«Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей». Москва, «Просвещение», 2004.
М.Н.Скаткин «Дидактика средней школы». Москва, «Просвещение», 1982.
Н.Н.Бебешина, В.П.Свириденков «Развитие речи на уроках русского языка в V-VIII классах вспомогательной школы». Москва. «Просвещение», 1978.
А.В.Текучев «Методика русского языка в средней школе». Москва, «Просвещение», 1980.
http://ru.wikipedia.org/wiki/
https://www.google.ru
I. Организационный момент.
II. Словарная работа.
Уточнение значения слова.
III. Объявление темы урока.
IV. Актуализация пройденного материала по русскому языку, объяснение темы.
V. Работа у доски.
VI. Физминутка.
VII. Виртуальное задание (на электронной панели).
VIII. Самостоятельная работа.
IX. Выборочная проверка.
X. Итог урока.
XI. Выставление оценок.
XII. Домашнее задание.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. -Какое сегодня число? -А какой день недели? -Вчера какой был день недели? -А завтра какой будет? Записываем сегодняшнее число. | Раздаю листочки, проверяю наличие зеленых ручек. |
II. Словарная работа. 1. Уточнение значения словарного слова. Запишите слово «кафе». - Что такое «кафе»? | - Это заведение общественного питания. |
2. Звуко-буквенный разбор. Один обучающийся идёт к доске. | |
- Какая гласная в этом слове ударная? | -«е». |
- Подчеркните безударную букву. - Это слово иностранное, французское. Безударная гласная «а» не проверяется, поэтому правописание этого слова надо запомнить, именно поэтому это слово словарное. | Подчёркивают гласную «а». |
Разделите это слово на слоги. Сколько в слове «кафе» слогов? | Два. «Ка-фе». |
- А сколько букв? | 4 |
- Сколько гласных? | 2 |
- А согласных? | 2 |
- Количество букв и звуков совпадает? | Да. |
Разбираем слово на доске и в тетради, ставим ударение, подчёркиваем безударную гласную. | Ка-фе - 4 б., 2 гл., 2 согл., 2 сл. |
3. Составление предложения. - Придумайте предложение со словом «кафе». Разбираем по членам предложения. | - Люди заказали еду в кафе. Подчёркивают подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения. |
III. Объявление темы урока. Тема нашего сегодняшнего урока: обращение (пишу на доске). | Записывают в дневники и тетради. |
IV. Актуализация пройденного материала по русскому языку, объяснение темы. - Эту тему мы уже проходили в предыдущие годы. Что же такое «обращение»? Слова, которые указывают, к кому обращена речь, называются обращением. Обращение может стоять в начале, в середине или конце предложения. На письме обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком. | |
Например: Что ты ржёшь, мой конь ретивый? Где здесь обращение? Абсолютно верно! | - мой конь ретивый. |
V. Работа у доски. Один обучающийся идёт к доске. Вслух читает задание, пишет на доске. Упражнение 1. Переписать, подчеркнуть одной чертой обращения. Куда ты скачешь, гордый конь? Москва! Люблю тебя, как сын. Уж вы, голубчик, постарайтесь. Слезами делу не поможешь, Даша. | Обучающиеся пишут в тетрадях. |
Вопросы обучающемуся у доски: - Что такое обращение? | - Слова, которые указывают, к кому обращена речь, называются обращением. |
- Где может стоять обращение? | - Обращение может стоять в начале, в середине или конце предложения. |
- Как на письме выделяются обращение? | - На письме обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком. |
VI. Физминутка. VII. Виртуальное задание (на электронной панели). Вставить пропущенные слова. Ты, …, всех милее, Всех румяней и белее. Ах ты, …, Это врёшь ты мне назло! Ради скуки, Кушай яблочко, …. …, …! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч. Слова для справок: («царица», «мерзкое стекло», «мой свет», «Ветер, ветер»). | Вставляют пропущенные слова. |
VIII. Самостоятельная работа. Упражнение 2. Два человека читают текст вслух. Весь класс выполняет самостоятельную работу. Переписать, подчеркнуть одной чертой обращения. -У кого гармонь, ребята? -Да она-то здесь, браток! Оглянулся виновато На водителя стрелок. - Так сыграть бы на дорожку? - Да сыграть - оно не вред. - В чём же дело? Где гармошка? -Чья была, того, брат, нет. IX. Выборочная проверка. Первые трое обучающихся дают тетради на проверку. | Пишут в тетрадях. |
X. Итог урока. - Итак, о чем мы с вами сегодня вспоминали? | |
- Что такое обращение? | - Слова, которые указывают, к кому обращена речь, называются обращением. |
- Где может стоять обращение? | - Обращение может стоять в начале, в середине или конце предложения. |
- Как на письме выделяются обращение? | - На письме обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком. |
XI. Выставление оценок. - Сегодня все работали очень хорошо! Оценки за урок: … Выставляю оценки в электронный журнал. XII. Домашнее задание. Упражнение 316. Прочитать, подумать, к кому может быть обращена речь. Вставить в предложения обращение (в начале, в середине, в конце). 1.Мы пойдём на работу, а ты береги братца. 2.Которая из вас мне яблочко поднесёт, та за меня замуж пойдёт. 3.Скажи, куда гуси-лебеди полетели? 4.Пой, щёлкай у родного гнезда. 5.Поливай - будет хлеба урожай. 6.Плещешь ты, куда захочешь. | |