка по теме: "Имя существительное. Упражнения в умении выделять имя существительное в речи." "
    ["seo_title"] => string(139) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-uprazhnieniia-v-umienii-vydieliat-imia-sushchiestvitiel-noie-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "190987"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427258882"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока русского языка по теме: "Имя существительное. Закрепление", 4 класс "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-zakrieplieniie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "122979"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414390071"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока русского языка. Имя существительное."
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-4"
    ["file_id"] => string(6) "256804"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448209827"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока по русскому языку по теме: "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "248563"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446739911"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства